Возможно, уже сейчас будущий доминатор «Ф-1» тайно фармит мощь на виду у соперников
«Астон Мартин» всех обманул?

«Формула-1» готовится к новой перезагрузке в 2026 году и переходу на самые революционные правила за всю историю. Поменяется все: мотор будет выдавать только 60% мощности через ДВС, а остальное – с помощью рекуператора кинетической энергии (суммарная мощность – свыше 1100 л.с.), а для шасси планируют сделать активный обвес с выдвижением крыльев при смене прямых на повороты.
Но главные изменения скроются в топливном баке – произойдет переход на полностью климатически нейтральное синтетическое (био)топливо. Именно сочетание такого типа горючего с «жестким мощным гибридом» без дорогого и менее полезного на обычных дорогах рекуператора кинетической энергии вернуло интерес к «Ф-1» среди автопроизводителей. Число мотористов пополнили «Форд» (в альянсе с собственным моторным подразделением «Ред Булл») и «Кадиллак», отменила запланированный уход «Хонда», а также всей заводской силой постучалась в дверь чемпионата мира «Ауди».
За полгода до первых испытаний моторов полно рассуждений о том, кто впереди – чья силовая установка устроит соперникам акт «мерседесинга» по примеру 2014-го. Из беспокойств – и ограничения расходов, и обсуждения модели «механизма помощи отстающим», и поздние предложения изменить распределение топливной и электрической мощностей или вообще перейти на атмосферные V10.
Сейчас разрозненные слухи к числу потенциальных фаворитов снова причисляют «Мерседес». У «Ред Булл» якобы все в порядке отдельно с ДВС (сделанной по наследию интеллектуальной собственности «Хонды» на своей базе) и отдельно с гибридной частью (сделанной по партнерству с «Фордом»), но возникают проблемы с компоновкой и сочетанием двух агрегатов. «Феррари» якобы за продление действующего регламента и переход на V10 или V12, поскольку продает суперкары с элитными ревущими моторами, а их поставщик Shell, вероятно, единственный увяз в экспериментах с биотопливом (против синтетики у остальных) и требует еще времени для сокращения разрыва.
ФИА возглавила попытку ускоренного продвижения атмосферных моторов и переформатирования регламента, поскольку ее одиозному президенту Мохаммеду бен Сулайему очень нужны сильные персональные имиджевые проекты для хорошего образа перед переизбранием. Предыдущий такой – расширение пелотона и продвижение «Кадиллака» как 11-й команды – разбудил вулканы противоречий, лавины споров со скандалами и закончился благоприятно только после вмешательства миллиардеров и политиков из США.
С моторами история вообще не сработала: «Хонда» и «Ауди» выступили жестко против смены правил – как и «Мерседес». Также рассматривался вариант смены отношения мощностей двигателя внутреннего сгорания и гибридной составляющей выросло с 55/45 до 70/30 или 80/20 – по меньшей мере на старте новой эры. Однако и ее отложили до первых трековых испытаний.
Активная подготовка к 2026-му продолжается – и, кажется, уже на самом деле можно представить, с какой стороны готовится доминирование.


Поставщик «Астон Мартин» второй год фармит знания о технологии в «Ф-2» и «Ф-3» – легально!
Секрет успеха при любом новом регламенте – как и восхождение «Мерседеса» в 2014-м – начать как можно раньше. И в пелотоне есть минимум одна компания, которая уже второй год легально обкатывает ту самую важнейшую технологию с перспективой переноса в «Ф-1».
Это Aramco – саудовский нефтехимический гигант, спонсирующий «Астон Мартин», поставляющий «зеленым» топливо и удерживающий пакет акций. Она с 2024-го тесно взаимодействует с ФИА и всей структурой «Ф-1» – прежде всего с молодежными сериями «Ф-2» и «Ф-3». Уже сейчас все 52 болида гоняют на том самом «устойчивом на 100% топливе».

