4 мин.

АЛЕКСЕЙ ЯКИМЕНКО: «В свой отдельно взятый адрес я поздравлений не принимаю»

Девятое ноября навсегда войдет в историю российского фехтования. В этот день национальные сборные страны по фехтованию на саблях среди мужчин и женщин с разницей в один час завоевали золотые медали. В последний раз Гимн России звучал в честь мужской команды в 2005 году на чемпионате мира в Лейпциге, женской – в 2004 году в Нью-Йорке.

Сразу после победы над Италией в финале командного турнира в Париже я попросила Алексея Якименко прокомментировать события дня. Якименко ответил, что он безумно устал, не может сказать ни слова. Но уже через полчаса, после торжественной церемонии награждения, он согласился дать интервью.

− Леша, начало финальной встречи не сложилось. Вы фехтовали сумбурно, позволив итальянцам уйти в отрыв на 10 ударов. Когда появилась уверенность, что мы можем переиграть соперников?



Мы не собирались проигрывать сегодня. Это был один из немногих случаев за историю моих выступлений в составе национальной сборной, когда участники команды не обращали внимания на счет. Уверенность в победе исходила от тренерского штаба и передавалась нам. Сначала подвиг совершил Коля Ковалев, потом Веня Решетников сократил разрыв до минимума – 39:40. Поэтому перед последним поединком с Альдо Монтано меня не терзали сомнения - проиграю, не проиграю. Ребята сделали такой рывок к победе, что один проигранный удар ничего не значил. К тому же в последнем бою я заметил, что Монтано зажался, нервничал, укорачивался. И эта зажатость не позволяла ему фехтовать в полную силу. В последнем бою он фехтовал так же, как я в первом, когда проиграл 5:1 Тарантино. Мы разошлись, поймали кураж, начали давить, а то настроение, которое было у нас в начале встречи, передалось итальянцам. 



- Скажи, а дебютант чемпионата Артем Занин пригодился команде?



Да, он выходил на замену, и очень достойно провел свой поединок с испанцами. У нас такого нет, что кто-то пригодится или нет. Даже если участник команды ни разу не вышел на дорожку, он все равно разделяет с нами все перипетии борьбы. Ему постоянно нужно разминаться, быть в тонусе, чувствовать командный дух. Три человека, это еще не команда. Кристин Бауэр, когда начал работать с российскими саблистами, поставил перед нами и тренерами цель – создать команду. До этого мы все вместе были дружными ребятами. Но постоянные неудачи, проигрыши со счетом 44:45, нас разводили друг от друга в разные стороны. Сегодня в команде не было незаменимых бойцов. Во встрече с испанцами, в бою с Марти, мне удалось сравнять счет, во встрече с Кореей Веня выиграл свой последний бой со счетом 5:0, а при таком отрыве грех было не завершить встречу с хорошим счетом. Та же ситуация повторилась во встрече с Румынией, когда мы проигрывали, проигрывали, а потом Коля разошелся и просто растерзал соперников. 

Что касается финала с Италией, каждый просто фехтовал, делал то, что должен делать, не оглядывался назад, не думал о том, сколько нужно нанести ударов. Я выходил и говорил себе: «Фехтую до 15 ударов, как в личном турнире». Потому что груз ответственности за команду меня всегда давил. Даже когда я был в отличной форме, очень хорошо готов к соревнованиям, я понимал, что за мной стоят ребята, и я боялся, что подведу их. Мы договорились, что сегодня все фехтуем до 15 ударов. Это наши личные соревнования. А в итоге из личного получился единый командный дух.



−Эту нацеленность вам задает Кристиан, или вы сами оказались готовы к подвигам?



Самый главный приоритет нашего генерального менеджера – сделать команду. Мы фехтуем вместе, ходим вместе, едим вместе. Мы постоянно общаемся на дорожке и вне нее. Раньше между нами не было полного доверия, потому что нас делили по регионам, по спортивным обществам, по тренерам. Сейчас такого нет, все мы воюем на одном поле боя. Главной целью Бауэра было заставить нас поверить в себя. Я не могу сказать, что по уровню мастерства мы кому-то здесь уступали. Посмотрите, двукратные чемпионы мира, французы, проиграли в Париже за вход в восьмерку, потому что у них не было такой, как у нас, уверенности в победе.

− Не был ли командный турнир для тебя компенсацией за относительную неудачу в личных соревнованиях?



Не могу сказать, что не реализовал себя в личных соревнованиях. Я очень доволен результатами сезона: первое место на чемпионате Европы, восьмое на чемпионате мира, тем более что для борьбы за более высокое место в Париже мне не хватило всего два удара. Сегодня у меня была очень высокая мотивация – помочь команде. Я рад, что провел достойно последний бой. Многие подходили и говорили: «О, Алексей, ты такой молодец, выручил команду». Это неправда. Просто так сложилось, что именно мне довелось заканчивать встречу с Италией. Начало было положено Колей - 12:5, успех закрепил Веня - 6:5. Если бы не было этих побед, не было бы и последнего боя 6:1 с Монтано. Да, команда молодец, а в свой отдельно взятый адрес, я поздравлений не принимаю. Так и напишите. Точно так же, как не примет поздравления лично в свой адрес наш главный менеджер. Потому что к этой победе причастна команда тренеров – Дмитрий Глотов, Александр Филатов, Елена Жемаева. А Кристиан дает нам всем уникальное направление. Оно не строится на сверх сложных технических действиях, а основано на поднятии морального духа всей команды и уверенности в себе каждого ее участника.

Татьяна Колчанова 
mosfencing.ru