5 мин.

Заметка о политике и предпринимаемых в ЕС мерах в отношении спорта

   В Европе вопросами развития спорта и устранения негативных явлений занимаются не только спортивные федерации и национальные правительства, но и наднациональные власти Европейского союза (ЕС). В той мере, в какой спорт имеет экономический характер, ЕС имеют над ними юрисдикцию и вправе принимать законодательство, в той или иной мере касающееся спорта, обязательное к исполнению всеми странами ЕС. По другим вопросам ЕС вправе применять меры ‘мягкого права’ – разного рода рекомендации, принципы и ориентиры. Главный исполнительный орган ЕС – Европейская комиссия – недавно опубликовала отчет о проделанной работе согласно программе ЕС по развитию спорта на 2011-2014 гг., подводя итог трехлетней работы и обозначив работу на будущее. Главные лозунги программы – это чистота спорта, его социальная ценность и важность экономических аспектов спортивной деятельности. Политический диалог и совместная работа проводилась главами стран-участниц ЕС, Европейским советом (не путать с Советом Европы! Европейский совет – главный законодательно-политический орган ЕС) и Европейской комиссией (главный исполнительный орган ЕС). Согласно отчету, большинство стран ЕС оценили работу и предпринимаемые ЕС меры как положительные.

Работа велась конкретно по следующим направлениям:

1) Антидопинговые правила WADA. С одной стороны хорошо, что организация разработала и ввела унифицированные правила антидопингового контроля. С другой стороны, следуя всем предписаниям WADA могут быть нарушены личные права спортсменов. А такие права подлежат защите законодательством ЕС. Необходимо продолжить работу по выработке оптимальных норм и гибкости правил в рамках соответствия требований и процедур WADA праву ЕС и национальному законодательству. Специальная экспертная группа приготовила комментарии и предложения о внесении изменений в Кодекс WADA в 2015 году и направила их Европейскому совету. Политический диалог с WADA будет продолжен. Также специальная экспертная группа подготовила отчет о допинге в любительском спорте и вскоре направит его в Европейский совет на рассмотрение.

2) Такие негативные явления в спорте, как подтасовка результатов, договорные матчи, онлайновые ставки и коррупция являются основным объектом внимания Европейской комиссии под лозунгом чистоты спорта. Работы с отдельными странами ЕС в этом направлении идет постоянно. Также в этой работе задействованы МОК и Совет Европы. Выдвинута идея принятия международной конвенции о предотвращении манипуляций в сфере спортивных соревнований в рамках Совета Европы уже в текущем 2014-м году. Также в свете борьбы с подобными явлениями Европейская комиссия выработает профессиональные рекомендации по предотвращению подтасовки спортивных результатов, связанных с букмекерскими ставками, и повышению эффективности трансграничного взаимодействия между спортивными организациями, букмекерами и регуляторами.

3) Разработка принципов прозрачности надлежащего управления в спорте. Помимо строгих мер принуждения и мотивирующих инструментов (например, госфинансирование при условии соблюдения по списку всех требований прозрачности) идет работа над повсеместной реализацией первой фазы программы – образовательной, вкупе с необходимым информированием всех спортивных структур всех стран о требованиях прозрачности. Позже, с течением времени планируется разработка конкретных инструментов по мониторингу соблюдения выдвигаемых требований по соблюдению принципов прозрачности.

4) Вопросы доступа к профессии спортивного агента и надзор за его деятельностью, а также вопросы трансферов в командных видах спорта. ФИФА сейчас ведет работу по перестройке всей системы деятельности спортивных агентов. Не бездействует и ЕС. В 2013 году было проведено независимое исследование экономических и юридических аспектов спортивных трансферов, а также исследование деятельности спортивных агентов в ЕС. Была проведена общеевропейская конференция по теме деятельности спортивных агентов в ЕС. От спортивных структур требуется повышение прозрачности финансовых транзакций и повышение защиты несовершеннолетних игроков. Также будет продолжен политический диалог в части соответствия вырабатываемых требований и рекомендаций нормам национального трудового законодательства разных стран. 