«Все идет очень, очень хорошо, – радуется босс «Ф-2» и «Ф-3» Брюно Мишель. – Мы начали партнерство с Aramco пару лет назад – сперва с 55-процентного устойчивого топлива, как часть плана по переходу на 100-процентное в 2026-м.
Но Aramco фантастически поработала, и мы смогли ускорить все и перейти уже в этом году».
Речь о том самом синтетическом «электротопливе», которое создано с целью быть химически совпадающим по составам с «обычным» горючим – для использования в уже существующих
ДВС и моторных технологиях. Тогда выходит климатическая нейтральность по части выбросов CO2 (поскольку в процессе синтеза «заправки» улавливается и используется то же количество, что и получается потом при сжигании), и дополнительные технологии по адаптации моторов не требуются – только доработка силовых установок под новые составы горючего с целью самого эффективного сгорания и выдачи мощности. Но это происходит для любого нового поставщика и его продукции.
Причем нынешнее топливо в «Ф-2» уже напрямую релевантно для того, что планируется к использованию в «Ф-1» в 2026-м – директор серий с открытыми колесами ФИА Николас Томбазис даже радуется возможности получать все новые и ценные данные до срока, чтобы иметь в виду потенциальные колебания в скоростях в зависимости от техники или условий, сравнить темп с прошлогодним и быстро внести изменения в «главный» регламент, если потребуется.
«Прежде всего главной целью было проверить влияние на мощность и надежность моторов с нашим партнером «Мекахромом» – чтобы убедиться: все показатели совпадают с предыдущими, – уточнил технический директор «Ф-2» и «Ф-3» Пьер-Ален Мишо. – Мы тесно прорабатывали вопросы с «Мекахромом» и Aramco для определения качественной формулы топлива. Проверяли несколько версий, накатали много миль на диностенде и тестовом болиде».
То есть первоначальный план заключался в переходе только с 2026-го, но именно усилия и ускоренная разработка Aramco подтолкнула процесс на год вперед. Следующий шаг – полное разделение «синтетики» с «Ф-1».
Причем саудовская компания еще и взяла на себя все расходы, превратив молодежные серии в тестовый полигон реального времени!
«Да, мы продолжаем тесно работать с Aramco по программе развития и переходе на полную «синтетику», – подтвердил Мишель. – И устойчивое топливо не увеличило стоимости участия в «Ф-2» и «Ф-3». Aramco предоставила горючее всем бесплатно – так что вместо ожидавшегося роста затрат вышло их снизить!»
Удивила щедрость арабской компании? Особенно если обратить внимание на последние алармистские слухи о грандиозном росте стоимости топлива за литр с нынешних $22-33 до расчетных $175-225 и опасений по дальнейшему взлету цены до $300! Правда, справедливости ради, стоит учесть: такой полный прайс распространяется только на команды без официального топливного партнера и персонального поставщика – а в 2026-м таких в «Ф-1» не останется.
Босс «Ред Булл» Хорнер тоже подтверждал: для команды вопрос стоимости – не проблема благодаря партнерству с ExxonMobil – но топливо «действительно станет потенциально одним из главных источников разницы в потенциалах».
И швейцарский Blick узнавал о прогрессе и процессах еще полгода назад – главным удивлением и инсайдом материала стали слухи об огромных вливаниях как раз Aramco – с бюджетами на сотни миллионов долларов в год. Тогда в материалах даже осведомленных журналистов сквозило некоторое недоумение: это ж в какие маркетинговые кампании и технологии они вливают такие деньги, чтобы уже вдвое превосходить конкурентов?

Теперь же понятно, куда именно. Поставщик «Астон Мартин» просто буквально начал на два года раньше остальных.
«Ауди» тоже запрыгнула на поезд технологического преимущества через партнерство с поставщиками «Ф-2» и «Ф-3»
Помните, при закрытии моторной программы «Рено» французы хвастались отличными темпами разработки, преимуществом в 25-30 л.с. над соперниками по их расчетам? Тогда их заявления казались пустым бахвальством ради попытки сохранить моторную программу и рабочие места – ведь именно столько и проигрывает нынешний двигатель, причем с самого старта турбоэры.
Откуда же взяться преимуществу?

