10 мин.

Гонщик, болельщик и повар

Имена владельцев клубов Премьер Лиги знает каждый болельщик. Ведь от них, точнее от их капиталов зависит существование команд и их конкурентоспособность в стране и на международной арене. В этом сезоне АПЛ пополнилась тремя командами-новичками, о владельцах которых мало кто знает. Таким образом сегодня я хочу предложить вашему вниманию информацию о собственниках КПР, Норвича и Суонси.

Предлагаю начать с лондонской команды.

            

Владельцы: Тони Фернандес,  Лакшми Миттал

Совсем недавно болельщики "обручей" были готовы буквально разорвать парочку инородных тел из Формулы 1, однако к их счастью этого не произошло.

            

 В сентябре 2007 года Куинз Парк Рейнджерс был куплен очень влиятельными людьми из Формулы 1 – Берни Экклстоуном и Флавио Бриатторе. Но через несколько месяцев, осознав свой «небольшой бюджет», «формулисты» позвали к  себе в долю индийского миллиардера Лакшми Миттала, который ввел в руководство своего зятя Амита Бхатия и на этом успокоился, лишь немногим ранее увеличив свою долю в клубе с 20 до 33-х процентов.

            

Позже, когда Бриаторе довел команду до ручки, сменив за три года больше десяти менеджеров, активно вмешиваясь в тренировочный процесс и нервируя болельщиков слухами о смене названия и клубных цветов, а вдобавок еще и получил запрет на работу в профессиональном спорте из-за нарушений в Формуле-1, Миттал вышел из тени и взял инициативу в свои руки.

И именно прошлый, пока единственный сезон под руководством индусов, когда Бриаторе не влезал в дела команды (Экклстоун вообще только сейчас немного активизировался, а до того относился ко всему, что связано с КПР, совсем без интереса) стал триумфальным. Назначив Нила Уорнока и выписав ему неограниченный кредит доверия (не в деньгах дело, потратил Уорнок не так уж и много), индусы отошли в сторонку и занялись своими делами, просто наблюдая за эволюцией команды из вип-ложи, как и должны делать мудрые владельцы футбольных клубов.

Однако, когда руками индусов Экклстоун и Бриаторе (свои акции Флавио отдал во временное пользование Берни, когда его прижала FA и вынудила выйти из совета директоров КПР) получили команду Премьер-Лиги, они снова активизировались и начали плодить слухи о возможной замене Уорнока на Раньери, Дзолу, Липпи или же Анчелотти. Судя по национальности кандидатов, сразу ясно, от кого идет подобная инициатива. Экклстоун же себя вел несколько странно. Сначала заявил, что он вообще болеет за Челси и с радостью отдаст свою долю в 62% за 100 миллионов фунтов.

Лакшми Миттал попытался договориться и получить контрольный пакет акций, но переговоры зашли в тупик, и стороны разошлись, как в море корабли. На совете директоров Бриаторе и Экклстоун зарубили программу развития клуба, представленную Амитом Бхатией, уволили президента клуба Саксену, человека Миттала, и вдобавок к этому увеличили цену абонементов и билетов на 40 процентов, что сразу же спровоцировало недовольство фанов, и без того желающих парочке «гонщиков» катиться далеко и прямо.

            

Бхатия отреагировал на это отставкой с поста вице-президента и заявлением о том, что он, несмотря на всего лишь 33 процента акций, является стопроцентным фанов КПР и не хочет чтобы его имя фигурировало в таком непопулярном деле как поднятие цен на билеты, которое он всеми силами пытался предотвратить. И  уже на следующий день пошли слухи об интересе новых-старых руководителей КПР к персоне Карло Анчелотти, что означало – Нил Уорнок, если и останется работать, то только до «первой ошибки». Уорнок все же был человеком Бхатия и Миттала и вряд ли сработался бы с Бриаторе (а кто с ним вообще может сработаться?).

В общем крах клуба был близко. Но тут на горизонте появился еще один любитель высоких скоростей, а именно  глава команды «Лотус» в Формуле 1 и владелец малайзийской авиакомпании AirAsia – Тони Фернандес.

            

Тони довольно быстро уговорил старых друзей по Формуле продать ему контрольный пакет, и 22 августа  Фернандес стал основным владельцем команды. После этого малазиец сразу взялся за дело. Во-первых нашел «общий язык» со вторым акционером КПР – Митталом, во-вторых решил проблему с болельщиками на счет билетов, в-третьих сохранил Уорнока и Таарабта. Ну а потом Фернандес изъявил желание приобрести ряд классных футболистов. Джоуи Бартон является прямым на то подтверждением.

