8 мин.

Без заголовка - 2

Обычно я не смотрю телевизор. Конечо, спортивные трансляции не в счет. А вот все остальное – не смотрю давно. Фильмы можно скачать и смотреть без рекламы, сериалы тоже. Развлекательные передачи типа Малахова? Ну я же не дебил, чтобы их смотреть. И уже 10 лет я не смотрю политический эфир. Оды отвратительным медвепутам меня не интересуют.

Но вчера было воскресенье, а  это традиционный день итоговых программ за неделю. Я решил глянуть что скажут про авиакатастрофу. Дело в том, что когда в таких проишествиях завязана политика (в данном случае – косвенно, из-за политического форума; бывает и напрямую, как с крушением польского руководства под Смоленском) наше телевидение очень тенденциозно, и всегда сливает «нужную» кому-либо информацию. Готовит общественное мнение, иногда просто намекает. Тем более прошло уже четыре дня, и время чтобы подготовиться было.

Вообще, не собирался писать пост об этом, но то, что я услышал меня огорчило и возмутило одновременно. Я просмотрел сюжеты по НТВ и петербургскому «5 каналу». Первые весь сюжет говорили о старом советском авиапарке и необходимости их замены, а «Пятый» просто обвинял в случившемся пилотов. Не напрямую, конечно, но уж очень откровенно педалировалась тема низкой квалификации отечественных пилотов в целом (что не так), а также то, что в малых авиакомпаниях вообще работают неучи, и что у пилотов на Як-42 было мало опыта, в частности. Причем любой более менее любопытный человек заподозрил бы подвох хотя бы в том месте, когда журналамеры сказали что зарплата летчиков – 50-100 тысяч рублей. Ау! Мой двоюродный брат работает стюардом в «Аэрофлоте» и зарабатывает 50 тысяч. Мой одноклассник закончил год назад Ульяновское училище, и летает вторым пилотом в небольшой чартерной а/к за 150 тысяч в месяц. Ну о чем вы говорите, господа представители древнейшей профессии?

Очень хочется, чтобы в этой трагедии не было спекуляций и лжи. К глубочайшему сожалению, людей уже не вернуть. Но их память не должна быть запятнана ложью об обстоятельствах трагедии.

Давайте сядем и трезво прикинем, исходя из тех данных что есть, что же произошло. Я не специалист в области техники, но за проработал шесть лет в бизнесе, очень тесно связанным с авиаперевозками, неплохо знаю как функционируют а/к, поэтому политические моменты оценить наверное смогу – откуда ноги растут.

Изначально хотелось бы дождаться результатов расследования МАК, но после вчерашнего я уверен, что настоящих причин нам не назовут.

Вообще, большинство авиакатастроф – это ошибка пилотов. Гораздо меньше – отказ техники. Часто эти причины комбинируются. Гораздо реже – ошибка диспетчера или что-то еще. Ну есть, конечно, такой момент как «идиотизм пилота». Как в начале 90-х КВС посадил за штурвал 15-летнего сына, а сам ушел. Второй пилот тоже был не в кабине. Как итог: столкновение с сопкой под Новокузнецком. Или еще при совке другой КВС поспорил с экипажем, что посадит самолет вслепую, по приборам. Закрыл шторки, посадил. Сам выжил, но угробил кучу людей, получил большой тюремный срок.

Однако, чаще всего существует комплекс причин. Та же катастрофа под Смоленском – вина и диспетчеров, и пилотов. А дальше идут трактовки кому как удобнее: наши винят пилотов, поляки – наших диспетчеров.