Оказывается, основания были: поставщик силовых установок для «Ф-2» и «Ф-3» «Мекахром» вообще в основном специализируется на двигателях для авиа- и аэрокосмической индустрии, но уже долгое время они присутствуют и в автоспорте – как многолетний партнер «Рено» и «Альпин» в совместной сборке, тестах и обслуживании ДВС. Потому «Мекахром» и выбрали для моторов молодежных серий: за счет крупного производства и широты компетенций надеялись снизить стоимость за один агрегат и урезать затраты на участие для команд. План сработал – теперь одна установка для «Ф-2» стоит всего до 85 тысяч евро. Но нехватка опыта в конкретной сфере привела к нестабильной выдаче мощности и частым отказам – потому качество продукции «Мекахром» последние 8 лет постоянно вызывает лучи ненависти от всех владельцев молодежных команд.
Правда, «Рено»/«Альпин» не отдавала моторы на полный аутсорс: хоть партнерская компания не радовала итогами в молодежной серии, ее инженеры продолжали помогать со стендовыми проверками отдельных узлов ДВС для «Ф-1» и гонок на выносливость и производили несколько узлов для головной базы. Также они явно могли поделиться ценной и предметной информацией о работе с тем самым топливом, на которое переходит «Ф-1» в 2026-м.
После закрытия программы «Рено» партнерство с «Мекахром» моментально подхватила «Ауди» – новый моторист, которому как раз позарез нужны такие данные. Даже еще больше, чем «Рено» – ведь раньше немецкая компания выпускала подобные гибриды только для прототипов «Дакара», а это совсем другая компоновка, требования к нагрузкам, выдаче мощности и скорости сгорания.

Конечно, в «Ф-1» «Ауди» будет работать с другим поставщиком топлива – BP и ее брендом Castrol: еще одним перехваченным у «Альпин» партнером, между прочим. Первоначальные разработки горючего точно начинались вместе с «Рено» и «Мекахром», так что для всех сторон правила 2026-го не окажутся теперь абсолютным темным лесом – и старт совместных тестов, по пресс-релизу, начался вообще «еще в конце 2022-го».
Технологический сдвиг даже по нынешним ДВС все равно прогнозируется грандиозным – даже несмотря на подготовку горючего с целью использования именно уже существующих схем моторов. Отличное сравнение – переход на смесь с 10-процентным этанолом в 2022-м: уже тогда выяснилось, что обновленное горючее по-другому воспламеняется, сгорает и может вызывать окисление и коррозию узлов без нужных переработок моторов. Глава отдела силовых установок «Мерседеса» Хайвел Томас признавал, что уже к тому моменту пришлось многое переделать – а сейчас сдвиг видится еще масштабнее:
«Нам пришлось переделать некоторые части мотора и его картографии. Не то чтобы прямо полная переделка всей механики, но изменения многих частей. Прежде всего для увеличения километража и надежности. Они и близко не стоят рядом с теми задачами, что видятся для перехода на топливо 2026-го».
Со стороны может показаться, будто такие детали не выглядят как явное преимущество – ведь выпускать технику все равно будет «Ауди» на заводе в Нойбурге. BP ведет скорее полигонные исследования топлива. Да, раньше «Мекахром» собирал и обслуживал моторы «Рено» – еще во времена «Уильямса» и «Бенеттона» французы так экономили деньги на аутсорсе. Но с тех пор техника и требования к интеграции в шасси усложнились, и «Альпин» выполняет все сама – вплоть до конца 2025-го. И точно не собиралась возвращаться к старой схеме – близко к ней выглядело только партнерство по двигателям для гиперкаров под «Ле-Ман» и гонки на выносливость. Дело именно в технологиях.

