11 мин.

Круг депрессии Хэмилтона в «Феррари» замкнулся

Психология самоуничтожения семикратного чемпиона «Ф-1».

Недавний Гран-при Венгрии отметился в резюме семикратного чемпиона «Ф-1» Льюиса Хэмилтона как слепок его депрессии и падения. Переход в «Феррари», кажется, больше не радует, ведь именно в алом он закончил гонку на обычно любимом «Хунгароринге» 12-м – и это его худший результат здесь за 15 лет. Без учета схода в 2010-м – вообще за карьеру.

Причем дело не в конкретном гоночном провале – шансы на подиум уплыли еще в квалификации. Хэмилтону не хватило 0,15 секунды до прохода в топ-10 – он выбыл во втором сегменте, вышел расстроенным к прессе и заявил миру, что бесполезен, а «Феррари» надо бы поискать другого гонщика.

И потом несколько раз повторил в других интервью. С дополнениями и расширениями.

«Что произошло в квалификации? Я абсолютно бесполезен. Я совершенно бесполезен. Очевидно, что это так. Я проехал просто ужасно. Нужно ли что-то поменять в машине? Я поменял. У меня не было никаких проблем. Все довольно плохо. Это еще слабо выражаясь.

Дело во мне каждый раз. Я бесполезен, абсолютно бесполезен.

Нет ничего позитивного, кроме того, что Шарль завоевал поул, с чем я его поздравляю. Это действительно здорово для команды.

С командой проблем нет. Вы сами видели – болид на поуле. Пожалуй, нам нужно сменить гонщика».

А после гонки депрессия продолжилась:

«Иногда ты чувствуешь то, что чувствуешь. И порой ты говоришь то, что думаешь, вот и все. За кулисами, на заднем плане, сейчас многое происходит, что я бы, скажем так, не назвал чем-то хорошим. Но любовь к гонкам по-прежнему со мной».

Цикл депрессии Хэмилтона понятен: за провалом в квалификации следует трудный старт из глубины пелотона – очень плотном в современной «Ф-1», разрывы в скорости между машинами минимальны. Прорываться и обгонять в таких условиях очень сложно даже для самых талантливых и смелых – и не каждый готов на уровень агрессии хотя бы в 0,5 Ферстаппена.

Льюис иногда тонет в пелотоне: выдает 5-6 обгонов середняков, но все равно дальше 6-7 позиции трудно дотянуться с такими потерями времени – только при идеальной стратегии, удачных условиях и тактических ошибках соперников. Часто ли такое получается у современной «Феррари»? Даже в гонке с удачным началом может выясниться, что в машину недолили топлива и нужно экономить

И если машина напарника в это время рубится за подиум (а Леклер собрал уже 5 финишей в топ-3, взял поул в Венгрии и упустил новый кубок только из-за туманной проблемы с машиной), то любой результат вызовет опустошение.

А затем на новом Гран-при все повторяется.

Что не так с постоянными провалами Хэмилтона в квалификациях?

№44 вообще с трудом вкатывается в новую команду и понимание свойств SF-25 – с первого же Гран-при сезона возникли сложности с тормозами и мотором, и единственным решением проблем по версии Льюиса станет «пересадка мозга».

Об уникальности двигателя «Феррари» рассказывал и Валттери Боттас (бывший напарник Хэмилтона по «Мерседесу», последние годы выступавший в «Альфа Ромео» с двигателями Скудерии): мотор иначе настраивается, требует особенного стиля торможения, выдает другие мощности и крутящий момент на разгонах, а также иначе запасает энергию. Правда, все это можно было тоньше сочетать друг с другом и детальнее тюнить, создавая запас по driveability (на русском нет точного аналога, но для близкого понимания подойдет «управляемость») – только сперва нужно со всем разобраться.

А еще у «Феррари» другие тормозная система и колодки – причем они несколько раз менялись только по ходу сезона-2025. Например, в Бельгии Хэмилтон впервые получил технику с более агрессивным и быстрым «закусом» и сбросом скорости – и тут же с непривычки заблокировал задние колеса в спринтерской квалификации.

В обычной квалификации вообще срезал поворот – так бывает, когда ожидаешь от машины менее резвого отклика и делаешь поправку на мягкое поведение, а она реагирует бодрее ожиданий.

«Удивительно, что Льюис взял на себя вину, – недоумевал бывший пилот «Ф-1», а сейчас симуляторщик «Мерседеса» и аналитик Sky Sports F1 Энтони Дэвидсон. – Льюис немного подавлен и винит в неудаче себя.

Было совершенно очевидно, что на болиде Хэмилтона заблокировались задние колеса. А гонщику своими действиями очень трудно добиться такого эффекта – разве что он по неосторожности слишком сильно сместит тормозной баланс на заднюю ось. Не важно, что сейчас говорит Льюис, во многом причиной разворота стала именно машина»

Причем даже не сказать, будто Хэмилтон как-то особенно рискует – просто пилотирует достаточно осторожно, стараясь предугадать потенциальные шалости болида.

И последняя квалификация в Венгрии это показывает. В ней Льюис проиграл Леклеру 0,247 секунды – весомо для короткого пилотажного трека. Но именно во втором сегменте накатила облачность и выпали пару капель дождя, и трек начал стремительно остывать. Круг от круга снижалось естественное сцепление, и прогревать шины уже требовалось по-другому. Более того, даже в начале круга отдача от асфальта и покрышек была совсем другой, чем в конце.

И где же Хэмилтон проиграл это время? Как раз в двух последних поворотах: болид вновь разбалансировался, а Льюис просто не рискнул его укрощать и объезжать проблему.

После борьбы с сильной избыточной поворачиваемостью с резким движением руля в предпоследнем повороте Хэмилтон поехал финальный совсем по-другому: заворачивал плавно, в несколько этапов и постепенно. Так спокойнее и стабильнее, но медленнее: потому что тормозить нужно раньше, и чем больше делаешь движений рулем, тем больше теряешь в скорости.

Леклер корректирует и атакует в поворотах с прежним риском – всегда на пике. Он просто объезжает проблему. Но уязвимости остаются на обеих машинах: скандал с жалобами Леклера в Венгрии по радио на машину с объяснениями в «поломке шасси» как бы намекает – сломаться может что угодно и в любой момент. Трудно заставить себя доверять такому в любом сложном повороте.

Оттого и разница во времени, и реакция Хэмилтона на итог.

Выходит замкнутый круг: не укротил «Феррари» ➡️ провал ➡️ потеря веры в себя и болид ➡️ нет новых попыток укрощения ➡️ нет результатов, итог еще хуже ➡️ погружение в депрессию и окончательная потеря веры в себя.

И даже когда болид уже исправлен, атаковать с прежней отдачей сразу не выходит – привычки-то наработаны.

Шеф «Феррари» Фредерик Вассер тоже намекает: дело не совсем в темпе машины.

«Когда мы проводим три сессии, и все постоянно меняется – то солнце, то дождь, то ветер – просто была нужна удача. И да, нам просто немного повезло в нужный момент в правильной сессии.

Считаю, Хэмилтону просто немного не хватает уверенности в данный момент. Ему нужно сохранять спокойствие и собрать все воедино. Не думаю, что он не чувствовал болид. Скорость есть».

Проблема – в психологии: «Феррари» не поддерживает Хэмилтона так, как поддерживал «Мерседесе». Напротив, это Льюис должен вести Скудерию

Но ведь у Хэмилтона и раньше случались труднейшие моменты с точки зрения психологии? Он проигрывал и гонки, и титулы, уступал в квалах, но всегда возвращался в топ буквально через пару Гран-при? В чем же дело теперь?

Просто в «Мерседесе» научились его поддерживать – особенно в последние неприятные сезоны с машиной-дивой, серийными вылетами до третьего сегмента и поражениями от Расселла. В моменты депрессии, подавленности и неверия в стратегию, возможности дотянуть до финиша или догнать соперника в наушники Хэмилтона поступал голос босса Тото Вольффа. И Льюис слышал: «Да, машина – дерьмо, мы знаем, прости за стратегию, но ты – семикратный чемпион мира. Если кто-то и способен все это провернуть, то только ты. Давай, порви их, мы в тебя верим».

Ровно то же Вольфф высказал и в Венгрии после публичного душеизлияния бывшего партнера:

«Таков уж Льюис, он всегда искренне выражает эмоции. Он сказал то, что думал в тот момент, когда ему задали этот вопрос. Льюис был подавлен и жестко высказался по отношению к себе.

