12 мин.

Золотой век плеймейкеров в Английской Премьер-Лиге

Статья была написана незадолго до чемпионства «Лестера» и вручения награды игрока года Рияду Марезу.

Димитри Пайе

Он принимал мяч подъемом, а иногда на грудь. Некоторые его передачи были по-настоящему зрелищными, другие он выполнял с легкой беспечностью, но делал это очень ловко. Он смотрел в одну сторону, а пас делал в другую. При небольшом пространстве он без труда переводил мяч на другой фланг. Если свободы действий было больше, он передавал мяч забегающему партнеру. После его крученого удара со штрафного мяч облизнул перекладину. Своим дриблингом он оставлял соперников преследовать его тень. Каждое его касание было волшебным, но при этом в них не было небрежности. В последние минуты, когда гости пытались забить победный гол, он отобрал мяч в своей штрафной, покинул ее пределы, после чего на нем были нарушены правила, что сняло напряжение с партнеров. Он был признан игроком матча – иначе и быть не могло.

То был лишь один из матчей Димитри Пайе, летнего приобретения «Вест Хэма» из французского чемпионата, и тогда «Вест Хэм» в напряженной игре с «Манчестер Сити» удержал ничью со счетом 2:2. Влияние Пайе на игру «молотобойцев» очевидно: на тот момент из 16 встреч сезона с его участием «Вест Хэм» выиграл восемь, забив при этом 31 мяч. В семи матчах, которые он пропустил из-за травмы, они одержали всего одну победу и только пять раз поразили чужие ворота. Вряд ли это кого-либо удивит: Пайе из тех игроков, что способны регулярно решать исход встреч, а не эпизодически. Играя в прошлом сезоне за «Марсель» под руководством большого знатока тактических нюансов Марсело Бьелсы, который нашел для него более подходящую роль на поле в центре полузащиты, он сделал 17 голевых передач и создал 175 возможностей забить для своих партнеров, что стало лучшим результатом среди всех игроков пяти ведущих европейских чемпионатов. Он продолжил блистать и в следующем сезоне, став олицетворением прогресса «Вест Хэма» вместе с новым главным тренером команды Славеном Биличем. Гениальная игра Пайе принесла гораздо больший успех команде – благодаря ему «молотобойцы» сражаются за попадание в Лигу Чемпионов. После матча против «Сити», состоявшегося в январе, «Вест Хэм» проиграл только два поединка из 13 с участием француза, забив при этом 25 мячей. Шесть из них записал себе в актив Пайе, а также оформил пять голевых передач. Он также проявил себя как большой мастер стандартных положений, пять раз поразив ворота соперников со штрафных. Уметь исполнять штрафные – важнейший навык для любого плеймейкера. Вспомните, к примеру, стандарты в исполнении Жуниньо Пернамбукано, Джей-Джея Окочи или Хуана Рикельме.

 

Билич и Пайе

Пайе является одним из номинантов на звание игрока года по версии ПФА. Среди главных претендентов также проводящий прекрасный сезон, неутомимо носящийся по полю в каждой игре полузащитник «Лестера» Рияд Марез, который заслуженно получит эту награду, в особенности если «Лестер» сумеет завершить этот удивительный сезон победой в чемпионате. Хотя официально Марез считается игроком правого фланга, он может оказаться в любом месте в любое время в зависимости от того, как он пожелает, и сыграть при этом ничуть не хуже, чем на привычной позиции. Когда Марез был на пике формы – а так было большую часть этого сезона -, «Лестер» без особых проблем выигрывал свои матчи. Среди других претендентов полузащитник «Арсенала» Месут Озил – он продемонстрировал восхитительную игру в этом сезоне, сделав 18 голевых передач в 38 матчах. Если бы «Арсенал» сумел возглавить чемпионскую гонку, немецкий футболист по праву мог считаться главным кандидатом на получение этой награды.