«Для «Альпин» мы производили часть деталей и собирали некоторые моторные узлы, – подтвердил босс «Мекахрома» при объявлении о сделке. – Для «Ауди» мы не будем ничего собирать – только производить».
Теперь в реальности «четыре кольца» добрались до ближайшего легального источника точных данных, которые уже сейчас обкатываются на реальных треках. Ближе, детальнее и дешевле – только у «Астон Мартин».
Реализация конечного продукта всегда может выйти слабенькой, и оба проекта рискуют не взлететь – это обычный дисклеймер для любого революционного технологического переворота. Но лучшие стартовые условия всегда повышают шансы на успех.
И «Астон Мартин» с «Ауди» раздобыли лучшие возможные условия для первых шагов – причем совершенно легально.
«Кадиллак» тоже активно работал за пределами правил
В 2026-м к «Ф-1» подключится и новая 11-я команда – американский «Кадиллак». Ее принятие утвердили на уровне всей серии и ФИА только в марте – уже после получения окончательной версии правил на следующий сезон. И только с того момента на организацию упал потолок расходов с ограничениями на время в аэротрубе и в симуляторе – до марта «Кадиллак» мог тратить нанимать кого захочет, тратить сколько сможет и продувать любые модели, пока хватает электричества у завода-партнера.

И американцы сполна разыграли затяжку с приемом: открыли дополнительную базу в Великобритании, наняли на нее 200 человек («каждый день приходит кто-то новый» – буквально цитата их технического директора) и забрали все доступные ночные и дневные смены у аэротрубы «Тойоты» в Кельне. А это достаточно неплохая база для начала: ее строили за сотни миллионов в начале XXI века для заводской команды «Ф-1» сразу в состоянии «самого прогрессивного и футуристичного произведения инженерного искусства», до конца 2023-го установкой 10 лет пользовался «Макларен» (пока не перешел на новую собственную), а затем ее слегка отремонтировали и реновировали. Сейчас, конечно, она уже – не пик доступных технологий, но у многих сильных команд (например, вроде «Ред Булл») труба еще старше и капризнее.
И даже после принятия «Кадиллака» в «Ф-1» американцы продолжают ею пользоваться – просто теперь меньше из-за ограничения правил. Пока конкурентов за удобное время у них нет: партнерство «Тойоты» с «Хаасом» еще не затронуло перенос продувки деталей из аэротрубы «Феррари», поскольку аэродинамические модели и прототипы все равно пока создаются на суббазе в Маранелло. И у «Кадиллака» остается по сути собственный завод.

Правда, шеф американской команды Грэм Лоудон отказывается соглашаться с идеей «вы тут нафармили кучу легального теневого преимущества».
«Да, мы работали с моделью 2026-го дольше, чем кто-либо, но у нас просто нет подтверждений, насколько хорошо данные совпадут с реальностью. У нас вообще нет машины на треке, с которой мы хоть как-то раз за разом можем сравнивать результаты. Потому я бы предложил любой команде поменять их нынешний уровень развития на наши данные. Уверен, никто бы не согласился на такую сделку».
«Мы сделали шасси для аэродинамической трубы, но без шин «Пирелли» – у нас была только их модель, – уточнил трудности президент и соинвестор новой команды, миллиардер Дэн Таурисс. – Нам очень не хватает данных, которые есть у всех действующих команд. Мы надеемся преодолеть все эти трудности, но избежать их не получится».
Еще бы – когда основа успеха все равно кроется в моторах и топливе. Догонять по уровню шасси теперь будет намного сложнее.
Что еще почитать о новом регламенте и потенциальном читерстве в «Ф-1»?
«Ф-1» мечтает о легендарном реве V10. Но возвращение внезапно сорвалось – почему?
«Рено» купит моторы «Мерседеса» в «Ф-1». Хватит смеяться – это последний шанс на успех!
«Ф-1» будущего: опасный обвес ради мотора-революции и 355 км/ч. Сколько ж критики!
Автосимвол США ломится в «Ф-1» без малейшего понимания правил. Жгут впустую деньги миллиардера
Фото: Gettyimages/Chris Graythen, Mark Thompson; HOCH ZWEI, Xavi Bonilla / Dppi/Dppi, Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press; AUDI AG; Cadillac;