10 мин.

О Лео

«Я жду движения защитника и играю с ним. Как только я понимаю, что он делает, то совершаю обманный маневр, показывая, что намерен пойти одним путем, тогда как иду совсем другим. Я продолжаю смотреть на ноги противника, а не на мяч. Я знаю, где мяч. Я знаю, что он там…»

«Мы играли на «Кальдероне», и он остановился посередине поля. Он просто остановился, замер абсолютно неподвижно. Буквально. Он замер! Я был в семи-восьми метрах от него и сказал себе: «О, черт… Ну, ладно, я иду туда... больше по обязанности… И… Я не знаю, что он сделал со мной, я просто не знаю! Я возвратился домой, и моя подруга сказала мне: «Что он с тобой сделал?» А я говорю: «Откуда я знаю?! Скажи мне сама. Ты же видела его по телевизору!» Клянусь, не знаю. Я не знаю, что он сотворил», – рассказывал защитник «Атлетико» Мариано Перния в одной из передач на испанском ТВ.

О Лео.

Маленький мальчик идёт по тихой улочке солнечного Росарио. Его левая рука покоится в тёплой ладони любимой бабушки, правая – пытается обхватить футбольный мяч, который на фоне хрупкого детского тела кажется непомерно огромным. Мальчик счастлив, ведь сейчас рядом с ним самые близкие и любимые. Бабушка, которая больше всех верит в него, и к которой сегодня устремлен его взгляд после каждого забитого гола. Бабушка, которая поддерживала внука не только словом, но и делом. Она всегда была рядом и очень переживала, потому что ее малышу очень часто доставалось от защитников, которые не могли остановить Лео дозволенными приемами. Во время одного из таких матчей донна Селия сделала замечание отцу ребенка из противоположной команды. Возник спор, разговор перешел на повышенные тона. В результате женщина разбила бутылку о голову нерадивого папаши. Это взыграла горячая итальянская кровь – в свое время Аргентина приняла многих выходцев с Апеннинского полуострова, ищущих лучшей жизни.

С другой стороны находится лучший друг мальчика – футбольный мяч. Как и у всех великих футболистов, история этой дружбы началась в самом раннем детстве. В любое время суток и года, на любом покрытии и в любом помещении, против любого соперника – наш герой всегда старается быть со своим другом и держать его у своей левой ноги.  Вспоминает дядя Клаудио: «Лео бегал за мячом, как безголовый цыпленок, а затем, когда получал его, казалось, что никогда больше не выпустит. У него вздувались вены от напряжения, лицо краснело, как помидор. И не дай Бог, если он проигрывал! Он начинал плакать и закатывал истерику, набрасываясь на любого, кто пытался утешить его. Ему необходимо было продолжать игру до победы». За становлением и развитием этой дружбы вот уже более 10 лет пристально наблюдает весь мир. И друзья не устают этот мир удивлять и восхищать.

Но больше всего мальчик счастлив тому, что совсем скоро он переступит белую линию разметки и окажется там, где чувствует себя уверенней всего. Там, где не нужно ничего говорить и объяснять. Там, где презрение в глазах соперников и вопросы зрителей по поводу твоего маленького роста разом сменяются удивлением и восхищением, лишь стоит твоему другу оказаться рядом. 

Так они и идут все вместе под палящим аргентинским солнцем: мальчик с огромным талантом и еще бОльшим желанием побеждать, его маленький рост и любимая бабушка, олицетворяющая семью. Возможно, именно эти факторы стали определяющими, чтобы записать в участники этой прогулки Его Величество Футбол. Пока он только незримо присутствует рядом и присматривается к мальчику. Но уже совсем скоро Игра сделает свой выбор и явит миру одного из лучших футболистов всех времен и народов – Лионеля «Лео» Месси.

Семья.

Рождение третьего связано с небольшой ссорой в семье Месси. По одной из легенд, происхождение имени мальчика объясняется любовью родителей к творчеству Лайнела Ричи. По другой, все гораздо проще: Хорхе Месси просто не очень нравилось сокращенное от Леонеля, а в паспортном столе на глаза попалось созвучное английское имя через «и». Дома, конечно, был скандал, потому что первоначальный вариант был согласован с супругой. И все же от судьбы не уйдешь. Младшего Месси хоть и зовут Лионелем, но для все мира он просто Лео.

