2 мин.

На уход Юргена Клоппа

Первая реакция — шок, физический. Ком в горле, земля уходит из под ног. Потом посмотрел его обращение, пресс-конференцию — и понял, что повезло, что принятие наступает так быстро. Сам Клопп сказал, что сейчас не время для ностальгии и реминисценций. Но ко мне вместе с принятием пришла рефлексия, которую захотелось зафиксировать. 

Когда мы выиграли в Стамбуле, мне позвонил папа и сказал примерно следующее — «Ты понимаешь, что это все ради тебя?». Я не помню точной формулировки, возможно там было «из-за тебя» или «для тебя». Сути это не меняет. Для меня — это одна из самых важных идей, связанных с футбольным болением. Нет никаких объективно правильных и неправильных команд, нет никаких исторически более «верных» и «достойных» клубов. Все эти рассуждения — элитистское говно. Как и концепция глорихантеров, а возможно, как и обвинения клубов в том, что они мешки и нувориши, которые сидят на нефтяной игле (эту мысль сейчас, правда, не готов развивать). В конечном счете, есть только ты, твой опыт боления, то, какие нарративы из этого складываются, и то, как ты их проживаешь. И я не могу быть более благодарен судьбе за то, что гол Оуэна в 98-м Аргентине сделал меня болельщиком Ливерпуля.

Приход Клоппа в 2015 году я помню как сегодня, он заключил контракт на следующий день после моего дня рождения. Что было потом — все знают.  Это были лучшие 8 с половиной лет моей футбольной жизни. Сейчас действительно не время для ностальгии — нас еще ждет невероятный остаток сезона. Абсолютно естественно, что мы, параллельно с переживанием, думаем о будущем (привет, Хаби!), волнуемся, пытаемся подстелить себе побольше ментальной соломы. У меня нет каких-то откровений или инсайтов на этот счет, я просто предвкушаю, что будет непросто и интересно. Будет иначе. Но я так же думаю про то, как важно сейчас прочувствовать происходящее. И как важно отпускать тех, кого любишь.

Недавно я посмотрел «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — черную сатиру на капитализм, выжимающий из отчаявшихся и потерянных людей последние капли жизни. Я невероятно рад за Клоппа, что он почувствовал, что настал момент сойти с карусели. Что он сформулировал, договорился с собой, что хочет пожить жизнь. И что он не знает пока, что именно это означает, так как последние 23 года был занят другим. Из всей череды случившихся и не случившихся уходов важных для Ливерпуля людей, этот — самый честный и вызывающий больше всего эмпатии. Спасибо, батя. YNWA