12 мин.

Максим Канунников. Попытка номер десять

На днях стало известно о том, что форвард «Рубина» и сборной России Максим Канунников близок к подписанию контракта с московским «Спартаком». Канунников, с 13 лет воспитывавшийся в школе «Зенита»; Канунников, в 18 лет победивший с питерским клубом в первенстве дублёров сезона 2009, в последнем туре обыграв «Спартак», завоевав первое и до сегодняшнего дня единственное «золото» для питерцев в этом турнире; Канунников, заменивший самого́ Кержакова в основном составе в матче против того же «Спартака» и, оттеснив плечом Пареху, положивший начало историческому разгрому «красно-белых» со счётом 5:0; Канунников, изначально не изъявлявший желания покидать Петербург и до последнего не оставлявший надежды вернуться в родной клуб, сегодня стал игроком новоявленных чемпионов России.

Как видим из текста выше, многое в его жизни связано с уже десятикратными чемпионами. Он – «юбилейный», уже десятый в истории Чемпионата России футболист, которому не чужда как Невская стрелка на сердце, так и красно-белый ромбик на груди. В связи с этим предлагаю вспомнить тех, кто ещё до Канунникова успел выступить за оба клуба-антагониста, став особой главой в повести о битве двух столиц.

В своё время клубную прописку могли сменить многие: так, например, Андрей Аршавин не смог договориться с Олегом Романцевым о своём положении на поле, вследствие его поначалу казавшиеся перспективными переговоры зашли в тупик. Вместе с ним могли перейти и Быстров с Денисовым, однако, неудачный опыт Аршавина убедил ребят задержаться в Северной столице. Быстров, кстати, в итоге покинул «Зенит» парой лет позже и даже умудрился вернуться обратно, но подробнее об этом – ниже. Также селекционеры москвичей предпринимали вторую попытку заполучить Денисова после прихода в стан «сине-бело-голубых» Халка и Витселя; однако переход не состоялся и игрок оказался  в рядах многомиллионного «Анжи» Сулеймана Керимова. По одним источникам причина перехода – махачкалинцы предложили больше, по вторым – президент «Зенита» Алексей Миллер наложил вето на переход питерских игроков в стан на тот момент ещё девятикратных. Рвавшегося в 2006-м году в Европу Кержакова пытался удержать в России сам владелец «Спартака» Леонид Федун, напоминая неудавшийся вояж Дмитрия Сычёва в 2002-м, однако тщетно. Ещё пара случаев возвращает нас в уже далёкие «девяностые», во времена, когда любой другой российский клуб был не чета «Спартаку» Романцева, и поэтому за который всем так хотелось выступать. В конце миллениума в 1999-м году москвичи предлагали контракт Александру «колпинской ракете» Панову, однако по словам самого игрока, тот был вынужден отказать в силу патриотизма и напряжённой обстановки между городами. Впоследствии, по его же словам, не раз сожалел о принятом решении. А на следующий год на тренировке сборной России врач команды подошёл к вызванному на сборы Вячеславу Малафееву и огласил скрытое предложение, мол, не хочешь ли ты, Слава, выступать за «Спартак», на что получил максимально корректный ответ «спасибо, подумаю». По завершении карьеры сам Малафеев ещё припомнил тот эпизод, успокоив питерских болельщиков, заявив «…всерьез не рассматривал - желания ехать в Москву не было».

В обратном же направлении мог проследовать лишь один – форвард Александр Данишевский, приглянувшийся тренеру питерцев своими скоростными данными до такой степени, что тот даже рассматривал вариант его обмена на Аршавина! Но тогдашний президент москвичей Андрей Червиченко на онлайн-форуме с болельщиками наотрез заявил «Данишевский более перспективный игрок, чем Аршавин», вследствие чего переход сорвался. И слава Богу! Для «Зенита», разумеется: спустя 5 лет Аршавин стал ведущим игроком сборной и перешёл в лондонский «Арсенал», а Александр за то же время сменил около 5 клубов, заканчивая карьеру где-то в первенстве Крыма…

А теперь настало время вспомнить о тех, кому удалось-таки сменить клубную прописку; о тех, кто не побоялся пройти против системы и не сломился под давлением прессы, фанатов и партнёров по команде. Напомню, без Максима таковых набралось девять.

 

Дмитрий Радченко

Воспитанник ленинградского футбола конца 80-х годов прошлого века. За «Зенит» выступал в последние годы Советской истории футбола, с 1988 по 1990 год, после чего пошёл на повышение в «Спартак». Питерский клуб в те годы заметно лихорадило, а закончилось всё и вовсе плачевно – вылетом из Высшей Лиги; талантливому и перспективному нападающему для дальнейшего развития необходимо было менять команду, и вскоре Радченко оказался в Москве. С учётом ситуации, в которой в те годы находился российский футбол, поступок игрока не выглядел чем-то неординарным и заслуживающим порицания, да к тому же, совсем скоро Дмитрий уехал покорять Испанию.

