14 мин.

«Ф-1» мечтает о легендарном реве V10. Но возвращение внезапно сорвалось – почему?

Большая часть фанатов автоспорта стала интересоваться «Формулой-1» в начале 90-х или середине нулевых, когда в серии правили двигатели V10. Та эпоха считается одной из самых ярких, благодаря силовой установке, которая выдавала 18 000 – 20 000 об/мин, а также неповторимый звук. Особенно он запоминался на быстрых трассах в Монце и Спа. Именно V10 и его звук – символы того времени.

Болельщики ассоциируют этот двигатель с временами Алена Проста, Айртона Сенны, Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена – их эпическими сражениями как на трассе, так и вне ее. Ностальгия также связана с тем, что в воспоминаниях та «Ф-1» казалась менее коммерциализированной, чем сейчас, каждая гонка – менее предсказуемой. Современные двигатели V6 эффективны, но не так эмоционально воздействуют на зрителя из-за более тихого звука. 

В 2026 году команды «Формулы-1» выйдут на старт с новыми двигателями − 1,6-литровыми V6 без упраздненного дорогого и тяжелого гибридного блока MGU-H, но с увеличенной втрое мощностью MGU-K и на экологичном топливе. По плану мощность должна была выстрелить за 1100 л.с., а распределение выдачи между ДВС и электрическим блоком – составить 55/45.

Новые правила привлекли дополнительных производителей: к «Ред Булл» присоединился «Форд», в качестве 11-й команды пришел «Кадиллак», всей заводской мощью стартует «Ауди», и даже «Хонда» раздумала уходить и присоединилась к «Астон Мартин». Компаниям понравилось сокращение расходов, потолок бюджетов на разработку и производство, будущие призовые выплаты мотористам, но прежде всего – резкий рост актуальности для дорожных машин. Ведь примерно такие же моторы с гибридной частью используются и на гражданских дорогах, а переход на экологичное синтетическое или биотопливо – долгосрочная цель (до 2030-го) большинства конгломератов.

И концентрация на экологичном топливе как раз и вызвала новую волну рассуждений: раз все выбросы будут нейтральными, почему тогда не рискнуть с более смелыми моторными технологиями? И Международная автомобильная федерация (ФИА) вернула в публичное поле обсуждение темы перехода на те самые легендарные моторы V10 − которые, по мифологии серии, многие фанаты полюбили за их неповторимый звук. 

Почти каждый пилот мечтал бы оказаться в болиде «Ф-1» с двигателем V8 или V10. Их рев заставляет не только гонщиков, а главным образом фанатов с ностальгией вспоминать старые-добрые времена. И, казалось, благодаря новым технологиям в индустрии производства биоразлагаемого топлива, появился шанс вернуть V8 и V10 в большие гонки.

Но план сорвался: на срочном собрании ФИА и производителей перед Гран-при Бахрейна обсуждение темы все-таки отложили минимум до 2029-го. Но совсем со стола не сняли.

Гонщики и ФИА радовались!

Первым запустил тему президент ФИА Мохаммед бен Сулайем.

«Общая презентация «Формулы-1» в Лондоне вызвала множество позитивных дискуссий о будущем нашего спорта. И хотя сейчас мы все с нетерпением ждем вступление в силу нового технического регламента и перехода в 2026 году на новые двигатели и новые шасси, мы также должны задавать будущие технологические тенденции в автоспорте.

Мы должны рассмотреть целый ряд направлений – в том числе возвращение ревущего звука двигателя V10, работающего на экологичном топливе. Какое бы направление для дальнейшего развития ни было бы выбрано, мы должны поддержать команды и производителей в вопросе контроля за расходами».

В Китае журналисты поймали четырехкратного чемпиона мира Макса Ферстаппена, который связал возвращение V10 с яркими детскими воспоминаниями. Пилот «Ред Булл» подчеркнул, что эта идея явно лучше того, что есть в серии сейчас. Контракт Макса истекает как раз в 2028-м, когда, по слухам, и собираются вновь менять регламент. При этом не так давно нидерландец говорил, что не знает, где будет к этому году. Тем более, что в скором времени у него появится ребенок.

«Возможно, да [останусь ради V10]. Я не отвечаю за правила. Но, конечно, для чистых эмоций от спорта V10 определенно намного лучше, чем то, что мы имеем сейчас. Я помню, как в детстве, когда ты гуляешь по городу, то слышишь шум моторов. Такое приносит гораздо больше эмоций. Даже если скорость машины, возможно, была ниже, ощущения от такого двигателя просто невозможно описать по сравнению с тем, что у нас есть сейчас».

Руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер тоже поддержал идею V10, но сделал очень важную оговорку − не ранее 2030 года и на «зеленом» топливе. То есть, никаких тебе резких поворотов с отменой уже принятого регламента, плюс новые технологии.

«Если говорить о будущем моторе «Формулы-1» после следующего поколения, лично я считаю, что со спортивной точки зрения это открыло бы все возможности.

