12 мин.

Хосе Леандро Андраде

  О  уругвайских  чемпионах  мира 1930 г. - подробный  рассказ. ( «Fussball - Weltzeitschrift» IFFHS, №25 - 26, 1994.

 О  Назацци, Х. Андраде  и  Эк. Скароне  также  и: «Энциклопедия  футбола. История  Ч М»; Сев., 1998; и «100 легенд  мирового  футбола» ).

 

 Хосе Леандро Андраде (  Родился  1 октября 1901 г. в Монтевидео. [Иные  версии: 22. ноября 1901 г.; и  даже: 22. 11. 1898 г. ].

Умер 4 октября 1957 г. в Монтевидео. Прозвища: «La Maravilla Negra» («Чёрное  чудо»), “Чёрная  красавица”;  “Футбольный артист”; “Железный  занавес” [“Iron  curtain” = “айрон  кэртэйн”; прозвище  всей  оси  полузащиты]. Правый  полузащитник. Универсальный  для  своего  времени футболист, умело  подключался к  атакам...

 Играл  за  клубы Монтевидео; 1919 - 20: «Пеньяроль»;  в 1921: «Мирамар Мисьонес». В 1922, 1923 - 1925  и 1936: «Белья Виста» - 71 матч, 7 голов.  В 1924: «Реформерс»... В 1925 - 1930: «Насьональ» - 105 игр, 29 голов;  2-й  призёр  чемпионатов.

 В 1931 - 1932 и 1933 - 1935: вновь «Пеньяроль» - всего: 88 игр, 3 гола. Чемпион Уругвая 1934.

 В 1933 и 1937: «Уондерерз» - 17 игр. В 1936 г.: «Атланта» Буэнос- Айрес ( Аргентина) - 2 игры.

 С 24. 06. 1923  по 30. 07. 1930 [финал  Ч М ]: 34 матча, 1 гол.  Олимпийский  чемпион 1924 и 1928.  Чемпион  мира 1930 (лучший  футболист турнира).  Чемпион  Южной Америки («Copa America») 1923, 1924, 1926.   2-й  призёр  К. А. 1927.

  Один из первых высококлассных диспетчеров в истории футбола. Играл  на редкость технично, артистично, и в  то  же время чётко защищался, тонко  предчувствуя опасность своим воротам; умело  менял  ритм движений на  поле.

 Отличался прыгучестью, пластичностью; автор удара через  себя «ножницами».

  Позже Андраде стал танцовщиком и певцом в ночных клубах Парижа (где  в 1924 году  он  и  его  партнёры  стали  олимпийскими

чемпионами, покорив футбольный  мир); злоупотреблял  алкоголем  и скончался в нищете.

 На  стадионе «Сентенарио» ему  установлен бюст).

2
1

Лучший футболист мира 1920-х  и  начала  30-х  годов  Хосе Леандро  Андраде

 Хосе Леандро Андраде, происходивший из беднейших слоёв населения, вырос буквально с мячом  и танцем. Это и было для него всем жизненным пространством, которое давало ему мало  надежды, но зато дало  опору в жизни. Его чувство  мяча  и его манера  движения были изумительны, оригинальны и  подобны балетному танцовщику.

  Он  вырос в припортовых трущобах Монтевидео с тесными рыбацкими лавками  и множеством кафе. Там  же и находится  центр уругвайских карнавалов. Он славится прежде всего национальным танцем «кандомбес»; для его исполнения нужно быть отличным  танцором. Хосе Андраде был уже  известным в Уругвае  мастером этого  танца.  Позже  в своём родном  квартале  на  юге города Монтевидео основал свою танцевальную группу «Бедные  кубинские негры». Скорее  всего, его предки  тоже  происходили из Кубы.

  По  его жонглированию мячом лёжа, сидя, стоя, (к  счастью, сохранились  киноплёнки, запечатлевшие Х. Андраде) видна  его  редкая  координация движений, идеальное  чувство ритма  и грациозность. Всё это нужно было  ему, чтобы танцевать танго, самбу  и  румбу; и  эти  же качества он  перенёс на  футбольное  поле, используя  в качестве партнёра мяч.