 

Плеймейкер

Что-то изменилось в английском футболе, и это произошло далеко не вчера, хотя переезд в Англию таких игроков, как Пайе, Марез и Озил значительно ускорил этот процесс. Речь идет о том, что английский футбол наконец изменил свое отношение к плеймейкерам. А именно – к игрокам, которые занимают позицию в глубине полузащиты, но при этом постоянно выдвигаются вперед, ближе к нападающим. Те, кто легко обращается с мячом и представляет собой типичную «десятку» вне зависимости от того, какой номер у них на спине. Или, применяя популярный итальянский термин ввиду того, что именно на Апеннинах гораздо раньше стал популярен такой тип игрока, их можно также назвать «треквартиста» [итал. «trequartista» – атакующий полузащитник].

Существует мнение, что первым плеймейкером в английском футболе был выступавший в конце 70-х годов в составе «Тоттенхэма» Освальдо «Осси» Ардилес, переехавший в Англию из Аргентины. Однако лишь в последние несколько сезонов плеймейкеров по-настоящему стали ценить в АПЛ.

На других континентах всем уже давно  полюбился данный тип игрока. Южная Америка подарила миру Ривалдо, Хуана Рикельме и Жуниньо Пернамбукано, которых можно привести в качестве почти идеальных примеров игры на позиции «десятки» в предыдущем десятилетии. Юный аргентинский футболист Пауло Дибала уже доказал, что является весьма одаренным плеймейкером, выступая в Серии А в составе «Ювентуса». У Франции, разумеется, дирижировал атаками маэстро Зинедин Зидан, у Италии – Франческо Тотти, а до него Роберто Баджо. Испания может похвастать такими игроками, как Хуан Карлос Валерон, Иньеста, а более свежим примером является Иско.

 

Алсидес

Вряд ли Ардилес, первопроходец в области игры на позиции плеймейкера в английском футболе, вспоминает с большим удовольствием свой дебют в составе «шпор». Он получил «теплый прием» от экс-футболиста «Суонси» Томми Смита в виде жесткого подката. Знаете, нечто в стиле «Добро пожаловать в Англию! Посмотрим, как быстро ты добежишь до дома в слезах». Однако это не смутило Ардилеса, чей пример вдохновил многих других игроков с похожим игровым мышлением. Тем не менее процесс внедрения этих футболистов в английский футбол шел довольно медленно, так как немногие тренеры в стране собирались заниматься их развитием. Гленн Ходдл даже в бытность свою игроком решил отправиться во Францию с целью понять, каков его настоящий потенциал в техническом и тактическом аспекте игры, находясь вдалеке от безжалостных преследований «Банды психов» из «Уимблдона». Стив МакМанаман также решил не упускать возможность поиграть за практически неуязвимый на тот момент мадридский «Реал», где он, помимо всего прочего, доказал английской публике, что способен не только бесконечно пахать на фланге.

Лишь с недавних пор в Англии стали по-настоящему ценить неординарных игроков, хотя и ранее были те из них, кто занимался своим привычным делом на Туманном Альбионе.

Георгий Кинкладзе

В 90-е годы в Англию прибыли невероятно креативные футболисты. Фанаты «Миддлсбро» с восторгом наблюдали за игрой Жуниньо, бразильского волшебника в маленьких бутсах, каждую неделю радовавшего своими выступлениями «Риверсайд», а помогали ему в этом Пол Инс и соотечественник Жуниньо Эмерсон. Болельщики «Сити», тогда не знавшие таких успехов команды, как сегодня, боготворили Георгия Кинкладзе за его невероятный дриблинг. Кумиром поклонников «Вест Хэма» тогда был Эяль Беркович с его непредсказуемым игровым мышлением, причем когда он находился с мячом и даже без него. Они радовали своей игрой болельщиков команд, в которых они выступали, и в их присутствии чувствовалась новизна – не в каждом клубе смогли бы раскрыться Жуниньо или Кинкладзе. И не в каждом клубе было такое прозорливое руководство, как в «Саутгемптоне»,  выпускником академии которого стал необычайного таланта игрок, отдавший немало лет выступлениям в составе «святых», Мэтт Ле Тиссье. Луис Гарсия чрезвычайно успешно выступал в составе «Ливерпуля» и вместе с «красными» стал победителем Лиги Чемпионов в ту знаменитую стамбульскую ночь. Благодаря своему дриблингу и способности забивать важные мячи его в основном тепло вспоминают на «Энфилде», однако некоторые также помнят его «пижонские» выходки, когда он пяткой бил мимо ворот, а также то, как соперники испанца пробрасывали ему мяч между ног.

