7 мин.

Как в Бреду

Гамбургер «Франк де Бур», детский сад Мартина Йола и завтрак в «Сан Сиро» – в блоге «Выезд» репортаж Вероники Гибадиевой из Голландии, где в минувший уик-энд праздновали День Королевы и решали судьбу чемпионского титула.

Накануне

Утром 30 апреля Амстердам накрыло безумие. Даже перешагнуть порог отеля было делом нелегким. Дети повсюду атаковали выходящих на улицу туристов, пытаясь всучить им футбольные комиксы годовалой давности. Трамваи в центре перестали ходить еще ночью. Прогуляться под дождем – не проблема, но ведь шагу ступить некуда. Город начинал праздновать День Королевы.

Завтракать только на «Сан Сиро» – итальянское бистро неподалеку. Хозяин заведения Паоло – а как же иначе – почему-то нынче не встречал гостей. Оказалось он снимает с фасада вывеску Grolsch. О «Твенте» за два дня до матча даже косвенно ничто не должно напоминать.

– Начнут петь во здравие королевы, закончат любимым «Аякс – чемпион!». В этом году после проигрыша мне уже такую «таблетку» разбили. А ты плохо выглядишь, – говорит Паоло одному из посетителей в «неправильных» цветах. Тот сразу достал оранжевое боа из рюкзака.

– Вообще, ко мне приходят после проигрыша. Поговорить, посидеть. После победы идут в гриль-бар «Йохан», – жалуется он. Да уж соседнему заведению с вывеской повезло больше.

Пока Амстердам набирал обороты, сметая все на своем пути оранжевой волной, Гаага более чинно отмечала День Королевы. У нее на праздник больше прав, ведь Ее Величество живет здесь, а не в Амстердаме. В самом центре города остановился клубный автобус «АДО Ден Хаг». Футболисты приехали в парк развлечений поздравить болельщиков. Те встретили любимцев криками «F**cking Amsterdam». Возвращаться из Гааги предстояло именно под эти кричалки. Но Амстердам был готов к битве и встретил обидчиков еще в Харлеме, где каждый при случае поддержит аяксидов. Получасовой рейд Гаага-Амстердам превратился в выезд бойцовского клуба и прогулку по рельсам. А город тем временем гулял вовсю. На мосту в центре города стоял человек с детской коляской, укачивая в ней носок под ставшее вдруг колыбельной «Ik ben ajacied».

Детский сад Йола

Следующим утром у тренировочного поля «Арена» ультрас уже давали советы Мартину Йолу. На раз-два-три хором: «Тре-нер, где Ур-би?». Как такое пропустить. Йол подходит и с улыбкой отвечает: «Урби нужно отдыхать. У нас еще впереди финал Кубка. Не беспокойтесь». К финалу приурочена и длительная отработка пенальти. Стекеленбург совершил два сейва, Вермеер – один. Все тренируются в нормальном режиме, кроме Габри. Он работает по индивидуальной программе после травмы – носит манекены и сидит на газоне.

Тренер вдруг повышает голос, и все встают как вкопанные. Пантелич опять медлит с ударом. «Марко, бей по воротам как только открываешься!». Серб применяет совет коуча на практике. Тем временем Вертонген в двухсторонке не дает Суаресу прорваться к воротам и ставит корпус. На поле появляется второй мяч вместе с Эмануэльсоном. Начинается чехарда, все валятся в одну кучу, а самый младший Эриксен хватает поливальник и начинает «мочить» партнеров по команде. Рядом стоящий помощник тренера Данни Блинд вопит: «Детский сад!».

«Детский сад» вышел фотографироваться с детьми и давать комментарии официальному сайту и фансайту клуба. Мартин Йол регламентировал процесс: «Сначала капитан!»

Удалось поговорить с Суаресом. Он был на удивление сдержан в эмоциях. «Этот клуб дал мне многое. Я раньше был в игровом плане совершенно диким. Сейчас прибавил. Хочется выиграть что-то с «Аяксом», – говорит он.

– И капитан он отличный. Не бьет и ладно, – поддакивает Эмануэльсон.

