6 мин.

Уходя уходи. Часть вторая

По правде говоря, эта статья Бодо показалась мне довольно сумбурной. Видно, что у него есть генеральная мысль, но явить ее миру в полном блеске и завершенности он оказался не в состоянии. И я думаю не потому, что у старика Бодо сроки сдачи материала поджимали, или у него не было вдохновения, хотя у журналистов это сплошь и рядом, а просто эта тема – what’s wrong with Марат Сафин – сложна для осмысления. Я даже думаю, что она достойна реферата или даже курсовой на каком-нибудь факультете спортивной психологии. Вроде у тебя есть все кусочки паззла, ты точно знаешь, и ты абсолютно уверен, что они из одной коробки, но полотно собрать не получается.

Я если честно даже не пыталась. В последнем выпуске «Сафинского вестника», после поражения Сафина Куницыну в финале Кубка Кремля, я написала следующее: «Сегодня меня накрыло ощущение какой-то пустоты, как будто я все поняла про Марата, поняла все, что мне надо было, лично мне, больше не над чем думать, нечего разгадывать и мне больше не интересно. Я не буду объяснять, что это такое я поняла, потому что это трудно объяснить…». А тут – Бодо. И все-таки я бы все равно не решилась взяться за этот труд, если бы Бодо не сказал то, что мне и самой давно приходило в голову. Все-таки легче паразитировать на американских теннисных старичках, чем самой продираться через эти тернии к этим звездам)

Но прежде чем перейти непосредственно к Бодо, я хочу сделать необходимое отступление. Прежде чем выдвигать какие-то оригинальные теории, сначала по законам жанра вроде как полагается опровергнуть другие. Поэтому привожу самые распространенные мнения от том, почему проигрывает Марат Сафин.

Одни считают, что причины его неудач это банально возраст и травмы. Позволю себе не согласиться. Посмотрите на Хааса. У него было столько травм, что Марату не снилось. Мы Хааса в редакции называем не иначе как немецкий пациент. И он на два года старше Марата. Однако каждый раз, когда он выходит из больницы, он всегда выходит на некий приемлемый уровень, раз за разом. Вспомните его матч с Федерером на Ролан Гарросе в этом году, он был в полуфинале Уимблдона, выиграл титул в Галле, обыграв двух теннисистов первой десятки. И он пока не собирается на покой, ездит со своей Сарочкой по турнирам и наслаждается жизнью.

Другие считают, что причина маратовых неудач в его легком, скажем так, отношении к работе. Что подразумевается под легким отношением к работе? То, что теннисист ведет активную светскую жизнь? Ерунда это все. Я вообще не понимаю этого прикола типа «вечеринки мешают работе». Я что-то не вижу, чтобы светской львице и заядлой твиттерше Серене Уильямс что-то мешало выигрывать турниры «Большого шлема». Правда, у мужиков может быть такое, что на вечеринке перепьют, а утром играть надо. Но такие случаи, когда ты с похмелья проигрываешь матч, думаю, очень редки, потому что такие поражения хорошо отрезвляют. А один раз, как говорится у нас на сайте, не Фабрегас. Что еще? То, что теннисист недостаточно времени уделяет тренировкам, ленится, не хочет работать? Я помню, как Марат убивался до смерти на тренировках с Гуми на каникулах перед началом прошлого сезона, а результата получил «0». На восьми турнирах до конца апреля он не мог выиграть больше одного матча, чуть не выпал из первой сотни и на Мастерсе в Гамбурге перед Ролан Гаррос вынужден был играть квалификацию. И полуфинал Уимблдона никак эти четыре мертвых месяца не «оправдывает». Даже если предположить, что разработанная Гуми новая тренировочная метода была в корне неверной, Марат только на классе, вдохновении от перемен и хорошей физической подготовке должен был уехать гораздо дальше.

Это две основные причины. Но наверняка есть еще. Я вот навскидку могу вспомнить еще такие – потеря уверенности, расшатанная с годами нервная система, «не сложилось с тренером», Кубок Дэвиса как пятая нога теннисного пролетариата, доминирующий Федерер как убийца мотивации. И у каждой причины есть свои подпричины. А есть еще великое множество комбинаций этих причин и подпричин, ну, например, такая ситуация – после Australian Open-2008 Марат приехал на Кубок Дэвиса с сербами в Москве, где в ходе тренировки как назло получил травму; потом в неоптимальной форме он поехал в Мемфис, где ему банально и как назло не повезло и он проиграл в первом круге Т. Юханссону на двух тай-брейках; потом он поехал в Лас-Вегас, где ему как назло опять не повезло и он попал в первом круге на Хьюитта в хорошей форме, и после этого Марат растерял остатки формы, набранной на каникулах с Гуми, а также потерял еще не приобретенную уверенность. Круто. И поисками всего это добра, всех этих объяснений и оправданий, уже несколько лет занимается множество поклонников Сафина по всему миру, чтобы хоть как-то объяснить очередное поражение. А ведь есть гораздо более короткий путь.

Вы никогда не задавались вопросом – а не многовато ли причин для одного человека? Согласна, многие из этих причин могут убить один сезон, ну два, но когда-то же это должно закончиться. Не может человек быть таким невезучим, не может против одного человека так ополчиться вселенная со всеми ее обстоятельствами. И когда вот так, причина на причине, сплошной стеной, и чтоб за четыре года не выиграть ни одного турнира – турнир Большого шлема и Ничто – это, знаете ли, наводит на размышления, что все эти так называемые объективные причины тут совершенно не при чем, вернее причем, но они не главные, а есть одна, субъективная, причина, называется что-то вроде «негармоничная концепция мировосприятия», которая и делает все эти остальные причины живыми, существенными, играющими роль и имеющими значение.

По моим наблюдениям, очень многие – и это меня, право, удивляет – считают, что ничего у Марата не wrong, а просто «швах» именно в теннисной, обособленной части его жизни. Что Марат-человек и Марат-теннисист это как бы разные люди. Ну так прямо, конечно, никто не говорит, но логика рассуждений подразумевает именно это. Вот мне кто-то писал в комментариях, что Марат после поражения в Баштаде был совершенно спокоен и улыбался. Вот представьте себе художника, который четыре года назад написал восхитительное полотно, а последние четыре года его картины не продаются и критики в один голос поют, что он, конечно, очень талантлив и вообще удивительный человек, но как художник выродился и пишет в последнее время унылое говно. И вот представьте, как художник после прочтения рецензии на свою последнюю работу сидит с этой бумажкой в руках и улыбается. Вам не приходило в голову, что улыбка это не всегда просто улыбка, что иногда улыбка это контекст, и иногда она может служить доказательством того, что горечь лежит глубже чем на поверхности лица, где обычно и живут улыбки, и что человек сознательно или бессознательно прячет эту горечь как от самого себя, так и от вас – чтобы не вызывать к себе чувство жалости.

В общем, я склонна думать, что последние четыре года Марата на корте нельзя объяснить внешними факторами, что это следствие некоего внутреннего дисбаланса, и это более серьезная проблема, потому что это проблема не Марата-теннисиста, а Марата-человека, который работает теннисистом. «Негармоничная концепция мировосприятия» это в народе у нас называют «тараканами». В следующем выпуске – о том, какого они цвета и есть ли у них усы.

Продолжение следует…