Случайным образом получилось, что у нас будет очень, очень дорогой и очень сложный мотор с 2026 года. Пурист во мне с удовольствием бы вернулся к V10, если подойти к этому ответственно, с «зеленым» топливом. Если двигатели вернут, будет звук гонок Гран-при – это интересная концепция и, безусловно, ее стоит рассмотреть после [следующего] регламента».

Перед первыми свободными практиками Гран-при Бахрейна журналисты пообщались с пилотом «Феррари» Шарлем Леклером, который выдал инсайд о готовности его команды к новому регламенту (похоже, что не все радужно) и поддержал идею с V10.

«Возвращение двигателей V10 – это здорово. Те разработки новых двигателей для следующего сезона, что я уже видел, не слишком вдохновляют. И я бы сказал, что большинство из нас, гонщиков, разделяет это мнение. Просто по тем или иным причинам кто-то высказывает свое мнение более открыто, чем другие. Но я думаю, мы все согласны с тем, что вариант с двигателем V10 был бы гораздо лучшим решением.

Тем не менее, мы пойдем по тому пути, по которому нам скажут. Не думаю, что у гонщиков вообще есть веское право голоса в подобных обсуждениях. Но сейчас ясно одно – то, что мы видим (в отношении разработок гибридных моторов 2026 года) выглядит не слишком здорово.

И речь не только о гонках, но и вообще обо всех аспектах. Даже с точки зрения безопасности в некоторых случаях все может быть не очень хорошо. Так что эти вопросы будет изучать ФИА, хотя я не уверен, что сейчас остается достаточно времени для того, чтобы что-то менять.

Думаю, что выбор уже сделан и нам придется иметь дело с тем, что есть, стараясь справиться как можно лучше. Наша цель – быть максимально конкурентоспособными. Но с точки зрения гонщика новые двигатели не слишком впечатляют».

Автопроизводители выступили против

Исполнительный директор «Мерседеса» Тото Вольфф посчитал неуместными разговоры о том, что новый регламент, который вступит в силу в следующем году, должен просуществовать всего пару лет, прежде чем состоится триумфальное возвращение двигателей V10. Кроме того, он считает, что такие слухи запускают те команды, которые понимают, что их новая силовая установка оставляет желать лучшего.

«Мы, как представители «Формулы-1», будем выглядеть немного глупо. Сначала мы привлекаем такую компанию, как «Ауди», представляем проект нового отличного гибридного двигателя, работающего на экологичном топливе, а потом внезапно заявляем, что вообще-то хотим использовать эти двигатели всего три года, а не запланированные пять лет.

«Формула-1» должна быть стабильным и надежным партнером, заявляя: «Вот таким будет регламент, вот такой нужен инвестиционный бюджет, вам нужно все рассчитать». И дальше люди либо соглашаются прийти в «Формулу-1», либо нет.

Но вот делать подобные заявления еще до того, как новый технический регламент вступил в силу, значит делать позицию «Формулы-1» неустойчивой.

Возможно, определенные люди ведут эти разговоры потому, что в следующем году, как им кажется, они будут не так конкурентоспособны, как им бы того хотелось. Вспомните 2014 год, те же самые люди ругали переход на новый регламент, потому что поначалу их двигатель был не очень конкурентоспособным.

Теперь они делают собственные двигатели – и там явно есть опасения того, что дела идут не лучшим образом. Поэтому внезапно начинаются попытки различных манипуляций, озвучивается идея возвращения двигателей V10, и так далее.

Со стороны «Мерседеса» могу сказать, что мы всегда открыты для подобных дискуссий. Какой двигатель мы хотим видеть в «Ф-1» в будущем – V8, V10? Какая гибридная система будет стоять на машинах? Очевидно, что разработки экологичного топлива идут вперед. Какой это должен быть двигатель – турбированный или атмосферный? Нас устроит любой вариант – при условии надлежащего управления».

От слухов заметно напряглись в «Ауди», ведь крупный автопроизводитель решил войти в «Формулу-1» как раз под регламент 2026-го. В компании считают, что он даст толчок производству обычных дорожных авто, а какие-то внезапные изменения немцам на пользу не пойдут. Пришлось даже писать официальное заявление, в каждой букве которого заметно недоумение.

«Грядущие изменения регламента, в том числе новые гибридные двигатели, на которые серия должна перейти в 2026 году, были ключевыми факторами при принятии решения о приходе «Ауди» в «Формулу-1».

Данный регламент в отношении конструкции двигателей отражает те же технологические достижения, которые используются в инновационных дорожных автомобилях «Ауди».

Пилот «Астон Мартин» Фернандо Алонсо один из немногих, кто не просто слышал и видел болид «Ф-1» с двигателем V10, но еще и управлял им. Именно такая силовая установка была на его «Минарди» и чемпионском «Рено». Льюис Хэмилтон из «Феррари» успел погонять только на болиде с V8.

Когда у испанца спросили, за он или против, он включил дипломата − ностальгия, скучаю, но сейчас технологии сильно ушли вперед и современные двигатели очень эффективны. Получилась очень нейтральная позиция пилота, который вряд ли будет в серии к тому году, когда решатся на подобную смену регламента.

«Я не уверен, тут мне трудно комментировать ситуацию. Понятно, что я люблю времена V8 и V10 и звук, который издавали те машины, я по нему скучаю. Но также мы сейчас живем в совсем другом мире, технологии сильно развились, и современные двигатели работают невероятно эффективно, сжигая при этом в три раза меньше топлива.

В любом случае, это решение принимать «Формуле-1» и ФИА, вовлеченным процесс людям. Со стороны гонщиков могу сказать, что мы хотим управлять максимально быстрыми машинами – и не важно, какие на них будут установлены двигатели. Возможно, стоит послушать и мнение болельщиков, но я думаю, что мы не можем идти против времени.

Не стоит забывать и о том, насколько эффективными стали современные болиды в сравнении с машинами прошлого, и это радует. Это как предложить отказаться от системы гало, сделав машины более опасными, а гонки более напряженными для зрителей. В этом просто нет смысла».

Биотопливо – шанс на возвращение того самого V10

В нефтяной промышленности инженеры упорно работают над созданием полностью экологичного топлива. Например, топливо можно даже добывать из воздуха, превращая его в жидкость, на которой может работать топливный двигатель.

У каждой команды уже есть топливный партнер, который обещает уникальную смесь – на основе синтеза при помощи электричества или из биоисточников. Ходят слухи, что крупные поставщики топлива Aramco, ExxonMobil и Shell вкладывают бюджеты в сотни миллионов долларов в разработку, чтобы выиграть первую фазу гонки, прорекламить себя через гонки и затем ворваться и в мир обычных заправок с реальным доказательством «у нас есть рабочее решение».

В мире не так много проектов по созданию чистого биотоплива без выбросов углеводородов в атмосферу, причем до успеха еще очень далеко. Один из таких создал бывший технический директор «Макларена», «Уильямса» и «Мерседеса» Падди Лоу – Zero Petrolium. Как человек в теме Лоу считает, что нынешняя гибридная схема «Ф-1» выглядит пока идеальной.

Здесь же кроется вопрос о будущем двигателе для «Формулы-1». Если несколько лет назад выбор пал на более крупный гибридный компонент, то теперь, по слухам, несколько поставщиков двигателей открыты для использования возобновляемых источников энергии.

Преимущество заключается в том, что в разных странах сотни миллионов автомобилей не станут вмиг непригодными для использования. Если бы страны выбрали только электромобили, то машины с ДВС потеряли бы актуальность и перестали использоваться.

Именно «Формула-1» может сыграть решающую роль в развитии экологически чистого топлива. Эта серия всегда была прогрессивной силой для автоиндустрии и теперь может снова взять на себя такую роль. Вопрос, однако, в том, с каким двигателем это делать: V8, V10 и V12 вызывают больше эмоций у фанатов и обладают огромным историческим наследием, но их технологии больше не применимы на обычных дорогах. Заводы давно перешли на версии V6 и даже V4.

В переходе на чистое «зеленое» топливо есть серьезные проблемы. Как и обычное, оно выбрасывает в атмосферу углекислоту, на борьбу с которой и бросили все силы в серии. Кроме этого двигатели внутреннего сгорания на экологичном топливе менее эффективны, чем их нынешние братья. Меньшая мощность = меньший КПД, который и так в современной «Ф-1» повышают различными турбинами и системами рекуперации энергии.

Несмотря на то, что в новом регламенте прописаны расширенный гибридный двигатель, уже начались переговоры о том, как должен выглядеть его преемник.  Если вспомнить, какими семимильными шагами ускоряется разработка «чистого» топлива, и вот нам довольно очевидное направление, в которое стоит уйти серии. Разработка двигателя 2026 года обошлась всем поставщикам примерно в 1 миллиард долларов. Это огромная сумма, поэтому отступать от проекта нельзя.

Новые силовые установки должны и будут участвовать в гонках в 2026 году. По всей вероятности, как минимум до 2028 года. Только после этого появится шанс что-то изменить, внедрить новый регламент, в котором будет другое топливо.

Теперь обсуждение запустили на высочайшем уровне, и двигатель V10 – среди вариантов. Однако, учитывая становление автомобильной промышленности, даже после 2028 года модели с большим количеством цилиндров и оборотов вернутся в гонки и рынок. Только если на нем произойдет настоящая революция – либо при переключении на новые источники энергии и технологии. 

Тем не менее, может случиться так, что с развитием экологически чистого топлива появится хоть какой-то шанс на возвращение рева ДВС в «Ф-1».

Что еще почитать про технику и регламент «Ф-1»:

Фото: Gettyimages.ru/Martin Rose/Bongarts, Clive Mason, Mohamed Farag, Charles Coates; Eric Alonso/Keystone Press Agency, Jay Hirano/AFLO, IMAGO/HOCH ZWEI/Global Look Press; commons.wikimedia.org/Pex Cornel