Сегодняшний список потенциальных плеймейкеров – выпускников клубных академий оставляет неоднозначное впечатление. Мало кто вспомнит паренька с небрежной прической, продукта академии «Астон Виллы» Джека Грилиша после его прошлогодних выходок на поле и за его пределами (возможно, он потерял свои знаменитые щитки?). Деле Алли привнес в игру «Тоттенхэма» бесстрашие и сделал ее более качественной, что позволило «шпорам» побороть в себе комплекс неполноценности, ранее  не позволявший им бороться за призовые места. А ведь ранее все считали, что «Тоттенхэм» не способен сражаться за чемпионский титул. Если Мэтт Ле Тиссье уже стал персонажем фольклора фанатов «Саутгемптона», то в будущем на эту роль, возможно, будет претендовать Джеймс Уорд-Проуз, своим легким телосложением и небольшим ростом напоминающий выпускника академии «Барселоны». Однако на данный момент, даже обладая способностью прекрасно исполнять стандартные положения, он еще далек от статуса одного из лучших плеймейкеров чемпионата. Джордан Хендерсон ранее играл на этой позиции только в самом начале своей карьеры в родном «Сандерленде». После дорогостоящего трансфера в «Ливерпуль» он далеко не сразу сумел утвердиться в качестве плеймейкера «красных», и ему потребовалось немало усилий и проявить упорство для того, чтобы вырасти в солидного центрального полузащитника.

 

Росс Баркли

В другом клубе из Ливерпуля, «Эвертоне», есть Росс Баркли. Несмотря на то, что своей внешностью, а именно мощным телосложением и в особенности короткой стрижкой он напоминает скорее главного задиру на игровой площадке, он очень искусно обращается с мячом. Не так давно в Англии такую игру относили к «одним из замысловатых финтов этих иностранных игроков», когда типичными действиями для молодого футболиста были кровожадные подкаты, в чем примерно в 1999 году преуспевал юный, тогда еще бритоголовый Стивен Джеррард. Баркли любопытный во многих аспектах игрок. Он проявил способность проникнуть в суть игрового развития в том возрасте, когда большинство увлекается видео с Youtube и игровыми приставками, также предлагающими возможность блеснуть индивидуальным мастерством, и когда дриблинг и голы ставятся выше успехов команды, физической борьбы и упорного труда.

В течение двух лет, которые пришлись на лучший отрезок в карьере Стивена Джеррарда, он играл позади Фернандо Торреса. Результаты этого сотрудничества зачастую были впечатляющими, хотя при этом никогда не покидало чувство, что Джеррард скорее разыгрывает из себя плеймейкера в попытке сделать игру команды в атаке более грозной, и лучшая его позиция скорее в глубине средней линии, в сердце борьбы, где он способен контролировать игру и вдохновлять своих партнеров по команде. Теперь в лице Филипе Коутиньо «Ливерпуль» получил кудесника мяча от природы, более подходящего для роли «десятки».

Так что у «Лестера» есть Марез, у «Вест Хэма» - Пайе. «Арсенал» имеет в своем распоряжении Озила, «Ливерпуль» - Коутиньо. «Тоттенхэм», в начале 2016 года считавшийся главным конкурентов «лис» в борьбе за чемпионство, которое тогда казалось невероятным, помимо настоящего бойца Деле Алли, располагает очень одаренным плеймейкером в лице датчанина Кристиана Эриксена, выпускника знаменитой академии амстердамского «Аякса». В то же время форма Давида Сильвы из «Манчестер Сити», как и сам сезон «горожан», была довольно нестабильной, однако испанец все еще считается образцом для подражания для любого игрока, желающего стать плеймейкером. Его тонкие передачи и видение поля были главным фактором, обусловившим успехи «Сити» в последние годы, и Серхио Агуэро гораздо спокойнее чувствует себя, когда вместе с ним играет Давид Сильва, регулярно снабжающий его передачами.