– Самому покапитанить не хочется на правах старожила?

– У меня к этому совершенно никаких способностей. Я пробовал, – смеется Урби. – Мы вообще Стекеленбурга выбрали, но тренер сказал, что должен быть полевой игрок. Вопросов не было – Суарес.

– А на мундиаль вызов ждете?

– Честно? Нет. Там есть Джио (ван Бронкхорст, – прим.). Хотя может и меня вызовут, а может и Аниту. Оба надеемся. Не более того. Из стартового состава все в сборных, кроме меня и Аниты, но он за молодежную бегает. (На следующий день прочитала про вызов Аниты в главную команду Оранье. Эмануэльсона в списке ван Марвейка по-прежнему нет).

– За чемпионство боремся. Сборные – потом, – встревает Вертонген. Хотя шансов выиграть все меньше. Я вот говорю Суаресу: «Ты зачем столько голов заколотил? Так мы точно ничего не выиграем!». Статистика. Больше ста голов в сезоне забиваешь – чемпионства нет. Хоть очки не отнимают и то ладно.

– Вот его все же надо бить, – смеется Суарес.

В Бреде

На следующий день На Amsterdam Centraal снова не все поезда ходили по расписанию. VAK410 отправился в Неймеген. Человек тридцать поехали в Бреду, дескать, суппорт НАК не справится. Добраться до Неймегена, где  аяксиды играли с НЕК, стало чем-то запредельным уже в 9 часов утра. Поезда ходили с перебоями. Строить план Б к 11 часам было поздно. Мы с друзьями решили разделиться. Одна уехала снимать матч НАК – «Твенте», второй – отправился в Неймеген на перекладных. Мне предстоял очередной выезд на «Арена».

К полудню, а матч начинался в 14.30, все заведения в округе вымерли. Можно было спокойно выпить чашку кофе в абсолютно пустом баре, принадлежащем Рональду де Буру, где еще вчера народу было не счесть. Сначала мне предложили отведать Франка де Бура – фирменный гамбургер плюс щавелевый салат.

Пока я раздумывала есть или не есть помощника тренера сборной Голландии, бар оккупировали ученики «Де Тукомст». Запрыгнув на стойку, они потребовали фруктовые салаты и чай. Через пять минут в бар явился маскотт Лаки. К плюшевой рыси, конечно, ноль претензий, но имя свое он давно не оправдывает.

К часу дня уже и сами владельцы питейных заведений отправились на «Арена». Вход бесплатный, ультрас на выезде, а на поле домашнего стадиона «Аякса» кажется весь город – старички в майках Круиффа, безумное количество Снейдеров и ван дер Вартов подросткового возраста, Суаресы дошколята в неограниченных количествах. На входе продаются клубные карты «Аякса». Купишь за 10 евро и можно жить на стадионе целый день – есть, пить, разве что спать не дадут. Однако народ, охотно покупающий карты, ими почти не пользовался. Объяснили – чтобы деньги ушли в клуб. Это практикуют давно, а из сумок достается йогурт для детей и пиво для всех остальных.

– Верите в чемпионство?

–Мы не верим в результат. Мы любим команду. Это куда больше и важнее, – говорит стюард стадиона, сообщающий всем счет матча «Твенте».

Первый гол Суареса – «Арена» поет, в Бреде забивает Руис – «Арена» поет еще громче. Дальше Де Зеув, Пантелич, который к слову по указанию тренера колотил по воротам как одержимый, еще Суарес – «Арена» поет все громче и громче. Звучит финальный свисток чемпионата. Титула нет. В Бреде «Твенте», опередивший «Аякс» на одно очко, празднует победу.

По лестнице аяксиды спускались в полной тишине. Как только последний покинул поле, толпа взорвалась очередным «Аякс» – чемпион», Данк ю, Мартин Йол!».

Мы же встретились на той самой Центральной станции и хором: «Отличный сезон. Очень прибавили». Привычно горько. С двух сторон на нас надвигалась толпа. По Дамраку вниз шел народ на встречу тем, кто возвращался из Неймегена. Стука колес о рельсы полчаса не было слышно.