Что мы имеем сейчас? Версия про отказ техники и другие «технические» версии. Ненадежность самолета, его возраст и т.д. Эта тема педалировалась на НТВ. Самолет Як-42д в 18-летнем возрасте – это действительно немного. Тем более, что его налет был существенно ниже, чем у среднего самолета средней российской а/к. Этот чартер летал по разным данным от 3 до 6 часов в сутки. Для сравнения, «Авианова» гоняет свои 8-10 летние «регулярные» Аэробусы А320 по 18-20 часов в сутки. Более того, из почти 200 выпущенных Як-42 потеряно всего 9 машин. Из них 6 – ошибки пилотов. Один военный случай неизвестен, а также 2 отказа техники. В 1982 году, из-за разрушения как раз стабилизатора (после чего этот узел дорабатывали два года), а также в 1992 году в Китае, где самолет разбился при взлете. Оба этих случая идеально подходят для того, чтобы списать все на самолет. Не удивлюсь, если так и сделают.  Хотя Як-42 – достаточно надежная машина. Например, из тысячи «Боингов-707» потеряны 200. Т.е., разбился каждый 5-й самолет. И какие причины бывали: «Сорвался в пике. Причины неизвестны», «Неисправность руля высоты», «Отказ механизма реверса второго двигателя», «Развалился в воздухе, попав в сильную турбулентность», «В полете отвалился четвертый двигатель», «При заходе на посадку отвалился стабилизатор и руль высоты» и т.д. Конечно, это старый самолет, разработанный еще пол-века назад. Но в некоторых странах он летает до сих пор! Более того, например, Б-737, который является прямым конкурентом Як-42 падает ненамного реже. И выпускается до сих пор.

На данный момент, уже официально объявлено, что отказа двигателей не было, они работали вплоть до столкновения, керосин был не разбавленный, стабилизатор и закрылки находились в правильном положении. То, что у самолета 1 октября заканчивался срок эксплуатации не должно вводить в заблуждение. Даже новому автомобилю придется через 3 года проходить получать новый талон техосмотра, так как старый закончится.

Но наше ТВ почему-то упорно и по нескольку раз показывает Медведа, который уже на второй день во всем уверен и призывает сокращать количество а/к и покупать самолеты за рубежом. В таких случаях принято говорить «Ищи кому выгодно». Естественно, я не говорю о том, что кто-то подстроил катастрофу. Это невозможно. Но в то, что ее могут использовать в своих целях некоторые подонки – очень может быть.

В данном случае оставим за скобками руководство компании «Боинг», которое не стесняется говорить о том, сколько денег они тратят на взятки в России,. Поговорим о том, кому выгодно сокращение количества а/к. Кстати, указание покупать самолеты за рубежом для этих а/к и так смерти подобны. Иностранные самолеты гораздо дороже, разумеется. Дело в том, что в последние годы почти все наши законы принимаются в интересах крупного бизнеса. Ну вот даже из последнего: с 1 января запретят продавать пиво в палатках. Объясняется это тем, что это ухудшает криминогенную обстановку, и вообще пиво в «Союзпечати» - это моветон. Только почему-то не указывается, как от этого решения выиграют крупные торговые сети типа «Х5 Ритейл», к которым перейдет «пивной» покупатель. В авиабизнесе все тоже самое. Все последние решения наших законодателей были очень выгодны «Аэрофлоту», в совет директоров которого восседает Сергей Чемезов, еще два месяца назад восседал министр транспорта Игорь Левитин, а с 1997 по 2009 гендиректором компании был его зам Валерий Окулов.

Остановлюсь на самых вопиющих. Первое это Приказ №92 о «назначенных перевозчиках», согласно которому Росавиация назначает перевозчика-монополиста на самые лакомые направления, а все остальные а/к если хотят летать по этим маршрутам, то должны «договариваться»  с назначенцем. При принятии этого норматива, руководство ФАС должно было сделать себе харакири. Естественно, львиная доля маршрутов досталась «Аэрофлоту». Еще немного отошло «Трансаэро», и совсем чуть-чуть другим а/к типа S7. Ну или последняя инициатива руководства, призванная сократить количество авиакомпаний, которая (инициатива) был озвучена буквально пару недель назад.