 Уже  относительно поздно он вступилв клуб (организованный футбол). В  то  время второй по силе уругвайский клуб «Пеньяроль» («Club Atletico Penarol») допустил в 1920 году «ошибку века», не сумев чётко распознать задатки сказочного дарования темнокожего Андраде. И тот в  свои 19 лет перешёл в  клуб  низшей лиги...

  (В  ту  эпоху  неграм был  щё  закрыт  доступ в большой  спорт. Лишь немногие пробивались, доказывая  хозяевам клубов  свой редкий  талант. В Уругвае  в  начале ХХ века  это  было редкостью. Известны  стали форвард  Исабелино Градин (футбол  и  бег) и  хавбек Хуан Дельгадо. (См. выше). Но Андраде добьётся мировой  известности.

 А  когда 20-летний Хосе  Андраде  перешёл в «Club Atletico Bella Vista» («Белья Виста»), его  звезда  словно комета сразу взошла. Он  стал вскоре  игроком национальной сборной Уругвая  и  уже  в 1923 году был  с  ней чемпионом Южной Америки.  Правда, внутренне беспокойный, неугомонный Хосе Андраде  продолжал пока ежегодно  менять клубы, но  со  своими необыкновенными способностями он  отныне «перескакивал  все  преграды».

  Он  зарабатывал на  жизнь настройкой пианино; денег не  хватало, футбольные  заработки  были тогда  скудными...

  А  в 1924 году во  время  Олимпийских  игр  в Париже  стройный  и рослый 23-летний  негр  ошеломлял посетителей танцевальных  клубов. Музыка была  у  него в  крови. Он родился для  танца и  протанцевал всю свою жизнь. И  футбол в  его  исполнении был  танцевальным номером, самбой с  мячом. «Андраде играл в футбол, словно на музыкальном инструменте», - писали о  нём  газеты.  (El  ha  bailado  la toda  su  vida. Andrade  ha jugado  futbol  como en  instrumento  musicale ).         

 Абсолютный прорыв к статусу мировой  звезды удался ему в 1924 году  на футбольном турнире Олимпийских игр, где он поистине очаровал экспертов международного футбола  и болельщиков. То, что Хосе Андраде  демонстрировал тогда в Париже, футбольный  мир доселе ещё не  видел. Он показал удар «ножницами», удар  через себя в  падении и  головой  в прыжке, причём владея  ими совершенно; и демонстрировал невообразимое чувство  мяча; и всё, что он  с  мячом  проделывал, было чарующим и одновременно  столь гармонично сочеталось с  его телом. Он  двигался очень эластично, элегантно, слегка пружиня  мячом  на  газоне. При этом его шаги успевали охватить  пространство.

  В  олимпийском четвертьфинале против сборной Франции  Андраде, этот жонглёр- виртуоз, проделал  трюк, который журналисты описывали долгие годы. (См. выше). Он  овладел мячом у  своей штрафной площади, промчался с  ним метров  60, обвёл  по пути  семь (!) соперников, и, когда все думали, что  он пробьёт с  ходу по  воротам, Х. Андраде спокойно отпасовал мяч  вправо  партнёру  П. Петроне, закатившему его в  сетку ( 4:1 ).

  Хосе  Андраде был виртуозом  мяча, причём даже когда он  помогал обороне. Но благодаря своему великолепному защитнику в  национальной сборной Хосе Назацци  он  получал  достаточную свободу  действий, которую он, однако, часто  использовал  для... разговоров  с публикой, а не  всегда для целеустремлённости «Uruguayos» к победе.

 В 1924 году все эксперты были  едины, что Хосе Леандро Андраде  являлся самым  техничным и элегантным в мире футболистом. К  нему не  приблизились даже британцы. Его достижения в  игре были прямо- таки сверхчеловеческие.

М О К   присудил ему  в 1924 году Кубок (Copa Olimpia). До сих пор Хосе Леандро Андраде остаётся единственным уругвайским

спортсменом, удостоенном этой награды.                         

 На «Copa America» 1923 года выкристаллизовалась уругвайская ось  середины поля в составе: Хосе  Андраде - Хосе  Видаль - Альфредо  Гьерра, ставшая через год олимпийским  чемпионом. Но на  состоявшемся четыре месяца спустя  в родном Монтевидео  чемпионате Южной Америки 1924 г., где  уругвайцы свой  титул успешно защитили, Андраде  не было в команде. Он сначала один  остался в  Париже, чтобы  там бесплатно наслаждаться красивой жизнью; (люди  повторяли  его жесты, брали  автографы, звали на  всякие праздники, аттракционы  и  кабаре; он был  популярен  и у  женщин); а  после   возвращения  в Монтевидео  его  чествовали  за  заслуги  и  даже  сверх  меры. В  то  время  футбол на  несколько  месяцев  стал  для  него лишь  побочным  делом. При  его  бедности  и социальном  положении это ясно объяснимая реакция.

  Благодаря  переходу в «Насьональ» («Club  Nacional  de  Football»), за  который  Андраде  выступал  следующие 6 лет, в  его жизни добавилось больше порядка, без  чего ранее страдал его  талант  импровизации. В ходе  европейского турне 1925 года  со  своим  клубом  он  снова  доказал свой уникальный  класс, но  играл уже  целесообразно.

 На  чемпионате Южной Америки 1926 г. выкристаллизовалась новая  линия  полузащиты в  составе  Хосе  Андраде - Лоренсо  Фернандес - Хосе  Ванццино. «Uruguayos» выиграли этот Кубок («Copa America») вновь. Правда, с  этой  же осью  середины поля  на  том  же  турнире 1927 года  они заняли  лишь  2-е  место.

 Грациозный  и элегантный Хосе  Андраде был  прирождённым диспетчером команды. Андраде без  видимых усилий управлял  ходом  и ритмом  любого  матча. Благодаря  необычайной  техничности  и  подвижности  он  всегда  оказывался

вовремя  в  борьбе  за  мяч. Классный полузащитник  и в  нападении тоже  действовал  почти безошибочно. Он умел  с редкой  точностью сделать  передачу через всё  поле. Андраде  обладал фантастическим дриблингом; он  же первым применил  скользящий рывок со  сменой ритма, делая во  время движения с  мячом ускорение - неожиданноедля  егосоперника, разрывая  любую оборону. А  его  изысканное обращение с  мячом (словно цирковой  артист) особо приводило зрителей в  восторг.                                                                              

 Он  получал аплодисменты  публики, в  одиночку  решая разные  ситуации на  поле. Но  он  не  был  индивидуалистом -  виртуозом, лишь  тешащим своё  самолюбие. Он  применял дриблинг  не  для унижения  соперника, а  для  пользы  своей команды. Как  и  упомянутая  смена  скорости; неожиданный финт  или острый  пас. Редкая работоспособность  позволяла ему столь  же эффективно помогать защите. Казалось, в  (его обычной) зоне  правого  полузащитника его команда  как минимум  имела на  одного игрока больше. Стиль  игры Х. Андраде  сочетал  скорость английского  футбола  с пластикой южноамериканского. Хосе  Андраде  постоянно в  движении, вдохновляя  игру  партнёров и  всегда проявлял  всё  новые качества  универсального для  своего времени футболиста. Видевшие его  игру утверждали, что  он в  своё  время умел всё, как  Пеле  лет  через  30 - 35...  Хосе  Андраде был  лучшим  и  популярным  футболистом  первой  половины  ХХ века.

  Когда «Uruguayos» в 1928 году в Амстердаме с  их линией полузащиты Хосе  Андраде - Лоренсо  Фернандес – Альваро Гестидо  успешно  защитила свой  титул олимпийского чемпиона, «чёрное  чудо» Андраде был  всё  ещё в  игровом  и техническом плане лучшим  игроком своей  команды  и турнира; также  отличали  его  те  же  качества, что  и  четыре  года  назад (в 1924 г.).

 Опекавший  его  итальянский  хавбек  Альфредо  Питто  после полуфинала  О И 1928 восхищался техникой Андраде: «Андраде  мог  бы  легко  провести  мяч   по  центру  Милана  в  праздничный  день, не  опуская  его  на  землю».

 Он был  действительно гением  на  поле. Хотя  он  не  очень  строго придерживался  тактики, он  обладал «седьмым  чувством» верного  решения.

  После разрыва этой  оси середины поля  на чемпионате Южной Америки 1929 г., что закончилось неудачей сборной (лишь 3-е  место. См.), новый  тренер  национальной сборной Уругвая  проф. Альберто Суппичи вернулся к  этой оси.

