3 мин.

Шведские спички

В Швеции любят автоспорт. Националь­ный кольцевой чемпионат еще недавно считался одним из сильнейших в Европе. Я был в 2008 году на одном из его этапов. Фанта­стика! Трибуны ломились от зрителей, на трассе – два десятка автомобилей, многие из которых переехали в Скандинавию прямо из мирового чемпионата WTCC. Еще больше – в гонках поддерж­ки: от монокубка Porsche Carrera до каких-то американских монст­ров, маскирующихся под Camaro...

Те времена, увы, прошли. Гоночные автомобили стареют стремительно, а новая техника из WTCC стала настолько дорогой, что частники, коих в шведских гонках большинство, уже не могли ее покупать. Ряды участников стали редеть, да и желающих посмотреть на “гонки ветеранов” поубавилось. Не помогло даже объединение шведского чемпионата с соседним датским – в скандинавских кольцевых гонках наступил кризис. Но, как говорится, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В 2011 году ведущие команды страны собрались за столом переговоров и... организовали новую гоночную серию TTA Racing Elite League!

В качестве примера для подражания был выбран ни много ни мало чемпионат DTM. По образу и подобию немецкой серии машины в TTA создаются на основе карбонового монокока, только мотор с шестиступенчатой коробкой тут установлен не спереди, а позади пилота. Все это прикрыто пластиковой “скорлупой”, похожей на седан одной из четырех марок – Volvo, BMW, Citroen или даже на ныне покойный Saab – в зависимости от того, кто из участников “заговора” поддерживает ту или иную конюшню. Но в остальном компоненты болидов унифицированы: даже запчасти команды получают централизованно. Так что не обманывайтесь внешностью: ТТА – фактически монокубок.

Но какой! Масса каждой машины всего 1100 кг (с водителем), а мощность ее двигателя – 420 л.с. Этот агрегат, кстати, не имеет отношения ни к одной из четырех марок: его дела ют... японцы из компании Nismo. Атмосферный 3,5-лит­ровый V6 – кровный брат мотора, который еще в прошлом году устанавливали на болиды World Series by Renault, одной из последних ступенек к “Формуле-1”. Кинематика подвесок тоже как у “формул”, с горизонтальными пружинами и амортизаторами. А 18-дюймовые колеса с шинами Hankook – той же размерности, что в DTM. И наконец, сзади установ­лено огромное 1,6-метровое антикрыло, прижимающее болид к дороге.

Едет все это быстро. Очень быстро – на самом скоростном из шведских треков новинка разогналась до 270 км/ч, а первую “сотню” машины легко набирают за три секунды.

Но главное, при своей мощности и скорости они намного дешевле, чем туринговый Chevrolet или BMW – всего около €300 000. Да и организаторы стараются, чтобы участие в чемпионате не было накладным: количество используемых шин ограничено, приватные тесты запрещены. Как результат – в первом же сезоне на старте “Элитной Лиги” выстраиваются полтора десятка автомобилей. И все они одинаково быстры: просто потому, что они одинаковые. Даже аэродинамику их кузовов доводили совместными усилиями в аэродинамической трубе Volvo... Поэтому скучных гонок в ТТА нет. Есть зрелище – от первого метра дистанции до последнего!

Текст: Валерий Арутин

А между тем, майский номер уже в продаже: