6 мин.

NFT в сфере спорта

Цифровой актив, стоящий в 2021 году почти все всех заголовках новостей, получил огромный рост в сфере спорта, а последний с удовольствием соглашается на взаимовыгодное сотрудничество, приносящее индустрии силы и внушительные средства для собственного развития.

Что же такое NFT?

Non-fungible token — невзаимозаменяемый токен, впервые появившийся в 2017 году на блокчейн-платформе Ethereum. В отличие от биткоина, эфира и других, криптовалют, о которых вы могли слышать, NFT — это уникальный объект с ценой, которую определяет только его создатель. Токен не имеет подобных себе аналогов.

Другими словами, NFT это цифровой сертификат в единственном экземпляре с правами на изображение, анимацию, музыку или любой другой объект. Например, вы можете приобрести право на на посещение определенного мероприятия, стать членом закрытого клуба или приобрести недвижимость в метавселенной для того, чтобы в виртуальной реальности посещать желаемую локацию, а в дальнейшем продать её намного дороже. 

Применение в сфере спорта.

Объём рынка коллекционных NFT с изображениями спортсменов или знаковых моментов матчей уже насчитывает сотни миллионов долларов. С 2019 года свои фан-токены запустили такие крупнейшие ФК Европы: Барселона, Ювентус, ПСЖ и другие. А с 2022 года уже стали продаваться NFT-билеты на матчи.

Что такое фан-токены? Это NFT с доступом к ряду привилегий для их владельцев. Им можно голосовать за решения клубов, дизайн товаров, награды, а также взаимодействовать со спортивными командами и её представителями. Такие NFT идеально подходят для спортивных болельщиков и фанатов знаменитостей в индустрии. 

Фан-токены бывают двух видов. Первый — это токены с правом участвовать в жизни любимых спортивных клубов. Например, голосовать за цвет новой формы. Ещё владельцы получают ранний доступ к продажам билетов на спортивные мероприятия.

Второй тип — это коллекционные NFT с изображением любимого игрока или с видеофрагментом важнейшего момента игры. По сути, это цифровой аналог коллекционной карточки. Вот пример такого вида фан-токена — NBA Top Shot.

NFT точно изменят мир спорта переносом офлайн-активности в онлайн-мир, открывая почти безграничные возможности для клубов, игроков и фанатов. Вот спортивные лиги заметили ценность участия фанатов и создали платформы, на которых болельщики могут покупать, владеть и обменивать токенизированные сувениры. Национальная футбольная лига и Национальная хоккейная лига уже работают над собственными платформами NFT, а Высшая бейсбольная лига уже выпустила свою торговую площадку NFT.

Какие варианты для NFTs Sports могут быть?

— Цифровые фотографии (фото спортсменов, игрового процесса, автографы и т.д.)

— Аватары, стикеры и смайлы

— Рисунки, картины и анимация.

— Цитаты и сообщения в соцсетях (например, даже слова или жесты любимых спортсменов могут стать уникальными токенами в виде видеороликов или GIF).

— Билеты и пропуска (от билетов на матч до приглашения на свадьбу спортсмена или другое событие из его жизни).

Топ-10 самых дорогих NFT в спорте.

Mookie Betts Legendary — 2,05 миллиона долларов. Токены звёздного игрока высоко ценятся любителями спорта и коллекционерами. Его NFT, где спортсмен изображен в форме Boston Red Sox, оценён в более чем 2 миллиона долларов.

Action Jacksons’ Sports Cards — 2,08 миллиона долларов. NFT-карточка знаменитого бейсболиста Реджи Джексона сейчас стоит 2,08 миллиона долларов. Фанаты бейсбола могут забрать эту карточку домой и насладиться культовым символом легенды бейсбола JacksonsOfAllTrades.

Aaron Judge Legendary — 2,129 миллиона долларов. Цена токена чемпиона мировой серии «Нью-Йорк Янкиз» растёт последние три года.

Alex Morgan Legendary — 2,129 миллиона долларов. Алекс Морган — американская футболистка, чемпионка Олимпийских игр 2012 и чемпионка мира 2015 и 2019.

Nifty Doge Low Tayl0r.WFT — 2,1 миллиона долларов за пиксельное изображение спортивной обуви марки Nike, созданное Tayl0r.WFT. У цифрового художника есть ещё один дорогой NFT стоимостью 9,2 миллиона долларов.

Rare Diego Maradona 2020-21 — 4,3 миллиона долларов за NFT с Диего Марадона, когда он ещё был тренером Gimnasia de la Plata.

Michael Jordan SportPunk  — 5,06 миллиона долларов за NFT с 8-битным изображением известного баскетболиста от Larva Labs.

Jermall Charlo Lions Only GOLD ULTIMATE — 19,1 миллиона долларов. Эта цифровая карточка представляет собой фотографию с подписью чемпиона мира WBC в среднем весе из Хьюстона Джермалла Чарло. Фото было сделано после победы Чарло над Деннисом Хоганом 7 декабря 2019 года.

MLB Champions Brett Gardner — 21,28 миллиона долларов. Этот NFT предоставляет эксклюзивные права на виртуальную фигурку центрального полевого игрока New York Yankees Бретта Гарднера. И чем лучше он играет, тем ценнее NFT.

LeBron James Statue — 35 миллиона долларов за NFT с исключительными некоммерческими правами на одну доступную копию и необработанный файл фотографии Кимани Оквара.

Что нужно, чтобы использовать токены и как это делать?

Запуск фан-токенов не может происходить без партнерства между криптовалютными платформами и клубами. Например, спонсором португальской футбольной команды Порту стала биржа Binance. Как и у итальянского клуба Лацио.

Биржа Binance в июле 2022 года объявила о старте продаж NFT-билетов на матчи футбольного клуба Лацио на футбольный сезон 2022/23 года. И фанатам клуба предлагают купить одиночные билеты или NFT-абонементы через сервис Binance Fan Token. Последние идут со специальными предложениями, например, скидками на билеты, товары или эксклюзивным доступом на стадион.

Поэтому представителям лиг, владельцам спортивной команды или просто предприимчивым энтузиастам стоит подумать про создание собственной торговой платформы для чеканки и продажи эксклюзивной коллекции карт в виде NFT или использовать уже существующие платформы.

К примеру, самая популярная платформа, специализирующаяся на выпуске фанатских токенов — это Socios. По данным Decrypt, в конце 2021 года объем обработанных сделок с токенами на Socios достиг $300 млн. И самыми прибыльными футбольными клубами из статистики стали Лацио, Манчестер Сити, Порту и Сантос, что совсем неудивительно.

Подобные токены могут помочь решить проблемы традиционной системы распространения билетов. С помощью NFT получится исключить двойную продажу билетов, их подделку, а также проблемы, связанные с их потерей или повреждением. И бесспорно, что любителям спорта будет крайне удобно весь процесс перестроить на 100% онлайн, ещё и в популярном, а главное, надёжном виде.

Почему же в России нет бума NFT и фан-токенов?

На это есть несколько причин. В Европе существует сильный приоритет на новые технологии, а в России всё несколько приземлённее. Нам важнее спонсоры, мерч, заполнение стадионов, стандартное привлечение фанатов в соцсети и на сами арены в привычном виде, а не с упором во что-то неизведанное. Помимо этого российским клубам просто не хватает людей. То есть, нет человека, которого можно дать задание разобраться в NFT и криптовалюте. Да и слишком мало клубов с большими коммерческими отделами. Но не всё так удручающе, в российском спорте уже есть первые контакты с миром криптобирж, NFT и фан-токенов. Например, часть российских спортсменов запустила личные NFT-токены, а «Спартак» подписал спонсорский контракт с криптотокеном Floki Inu. И это не единственные двигатели NFT-прогресса у нас. Вот «Велес» создал целую коллекцию из девяти карточек на Binance: восемь игроков и президент клуба Евгений Шиленков. Карточки Евгения Макеева и Артура Галояна проданы примерно за 10 тысяч рублей. А клуб «Динамо» выпустил один арт со Львом Яшиным на платформе для NFT OpenSea, который тоже пользуется популярностью.

В качестве вывода можно уверенно сказать, что за NFT и фан-токены стоит если не будущее, то вполне отличные перспективы, учитывая опыт зарубежных коллег. Привлекает не только перспектива миллионных притоков за цифровые объекты, но и возможность сделать соприкосновение фанатов со спортивным миром ещё более привлекательным и удобным. Большое количество продавцов и покупателей токенов рады новой реальности, где можно приобрести что-то ценное в единственном экземпляре всего за пару минут, имея только смартфон в рука. 

Автор: Артур Т.