Однажды, еще в очень юном возрасте Лео сказал своему брату Родриго, что хотел бы завоевать Золотой мяч (бойтесь своих желаний). «Без этой безумной готовности дать Лео все, его великий высший талант терял смысл», – говорит сегодня его брат. Эти слова очень точно объясняют фактор семьи в становлении карьеры великого футболиста, потому что в один прекрасный день все ее члены вынуждены были возложить все свои амбиции, желания и планы на алтарь развития великого таланта. Но это было чуть позже. И самое интересное, что виной всему, скорее всего, стала не очень грамотная экономическая политика Аргентины.

Поначалу ничто не предвещало перехода Месси в «Барселону» или куда-либо еще, особенно в столь юном возрасте. Существует определённый стереотип о том, что многие футболисты из Латинской Америки – выходцы из трущоб, которым пришлось преодолевать серьезные финансовые трудности в процессе становления карьеры. Сам этот стереотип достаточно далёк от истины, да и к Месси не имеет никакого отношения. Семья Хорхе принадлежала к среднему классу и вела не богатую, но достойную жизнь. И это при том, что больше половины зарплаты отца семейства (900 из 1600 песо) уходило на лечение маленького Лео. Какую-то часть покрывала страховка. Это было в то время, когда курс аргентинской валюты был равен курсу доллара. В общем, ни о каком переезде никто не думал. Все футбольные надежды были связаны с «Ньюэллс Олд Бойз».

Но в один прекрасный день Аргентина пережила народную белорусскую забаву под названием девальвация. В стране назревал кризис, иностранные кредиторы вывели бОльшую часть своих активов, в банкомате можно было снять лишь мизерную сумму, банки ушли на каникулы. А когда вернулись, то местная валюта подешевела в 3 раза. Тогда-то и возник вопрос о помощи с лечением со стороны, потому что собственных средств стало катастрофически не хватать. Семья, конечно же, обратилось к руководству местной команды. Но в ответ следовали обещания, увиливания от ответов либо просто издевательские подачки, которых не хватило бы даже на один укол. Как сейчас в «Барселоне» любая уборщица вам скажет, что она тоже причастна к историческому переходу, так и в «Ньюэллс» ни под какими пытками никто не признается, у кого хватило ума отпустить ТАКОГО ребенка. Несмотря на осадок, который, конечно же остался, Лео не раз говорил, что хочет закончить карьеру именно в родном клубе.

А пока же мытарства и поиск денег продолжались. Но в один непрекрасный день Хорхе осознал, что помощи на Родине ждать не от кого. Остается только неизвестность, лежащая за океаном. Путешествие Колумба, только в обратную сторону. Решение о переезде принималось на семейном совете за обеденным столом. Братьям, Родриго и Матиасу было 20 и 18 лет, Лео – 13, сестре Марии Соль было 5 (ей, кстати, пришлось в Каталонии тяжелее всего. Повзрослев, девочка вернулась в Аргентину, так и не сумев приспособиться к жизни в новой стране). Хорхе спросил каждого, одного за другим, включая маленькую дочь.

Да или нет?

Да, они готовы в путь. Да. Все поедут в Барселону. Да.

Сейчас многие хотели бы оказаться на месте Лео. А как насчет в 13 лет получить на свои хрупкие плечи груз ответственности за всю семью?

Маленький рост.

Месси

«Ты станешь выше Марадоны. Не знаю, станешь ли ты лучше, чем он, но наверняка станешь выше него». Эти слова эндокринолога Диего Шварцштайна, сказанные при первой встрече, стали известными на весь мир после того, как его маленький пациент стал знаменитым.

Сегодня рост Лео составляет 1 метр 69 сантиметров – на два сантиметра выше Марадоны. В детстве все было несколько иначе, особенно за пределами поля. Многие сверстники Лео, которые были такими же детьми, как и он, вспоминают первую встречу с ним и то желание его обнять, пожалеть и защитить, настолько маленьким он был на фоне остальных.

На мой взгляд, есть три важных аспекта, связанных с этой биологической особенностью Лео.

Настоящее.

Сейчас многие говорят, что сама комплекция Месси, низкий центр тяжести и другие вещи, связанные с ростом, являются для него преимуществом, поскольку позволяют лучше стоять на ногах и быстрее менять направление движения.

Допинг.

Снова предоставим слово доктору Шварцштайну, который очень компетентно объясняет, что инъекции не могли стать преимуществом для футболиста: «Если предположить, что сегодня в «Ньюэллсе» то же самое лечение предложат ста мальчикам в возрасте между 8 и 10 годами – а там найдутся сотни семей вроде семейства Месси, – то тогда, при условии его абсолютной успешности, клуб смог бы ежегодно производить с помощью соматотропина приблизительно 10 или 12 новых Месси!». Лечение просто восполняло недостаток гормона, позволяло догнать сверстников и нормально развиваться детскому организму. Не более того.

Процедура.

Вспоминает один из товарищей по детской команде «Ньюэллса», Джерардо Григини: «Лео делал инъекции так, как будто это было совершенно естественно. Он никогда не объяснял мне, для чего это делается. Он приносил с собой маленькие холодные коробочки, внутри которых лежали небольшие бутылочки с жидкостью. Устройство было похоже на карандаш с небольшой иглой и отверстием, куда он вставлял бутылочку, а затем вкалывал шприц в ногу. Неделя за неделей, каждый день. Перед сном. Семь дней в одну ногу, семь дней – в другую. Он делал это совершенно естественно, точно так же, как все остальное! Когда он заканчивал вводить лекарство, он вытаскивал иглу. При этом он не смотрел на нас так, как будто мы собирались расспросить его об этом. Когда мы жили в пансионе (приблизительно 16 ребят в возрасте около 11 лет), можете себе представить, как мы на это смотрели… Но мы не смеялись над ним и ничего не говорили об этом, ничего».

Я считаю сам процесс лечения одним из тех факторов, который следует отметить. Ноги маленького мальчика были усеяны точечками проколов, потому что он хотел стать футболистом и каждый укол напоминал ему, для чего и зачем это делается. Мысли материальны, и ежедневная визуализация цели позволяет нам к ней приближаться.

Желание побеждать.

Талант и стремление семьи пожертвовать всем ради развития способностей одного из её членов не всегда являются достаточными для достижения успеха. Любой взлет на вершину – комбинация множества факторов. Помимо физических данных и одаренности, для любого спортсмена одним из самых важных моментов является желание побеждать. Отсюда – преодоление себя, кровь, пот, слезы, жертвы, дополнительные тренировки и т.д. Пожалуй, самым известным маньяком, помешанным на победах и соревнованиях, является Майкл Джордан. Но вот вам несколько историй из жизни Лео, которые заставят понять, что одного таланта недостаточно, и объяснят, почему именно этот человек так долго находится на вершине.

В январе 1996 года команда Лео выступала на международном турнире за Кубок Дружбы в Лиме. Это был его первый выезд за границу. Ему тогда было девять лет. Мальчики жили в семьях своих будущих соперников. Обычная курица на гриле за ужином от радушных хозяев стала причиной пищевого отравления. В день игры мальчик был в полуобморочном состоянии и едва стоял на ногах. Услышав, что его хотят отвезти в больницу и не позволят выйти на поле Лео обрел самообладание.

Кевин Мендес (тренер): «Он выпил лекарство и попросил разрешить играть. «Ньюэллс» выиграл со счетом 10:0, из которых Лео забил восемь».

На другом турнире в Росарио команда Лео проиграла в финале по вине Джерардо Григини, который играл в обороне и совершил результативную ошибку. Месси не разговаривал с ним несколько дней.

С возрастом ничего не изменилось. Один из членов тренерского штаба сборной Аргентины, Фернандо Синьорини, после проигрыша Германии в 2010-м году рассказывал следующее: «Лео был безутешен. Гнев, расстройство и боль – когда игра закончилась – все это вскипело в нем. Марадона поцеловал и обнял его перед камерами, прямо на поле. Лео просто смотрел в пространство. В раздевалке игрок упал в обморок. Он не плакал, он кричал от безнадежности. Это выглядело, как… как будто он не мог справиться с собой, это шло изнутри его… Он почти бился в конвульсиях».

И есть еще очень забавная история из детства о семейных посиделках за игрой в карты. Никто не любил играть с Лео, потому что, если тот проигрывал, он мог либо бросить карты на стол и уйти, либо рано или поздно начинал жульничать.

Информация взята из книги Гильема Балаге «Месси. Гений футбола». Книга интересная, но перевод отвратительный.

Спасибо за внимание.

Буду благодарен за ваши плюсы, комментарии и подписку на блог.

Сделаем sports лучше.