Сергей Дмитриев

Знаковая для всего ленинградского футбола фигура, один из представителей той команды 1984-го года, о которой до сих пор вспоминают с особенной теплотой и ностальгией, всё-таки не обошёлся без грязного пятна на своей репутации. Хотя, по правде говоря, серьёзного резонанса ситуация с его переходом не вызвала, так как в ряды «народной команды» нападающий попал в уже довольно зрелом для футболиста его амплуа возрасте: тогда 33-х летнего Сергея из «Тюмени» (Петербург тот покинул из-за ссоры с Анатолием Бышовцем) в срочном порядке вызвал лично Олег Романцев. Московская команда во второй половине сезона 1997 испытывала дефицит атакующих исполнителей в связи с навалившейся чередой травм Валерия Кечинова и Максима Бузникина. Однако полноценно заменить временно отсутствующих ветерану не удалось: в 6 матчах за «Спартак» на счету Сергея лишь один гол, и тот по иронии судьбы, был забит «Тюмени». Пролонгировать соглашение руководители москвичей не стали, и по окончании сезона игрок вернулся в питерский клуб. В местное «Динамо». Кстати, с клубами Дмитриева связывает и ещё одна деталь: именно он стал автором того знаменитого интервью о якобы договорном матче между «Спартаком» и «Зенитом» в последнем туре сезона 1996.

Василий Кульков

Выступлениями за «Спартак» успел «засветиться» ещё в Советской истории футбола, отыграв за «красно-белых» 2 последних года существования империи; вернулся на Родину в команду Олега Романцева после португальского вояжа длиной в несколько лет. После полугодичного пребывания в Москве из-за разногласий с руководством по условиям контракта вынужден был отправиться в аренду в Англию, после которой восстанавливался от травмы колена. Для поддержания формы в начале 1997 года добился разрешения тренироваться вместе с футболистами «Спартака», после чего сначала поехал с командой на сбор в Турцию, а затем и вовсе вновь был включен в заявку на Чемпионат России. Но – снова не пошло: очередные повреждения, скамейка запасных, и зимой 1997 года по наставлению Анатолия Бышовца, знакомого игроку по работе в национальной сборной, Кульков перешёл в «Зенит», проведя за «сине-бело-голубых» 44 игры и дважды расписавшись в воротах соперников.

 

Максим Деменко

Пример Деменко наряду с Заболотным, пожалуй являются наименее яркими пятнами в истории взаимоотношения команд. За питерцев воспитанник краснодарского футбола отыграл 2 полных года, в 44 играх отметившись 10 забитыми мячами. В «Спартаке» же провёл единственный и с этим самый неудачный за всю российскую историю клуба сезон: в 2003 году многократные чемпионы заняли лишь десятое место, а сам Деменко провёл 19 матчей, не отметившись в них результативными действиями.

Владимир Быстров

Самый противоречивый переход из всех перечисленных. Ни одному игроку до того момента не удавалось так просто уйти в стан клуба-антагониста, а затем вернуться обратно. Быстрову это удалось. В середине сезона 2005 игрок покинул Петербург после ссоры с главным тренером, найдя пристанище в «Спартаке», вскоре признавшись в любви к «ромбику»; после этого игры с «красно-белыми» стали для петербуржцев сущим кошмаром – лишь 1 победа в 10 встречах, да и та – когда Владимир пребывал в лазарете. Однако ещё больший резонанс вызвала новость о его возвращении в «Зенит» в середине сезона 2009, когда, по словам Карпина, «ему пришлось вернуть игрока по указке сверху». Фанаты предсказуемо устроили хавбеку обструкцию, засыпая поле фальшивыми купюрами, выкрикивая оскорбления и вывешивая порой воистину чудовищные баннеры. Апофеозом ненависти стала благодарность игроку «Анжи» Ахмедову, который нанёс Быстрову травму, вследствие которой уроженец Луги выбыл почти на полгода. «1 травма – 4 месяца счастья» - гласило полотно, растянутое на фанатском вираже… Спустя некоторое время стороны всё-таки пришли к примирению после разговора самого Владимира с представителями 12-го сектора.