  Хотя  Хосе Андраде  на чемпионате  мира 1930 года  в Уругвае  по- прежнему демонстрировал своё необыкновенное мастерство, всё  же было  заметно, что  он уже  перешагнул  зенит своей футбольной  карьеры; (и  травмы). Правда, лучше, чем  он,  всё  ещё не  было  другого полузащитника, однако  он уже  так  явно  не  возвышался над  другими  игроками.

  Огромные толпы  публики он заставлял, в том  числе на Олимпийских играх 1924 в  Париже  и  1928  в Амстердаме жить футболом  и  рукоплескать ему. Но  на  свою беду  Хосе  Андраде  не был  практичным человеком; деньги  никогда не  задерживались у него. Да  и родился  он, видимо, слишком рано, опередив своё  время.

  В 1931 - 1935 гг. (с  перерывом ) Х. Андраде   вернулся  в «Пеньяроль» (давно  осознавший  свою прежнюю  недальновидность  в оценке  его  таланта ) и  всё  же  успел  стать  в 1934 г. чемпионом Уругвая.

  За  всё  время своей  карьеры ( 1920 - 1930 гг.) Хосе  Андраде  провёл примерно 800 матчей  и  забил  около 300 мячей.

  Профессионального футбола в Уругвае  тогда  ещё не было; он  был введён  только  в 1932 году. (Если  бы  на 10 лет раньше, он  был  более  обеспеченным). Но  введение  профессионализма  всё  же  подвигло Андраде  в  возрасте 36 лет продолжать  играть. Хотя  не  очень  желал  тренироваться. (В 1932 году  в «Пеньяроле» провели  лишь 36 тренировок, но для  того  времени  и  это было  много). Из  36-и  тренировок Андраде  пропустил 20 (и  лишь  пять раз  предупредил  о своей  неявке  заранее). И  он  всё реже  стал  попадать в  основной  состав «Пеньяроля» (последний  матч  за который  он провёл 17 сентября 1935 года против аргентинского «Расинга», выигранный 1:0 (гол  забил  Педро «Тигре»  Янг ). 

 Затем  он  поиграл  ещё  за  три  клуба: аргентинская «Атланта» Буэнос- Айрес; возвращение  в «Белья Виста»; и «Уондерерз».  Но  лишь  на  короткий  срок  и  окончательно  завершил  карьеру футболиста  в 1937 году.

Он  не  мог  заработать  на  жизнь  одним  только  спортом. Небольшие футбольные  гонорары  Хосе Андраде  раздавал  своим  многочисленным друзьям  и  нищим родственникам. Себе же  он  оставлял  только деньги, заработанные  на «основной» работе - настройке  пианино. Свою личную  жизнь  Андраде  практически не  афишировал. Известно  лишь, что он  был  дважды женат.

 Расставшись с футболом, Андраде вернулся  к  тому, с  чего начинал - музыке и  танцам; несколько лет он  выступал в парижском  варьете, но  денег  так и  не  скопил. Правительство Уругвая  устроило  его  одним  из служащих, но и это  не принесло  дохода. Он  потерял частично зрение (последствия  травмы в  олимпийском полуфинале 1928 года. См. выше ), и  злоупотреблял  алкоголем. Андраде скончался 4 октября 1957 года (через трое  суток после своего 56-го  дня  рождения) от туберкулёза в  приюте для бедных  в  предместье Монтевидео - города, когда- то  боготворившего  его.

 Служители  похоронного бюро  не  нашли  в  его  карманах  ни  одного  сентаво. Хосе Андраде  покинул этот  мир  таким  же  нищим, как  и  пришёл в  него.

  Любопытно, что позднее   можно  вновь  встретить  фамилию Андраде  среди  уругвайских  чемпионов. Племянник «чёрного  чуда» Виктор  Андраде  Родригес тоже  играл  правого  полузащитника, и  стал со  сборной Уругвая  в 1950 г. чемпионом  мира. Но  он  явно  не  достиг  уровня  удивительного  мастерства  своего  дяди. Позднее  он  стал  политиком...

 Всё, что  смогли  сделать  для Андраде  его благодарные  соотечественники - это установить на  стадионе «Сентенарио» бюст  своего кумира. Хосе Леандро Андраде был  первым чернокожим спортсменом, который стал звездой мирового футбола. Его  даже  называли лучшим  игроком  своего  времени; и его  имя  останется жить в футбольном  мире.