Эден Азар

Эден Азар очень одарен технически и носит десятый номер на спине, однако он больше играет на фланге и не является примером типичной «десятки», заправляющей игрой команды из центра. Азар также провел на удивление невзрачный сезон, что негативно сказалось на игре «Челси». Ни одному из полузащитников «синих» не удалось утвердиться в роли плеймейкера, в том числе Оскару, который считался наиболее подходящей для этого кандидатурой, что привело к разочаровывающему сезону команды с самого его начала. Если сейчас действительно время плеймейкеров, то прежде всего необходимо поговорить о «Челси». Успех «синих» в последние годы был основан на мощной и дисциплинированной схеме 4-3-3, впервые примененной Жозе Моуринью, и в этом сезоне их превзошли коллективы, игрой которых дирижировали футболисты средней линии с акцентом в сторону атаки.

Отметим также, что главный соперник «Сити» «Манчестер Юнайтед», команда, лишенная на данный момент идентичности в игре в атаке, имеет в своем составе одного из самых креативных игроков чемпионата в лице Хуана Маты, и вряд ли поклонники испанского полузащитника, прекрасно осведомленные о его таланте и характере, согласятся с тем, что он никогда добьется успеха в «Юнайтед» просто потому, что он «не игрок “Юнайтед”». А он, безусловно, таковым является, и что они вообще имеют в виду, когда говорят обратное?  Болельщики «макнунианцев» наслаждались завоеванием трофеев в эру Алекса Фергюсона, когда на флангах зажигали вингеры, великолепно действовал центр полузащиты и всегда были форварды, чьи бомбардирские таланты не подвергались сомнению. В лице ван Гала «Юнайтед» получил одного из тренеров, проповедующих зрелищный футбол, однако ему не удалось убедить публику «Олд Траффорд» в том, что эта команда способна зажигать, вызвав при этом немало вопросов к своей игровой схеме и запомнившись пока что больше использованием игроков на непривычных для них позициях, но также и грамотным подходом к работе с молодежью. Любопытно, что Мату считают не подходящим ни для игры на фланге в модели сэра Алекса, ни для более медлительной игры ван Гала, при которой Маруан Феллайни зачастую оказывался впереди, когда перепасовка «красных дьяволов» не угрожала по-настоящему чужой штрафной.

alt

«Непобедимый» состав «Арсенала», как и команды Фергюсона, играл по схеме 4-4-2. Как все мы помним, они играли в очень зрелищный футбол с комбинациями Робера Пиреса и Тьерри Анри. Искусная игра Денниса Бергкампа всегда заставляла нервничать оборону соперника, а Жилберто Силва и Патрик Виейра покрывали каждый дюйм поля. Конечно, это был очень качественный состав, и можно бесконечно снова и снова с восторгом пересматривать обзор матчей с их участием. Но в нем не было настоящего «треквартиста». Однако теперь у «канониров» есть Месут Озил.

Сегодня в Премьер-Лиге не просто рады таким игрокам – их принимают в клубы с распростертыми объятиями, и они пользуются большим спросом. Несомненно, «Сити», «Манчестер Юнайтед» и «Челси» посвятят ближайшее лето поискам других Деле Алли, Димитри Пайе и Рияда Мареза, поскольку каждая из лидирующих команд АПЛ имеет в своем составе блистательного плеймейкера, который внес огромный вклад в то, какую позицию они занимают. Так что давайте просто поднимем бокал за плеймейкеров в 2016 году, не утверждая при этом, что выше упомянутые коллективы добьются успеха за счет этих завораживающих исполнителей штрафных ударов, гениальных распасовщиков, способных к тому же забивать голы. Да здравствует Плеймейкер!

По материалам английской прессы