 

Павел Погребняк

Павел попал (забавно звучит, не правда ли?) в первую команду «красно-белых» (а, тогда всё нормально) из школы «Спартака» транзитом через дубль. Но, несмотря на довольно успешное выступление во второй команде, с «основой» дела у Павла не заладились: за 4 года его отправляли в многочисленные аренды («Балтика», «Шинник», «Химки»), а затем и вовсе продали в «Томь» за бесценок, где форвард стал одним из лучших бомбардиров того сезона. Вопрос о переходе Погребняка в более сильный клуб был лишь вопросом времени и уже в 2007-м его позвал в свои ряды «Зенит», выстраивающий под руководством Дика Адвоката и попечительством «Газпрома» чемпионскую команду. В составе питерцев игрок раскрылся по-новому, став Чемпионом и обладателем Суперкубка России, а также одержал победы в Кубке и Суперкубке УЕФА. Не забыл он и про «Спартак», больно жаля бывший клуб как на поле, так и за его пределами: помимо регулярных голов в матче столиц, ПаПо остро язвил (если это можно так назвать) в интервью, всячески высмеивая «девятикратных».

 

Николай Заболотный

За первую команду петербуржцев основному игроку «золотого» дубля «Зенита» сыграть возможности не представлялось – в «пост номер один» буквально корнями врос Вячеслав Малафеев, в связи с чем молодой голкипер отправился искать игровую практику по другим клубам; игрока приютил «Спартак». Большой огласки этот трансфер не получил по объективным причинам – всё-таки, за основу «Зенита» игроку не представилось сыграть ни минуты. В Москве, казалось бы, поначалу у Николая всё складывалось хорошо: травму получил основной вратарь Дикань, и место в «рамке» доверили именно экс-зенитовцу… Однако далее в стане «красно-белых» явно не заладилось: за 6 проведённых встреч Заболотный пропустил 7 мячей, а настоящим фиаско обернулась встреча в Санкт-Петербурге, где казалось бы забуксовавший по турниру «Зенит» разнёс москвичей со счётом 3:0, а Кержаков «парашютиком» забил один из красивейших голов в истории противостояния клубов.

 

Роман Широков

На берегах Невы игрок провёл 6 лет, пережив пик своей карьеры и попав в сборную России, но из-за ухудшившихся отношений с главным тренером «Зенита» Лучано Спаллетти, в 2014 году был вынужден покинуть команду. Неожиданно для всех после полугодичной аренды в «Краснодаре» Роман на правах свободного агента попал в ряды «Спартака», что особо удивительно в силу отношения игрока к клубу и его фанатам через СМИ. Так, перед матчем с «красно-белыми» в 2012 году, Широков сказал: «Для нас „Спартак“ вообще не соперник!!!», а после победы над москвичами написал в своём Twitter’е: «Всех „хрюшек“ с заслуженным поражением». Апогеем стала брошенная им фраза перед матчем 2012-го года на «Петровском» - к тому моменту «Зенит» уже стал чемпионом и для них турнирной подоплёки матч не имел: «Нам будут вручать золотые медали. А "Спартак" будет рад. Увидит блеск золотых медалей, которых давно не видел». Но что есть – то есть, и к бурному негодованию болельщиков «девятикратных», 18 июля 2014 года Широков стал игроком «Спартака»: «Люди, которые привели меня в футбол, — это мой отец и крестный — всю жизнь болели за «Спартак». Кроме того, наверное, 99 процентов моих друзей тоже поддерживают красно-белый клуб. Во многом это и объясняет мой выбор». В итоге, начав за здравие (гол в первом же матче в ворота «Локомотива»), кончил за упокой: прижиться в стане девятикратных чемпионов так и не сумел - сначала снова на пол-сезона отправившись в уже знакомый «Краснодар», а затем, просидев некоторое время «на лавке», и вовсе покинув столичный клуб.

 

Артём Дзюба

История Артёма безумно схожа с футбольной летописью Павла Погребняка: мы снова идём по до боли затасканному сценарию, когда талантливый воспитанник оказывается не нужным родному клубу, находя пристанище в рядах команд, заметно уступающих в классе. Так, играющий за «красно-белых» с 2006 года Артём дважды отправлялся в аренды в «Томь» (особенно запомнилась первая из них, «деньги и изделие №23») и «Ростов», завоевав в рядах южан Кубок России. В декабре 2014 воспитаннику «Спартака» так и не удалось договориться о новом контракте с клубом. 1 июля 2015 года Дзюба как свободный агент стал игроком «Зенита». «Я рад, что получилось так, как получилось, - заявил Дзюба в интервью официальному сайту сине-бело-голубых. –Понимаю, что сейчас и с той, и с другой стороны найдутся люди, которые будут злиться на меня, понимаю, что будут недовольные. Если болельщики захотят встретиться со мной, я готов поговорить  с ними лицом к лицу, объяснить ситуацию и свои мотивы. Но я пришел не говорить, а показывать и доказывать свою состоятельность на поле». И ведь доказал же! Статистика Артёма поражает: в 4 матчах против бывшей команды на его счету 4 гола.

 

Главный на данную минуту вопрос, волнующий всех тех, кому небезразлична судьба хотя бы одного из клубов: Станет ли Канунников новой главой нескончаемой саги противостояния двух столиц? Время покажет…