Второе. Предлагается со следующего года разрешать полеты только тем перевозчикам, у которых есть 10 однотипных самолетов. А с 2013 года – 20 самолетов одинаковой вместимости. Пройдите по ссылке, зацените заголовок. Он не в бровь, а в глаз. Все это, как и риторика нанопрезидента Медведева бьет не по маленьким а/к типа «Як-Сервис». А по вполне большим типа «ВИМ-Авии» или по бюджетным типа «Авиановы», которые как кость в горле для «Аэрофлота» и «Трансаэро».

Я ни в коем случае не обеляю отечественный авиапром, я летал и на Ту-, и на Ил- и на других, и это было ужасно. Но полет на Б-737 или Б-757 был не лучше. А в этом году я летал на Б-747 «трансов», который был 1982 года выпуска, кажется. И это было феерично, я вам скажу. И также я не хочу ни в чем обвинять «Аэрофлот». То, что эта а/к уже спустя совсем небольшое время предложила свои услуги по перевозки всех клубов КХЛ, это наверное хорошо (хотя можно было подождать немного со своей коммерческой инициативой). Они за государственные деньги могут позволить себе новый парк самолетов. У них их более 100 единиц, а средний возраст – менее шести лет. У них за 20 постсоветских лет всего одна авиакатастрофа (тот самый КВС-идиот под Новокузнецком; случай с АФЛ-Норд в Перми пару лет назад – не в счет). Однако то, как ведет бизнес АФЛ, типично для полугосударственной компании, как они относятся к пассажирам – мне претит. В общем, Аэрофлот – известный слоган.

Причиной крушения Як-42 стало столкновение с антенной маяка. И самолет смог набрать нужную для взлета скорость и оторвался от земли. Не могу ручаться, однако уверен, что самолет был исправен. Но почему он не смог взлететь раньше? Почему ему не хватило трех километров ВПП, и 400 метров по грунту? Ведь самолетам этого типа для взлета нужно чуть более 1000 метров. Чиновник Окулов, например, считает, что «самолет набирал скорость, но, возможно, не в том темпе и не с той динамикой, как должно быть». В этом же интервью Окулов сообщает о том, что у самолета было 2850 метров для взлета. Но вот тут меня гложат сомнения. Откуда Окулов об этом знает? Я не нашел другого источника, который бы это подтвердил. Все ссылаются на Окулова. Да и вообще, думаю, как раз информацию о том, откуда начинал разгон самолет – скрыть проще всего. А в катастрофе обвинить пилотов, на что усиленно намекал «5 канал», сказав что они мало того, что не смогли разогнать самолет, так еще и накренили его на бок. Хотя крен можно легко объяснить тем, что пилоты уходили от столкновения с пресловутой антенной. А если самолет разгонялся не от начала полосы и даже не от середины? И времени на взлет у него было минимум? Кому выгодно, чтобы об этом никто не узнал? Тому, кто принял это решение. Тому кто уже припарковал самолеты высоких гостей политического форума на совсем неширокой ВПП ярославского аэропорта. Или тому, кто ждал прибытия этих самолетов с этими випами, торопя Як-42 с вылетом, а рулежка по полосе занимает очень много времени. Более того, есть правдоподобная версия, что у самолета были небольшие технические проблемы из разряда «фифти-фифти», и пилот выбирал что делать. Учитывая то, что ярославский аэропорт способен принимать всего 15-17 самолетов в сутки – я бы не удивился.

Вот он тот самый пресловутый комплекс причин, приведший к трагедии.

Так или иначе, ждем окончания расследования, выводов МАК. Однако, самолеты в нашей стране будут разбиваться не только от своей старости или неумелых пилотов, но и от того, что наше руководство живет в параллельном от сограждан мире. У этого руководства есть мигалки, преимущественное право на взлет и желание держать простых людей за идиотов, от которых можно скрыть правду.

Другие темы в блоге:

Без заголовка

Тихонов навсегда

Губерниев жжот, а Велик - велик!