5) Проблема двойной карьеры, будущее спортсменов после завершения профессиональной карьеры игрока. ЕС не уполномочен здесь принимать какое-либо жесткое законодательство, поэтому выработал лишь методические рекомендации по помощи спортсменам в продолжении своей деятельности в сфере образования и спорта. Проблема имеет общеевропейский масштаб, поэтому ЕС крайне озабочен повышением эффективности трансграничного  взаимодействия спортивных организаций, образовательных учреждений, национальных центров подготовки и различных социальных служб поддержки.

6) Проблема интеграции спортивных квалификаций в общеевропейскую квалификационную систему. Это огромный и сложный пласт работы, ведь в каждой отдельно взятой стране существуют разного рода, уровня и характера профессиональные квалификации спортсменов. И все это нужно привести под общий знаменатель European Qualifications Framework (EQF). Такая проблема вызывает необходимость трансформации существующих и разработки новых образовательных программ в различных странах.

7) Продвижение здорового образа жизни и физической активности граждан, участия в любительском спорте. Согласно недавнему исследованию ЕС слабые показатели в этой области несут с собой прямые и косвенные экономические издержки. Здоровье граждан несет в себе не только социальную ценность, но и имеет под собой и большую экономическую основу, которую нужно стимулировать. На уровне ЕС разработаны рекомендации национальным правительствам по повышению физической активности граждан. ЕС продолжит координировать свою деятельность в этом направлении с национальными органами, а также с ВОЗ. Особняком стоит вопрос поддержки физической активности пожилых людей. В рамках европейской статистической программы 2013-2017 Европейская комиссия запустила общеевропейский опрос физической активности граждан Европы, результаты которого будут готовы в текущем 2014 году.

8) ЕС также ведет сложную работу по выработке механизмов и инструментов оценки макроэкономических показателей в спортивном секторе, воздействия спорта на национальные рынки. Например, согласно исследованию 2011-2012 гг. о роли спорте в экономическом росте и занятости в ЕС 1,76% общеевропейской добавленной валовой стоимости и 2,12% занятости относятся к спортивному сектору. Также в отчете Европейского совета по трудоустройству молодежи 2013 года делается вывод, что экономический рост спортивного сектора имеет большой потенциал позитивного воздействия в борьбе с безработицей среди молодежи. 

9)  Существует необходимость укрепить механизмы солидарности с спортивном секторе. В рамках исследования финансирования любительского спорта в Европе экспертная группа оценила основные публичные и частные источники финансирования, оказывающие влияние на механизмы солидарности в спорте, и определила возможности для спортивного движения получать такое финансирование и эффективно использовать инвестиции, включая анализ всех существующих барьеров. Была обозначена проблема применения законодательства ЕС о господдержке к спорту, проблема выработки рекомендаций по применению режимов НДС к некоммерческому спортивному сектору. Учитывая длинную временную устойчивость спортивных финансов обозначена необходимость принятия дополнительных мер по повышению эффективности защиты спортивных коммерческих прав и возврата части средств в любительский спорт. В 2013 году Европейская комиссия запустила независимое исследование прав спортивных организаторов в ЕС.

@@@

Самый главный вызов в работе Европейских структур по совершенствованию политики и управления в области спорта - это конечно же отзывчивость национальных правительств и всех игроков рынка. В Европе хватает как идеалистов (‘еврофилов'), так и евроскептиков. Самое сложное – это конечно же находить общий язык и взаимопонимание в областях, где нет возможности применять жесткие и обязательные к исполнению законы и юридические инструменты, а только лишь следовать рекомендациям ‘сверху’. Зачастую эффективность общеевропейской политики и законодательства зависит от открытости и отзывчивости национальных структур.

P.S. В рамках ЕС проводятся ежегодные спортивные форумы – платформа для всей заинтересованных сторон из мира спорта. В 2013 году ЕС учредил ежегодный форум с МОК для повышения эффективности двустороннего взаимодействия.