В прошлом у нас [в «Мерседесе»] тоже случались такие моменты, когда Льюис чувствовал, что не оправдывает собственных ожиданий. Он всегда был эмоционально открыт, с самого детства. И он будет корить себя за неудачи.

Однако Льюис все равно является одним из величайших гонщиков в истории «Ф-1» и всегда будет оставаться таковым. И этого ничто не изменит – ни один Гран-при, который пошел не по плану».

Но в «Феррари» нет даже такой поддержки. По радио в лучшем случае Хэмилтон слышит сверчки в ответ (в худшем – еще немного бесполезных данных из отборных итальянских гайдлайнов). А в прессе Вассер четко отметил субординацию – он шеф гоночной команды, а не психотерапевт:

«Мне не нужно его мотивировать. Честно говоря, он разочарован, но не демотивирован. Да, он требовательный. Но, считаю, именно поэтому он семикратный чемпион мира. Он требователен к команде, к болиду, к инженерам, к механикам, ко мне тоже».

«Феррари» и правда брала его не только за чисто гоночные навыки – для роли «наконечника копья» у них давно был Леклер. Хэмилтону нужно выступать и в роли копьеносца – того, кто направляет команду в чемпионскую сторону. Ведь не зря же инсайдеры и журналисты после трансфера постоянно говорили о важном аспекте – «имя Льюиса должно привлечь в Скудерию новых талантливых инженеров».

Вот только его персона пока никого не привлекла, и сам Хэмилтон только начал сражение с командной структурой. Причем явно ощущает этот прессинг дополнительной ответственности:

«Я встречался с руководством – с президентом «Феррари» Джоном Элканном, с исполнительным директором Бенедетто Виньей, с Фредом Вассером. И несколько встреч я провел к руководителем разработки нашего болида – техническим директором Лоиком Серра, а также с руководителями некоторых других департаментов.

Мы обсуждали вопросы разработки двигателя для следующего года, разработки подвески для нового болида.

По ходу сезона я отправлял руководителям различные документы. По итогам первых нескольких гонок я составил для команды полную документацию. Некоторые из них касаются структурных изменений, которые требуются нам, как команде, чтобы стать лучше в тех областях, в которых мы хотим прибавить.

Какие-то вопросы касаются проблем с текущей машиной, которые нужно постараться устранить прямо сейчас. Потому что какие-то характеристики и особенности нынешней машины ты хочешь перенести на болид следующего года, а над какими-то нужно работать, чтобы к следующему сезону их изменить.

Я стараюсь так действовать по той причине, что вижу у этой команды огромной потенциал, вижу страсть – с которой мало что сравнится. Это колоссальная организация со множеством движущихся элементов, только вот некоторые из этих элементов не работают на всю доступную мощность. И как раз поэтому команда не может достичь того успеха, которого заслуживает.

И я чувствую, что моей задачей является помочь команде, бросить вызов, чтобы люди во всех областях работали на пределе своих возможностей, в особенности люди наверху, отвечающие за принятия решений.

За последние 20 лет за команду выступали многие потрясающие гонщики – Кими Райкконен, Фернандо Алонсо, Себастьян Феттель. И я не хочу повторять их судьбу».

Да, после венгерских откровений показалось, будто всего за 10 дней Хэмилтон диаметрально поменял взгляд и уже готов смириться с неудачей – как мирились Феттель и Алонсо.

Но нет – после гонки Льюис четко обозначил нежелание заканчивать:

«Да, с нетерпением жду возобновления чемпионата после летнего перерыва. За счет обновлений болида мы определенно сделали шаг вперед – просто досадно, что мы не так конкурентоспособны, как лидеры.

При этом мы видели, что Шарль Леклер добился очень сильных результатов в двух последних гонках. Команда определенно добилась прогресса в работе с болидом, так что мы должны продолжать попытки выжать из болида больше скорости».

Поможет ли летний перерыв вырваться из замкнутого депрессивного цикла?

Что еще почитать о Льюисе Хэмилтоне и «Феррари»?

Подписывайтесь на телеграм-канал автора – там не вошедшие в тексты на сайте о мысли не только о гонках — о культуре и восхитительных моментах в спорте.

Фото: Gettyimages.ru/Joe Portlock, Rudy Carezzevoli