4 мин.

Вопль о лимите на легионеров

 

Вопль о лимите (будь он не ладен).

    Долгое время думал, стоит ли вообще мне лезть в дебри блоговодства, может вообще лучше не загоняясь кляузить в комментариях по мелочам, но душа поэта все же не вынесла, пишу.

Первый мой опус будет посвящен достаточно заезженной уже теме, многострадальному лимиту на легионеров в нашем чемпионате.

    В те времена, когда я только начинал интересоваться российским футболом (а было это году в 97) проблема эта не стояла вовсе, рынок легионеров тогда у нас был представлен в основном гражданами бывших республик СССР, немногочисленные бразильцы и африканцы рассматривались сугубо как экзотика. Позднее, в начале нулевых в российский футбол сначала тонким ручейком, затем бурным потоком потекли действительно большие деньги. Рынок футбольного труда для легионов гастарбайтеров ногомячистов открылся поистине безбрежный. Способствовала этому еще и такая особенность как оскудение собственного рынка футболистов по мере того как по возрастным причинам сходят со сцены выпускники советских футбольных школ (в настоящее время она не упоминается совсем (разве что постфактум) но тогда ей посвящали статьи многие «акулы пера»). Многие убеленные сединами мэтры и гранды нашего футбола говорили, что пока суть да дело,  тянут клубы и сборные те, кто отхватил кусок от щедрот советской плановой экономики в виде государственных футбольных школ, разного рода массовых соревнований и т.п., но как только дело дойдет до поколения 90х, тогда и предстанет пред нами во всей красе,  тот, кто подкрадывается незаметно. И теперь, по прошествии времени, мы видим, что это действительно так. Для охраны хиреющих ростков нашего юношеского футбола и был создан лимит на легионеров.   

     Вещь эта, кстати, далеко не нова. В истории мирового футбола можно отыскать случаи, когда введение лимита способствовало настоящему прорыву футбольных достижений в отдельно взятой стране. Достаточно вспомнить Италию, где введение лимита привело в итоге к золоту на ЧМ1982 года. Так, или примерно так и рассуждали скорее всего наши футбольные функционеры. Перенимать чужой опыт не глядя это вообще особенность русского подхода к делу, национальный шик, если хотите. В результате введения лимита на легионеров в нашей стране мы и имеем сейчас тот чемпионат, с которым все мы знакомы. Оговорюсь сразу, я сторонник лимита. Переждав ураганный залп из сотни говнометательных орудий,  продолжу. Самые часто встречающиеся  аргументы противников лимита следующие:

1.     У российских молодых футболистов огромные зарплаты и ноль стимулов к совершенству.

2.     Сборной он пока не сильно помог.

Если разбирать каждый пункт в отдельности, то получим следующие вещи:

1.Зарплаты российских футболистов и цены на них. Высокая цена, как известно, является результатом избытка спроса и недостатка предложения на рынке (да простится мне занудство в глазах читателей). Не трудно сделать вывод, что если спрос исчезнет (лимит поддерживает его искусственно) то предложение упадет, если не до нуля, то весьма существенно. Бороться с излишне высокой ценой на российских футболистов без вреда для нашего футбола можно лишь ростом предложения, но это невозможно сделать быстро, исходя из причин, указанных в начале повествования.

2. Многие критики лимита любят вспоминать тот факт, что за последние годы в ряды сборной влился по сути только один футболист – Алан Дзагоев. Дальше идут рассуждения в стиле «Зажрались с*ки, бабло гребут, а отдачи отних нет». Что можно сказать на это. Многократно обсасывался в прессе тот факт, что Дик Адвокат консерватор, и долгое время вообще не утруждал себя поиском кандидатов в сборную (Гус всех уже нашел). Про сборную, даст Бог, потом и отдельно но позвольте же напомнить следующее: в 2018 году стране проводить ЧМ. Я не верю в красочный лозунг «Россия – чемпион мира», но провала сборной не простят,  это факт. Путем нехитрых расчётов можно уяснить, в составе сборной России 2018 в основном будут футболисты 1988-1998 годов рождения. Нетрудно понять, что «они уже среди нас», то есть эти ребята уже занимаются в футбольных школах, пылят в дублирующих составах, пробиваются в основы клубов РПЛ и ФНЛ. Теперь, о читатель, окинь взором первые два абзаца этой писанины. Ты сразу поймешь, что основными поставщиками футбольных талантов с «правильным» паспортом в настоящее время являются наши так называемые топ – клубы в большей степени Зенит Локомотив и Спартак, в меньшей степени Динамо, ЦСКА и Рубин. Хороши ли эти ребята настолько, насколько от них требуют, вопрос другой. Важно другое, только тиски лимита заставляют эти клубы вкладывать немалые деньги в футбольные школы и академии. Если лимит отменить, клубы толстосумы будут закупаться только легионерами, т.к. прочной системы футбольного образования в стране нет. Страшно не это, в конце концов от приезда Кураньи и Этоо наш чемпионат только выиграл, страшно другое. Без обязательной нормы ввода в состав россиян, наш чемпионат, достаточно денежный, но недостаточно статусный превратится в биржу труда для футболистов пред пенсионного возраста. Иными словами мы будем лицезреть копию чемпионата Катара.  Это развитие событий уж точно не поможет сборной.

Те деньги, которые сейчас «развращают молодежь» пойдут на сбережения бразильских пенсионеров. Кидать деньги на ветер это не плод лимита на легионеров, друзья мои, а особенность наших богатых поцев и государевых мужей, особенно в том случае, когда они тратят не свои деньги (а в нашем футболе это происходит сплошь и рядом).

 

На этом я пожалуй пока прервусь. Надеюсь, дальше будет лучше.