Остается пожелать дальнейших успехов сотрудничеству Фернандеса, Миттала и КПР.

Теперь очередь «лебедей».

            

Владельцы: Мэл Нерс, Хью Дженкинс

В конце 2001 года во главе Суонси оказался австралиец Тони Петти. Он быстро настроил против себя не только болельщиков, но и Ассоциацию профессиональных футболистов, когда поставил клуб на грань банкротства (большой проблемой была даже оплата счетов за электричество) и попытался в одностороннем порядке и без компенсации расторгнуть контракты сразу с семью игроками.

            

В январе 2002 года, всего лишь за 24 часа до объявления клуба банкротом, Суонси перешел во владение консорциуму состоятельных болельщиков клуба во главе с бывшим директором Мэлом Нерсом. В кресло председателя сел Хью Дженкинс, под руководством которого началась масштабная работа по спасению клуба.

Не имея опыта работы непосредственно в футболе, но будучи зато преданными болельщиками Суонси, владельцам каким-то образом удавалось каждый раз принимать верные решения по всем вопросам, направив развитие клуба в нужное русло. Удачными оказались все тренерские назначения: Брайан Флинн спас команду от вылета в Конференцию, Кенни Джекетт вывел ее в Лигу 1, Роберто Мартинес поднял в Чемпионшип, Пауло Соуза помог закрепиться там, а с Бренданом Роджерсом «лебеди» оказались в Премьер-Лиге.

При этом Суонси никогда не спешил сорить деньгами, предпочитая работать на трансферном рынке качественно и без особого шума. Руководство клуба сознательно ищет игроков, которые не пользуются большим спросом, но являются при этом качественными исполнителями. Это позволяет избежать ненужной накрутки трансферной цены и зарплаты, но получить существенную подпитку состава. Например, прошлым летом клуб потратил менее полутора миллионов на усиление, но одно только появление Скотта Синклера значило больше, чем любой другой трансфер в любом другом клубе Чемпионшипа. Не удивительно, что прошлый финансовый год клуб закончил с прибылью в 600 тысяч фунтов.

            

 Кроме того, Суонси в 2005 году сменил ветхий стадион «Ветч Филд» на современную арену «Либерти». Она принадлежит городу, и, кроме «лебедей» здесь выступает местная регбийная команда.

«Когда мы оказались в Чемпионшипе, - говорит Хью Дженкинс, - мы в первую очередь изучили опыт других клубов. Нас интересовало, что они делали не так. Мы были уверенны, что, поняв их ошибки, сумеем принимать правильные решения. Нам пришлось поменять трех менеджеров за три сезона, обычно это значит и массовые изменения в составе. Нас это не устраивало, ведь такой подход, по сути, каждый раз означал необходимость начинать работу по-новому, поэтому каждый новый менеджер должен был принять наши условия и продолжать начатое предшественниками. Мы прогрессировали благодаря верности принципам и своей философии, а не внезапному озарению или стечению обстоятельств». Вот слова настоящего руководителя.

Ну  и заканчивает тему Норвич.

            

Владельцы: Делия Смит, Майкл Уинн-Джонс, Майкл Фулгер

После яркого взлета Норвича в начале 1990-х годов клуб очень скоро был вынужден продавать своих лучших игроков, чтобы залатать финансовые дыры. Тогдашний глава клуба Роберт Чейз предпринял непопулярный шаг, продав Криса Саттона и Руэла Фокса, чем вызвал недовольство болельщиков, а Мартин О’Нил ушел в отставку, проработав всего шесть месяцев. Невзирая на эти усилия, в 1996 году Чейз ушел, оставив после себя семь миллионов фунтов долга. Тогда же главными акционерами Норвича стали Делия Смит, повар, телеведущая и автор кулинарных бестселлеров, и ее супруг Майкл Уинн-Джонс.

            

В сезоне 2003/04 Норвич вернулся в Премьер-Лигу под руководством Найджела Уортингтона, работавшего с командой уже четыре года. Как и на кухне у миссис Смит, в клубе царили порядок и спокойствие. Норвич – это семейный клуб, и потому для него трудно было придумать владельцев лучше. Однако в элите «канарейки» к сожалению не задержались.

Но как бы по-хозяйски эта семейная пара не вела дела, Норвич не сумел избежать нового витка финансовых проблем. Участие в Премьер-Лиге, продажа Роберта Эрншоу, Роберта Грина и Дина Аштона удерживали «канареек» на плаву, но уже в 2006 году появились первые тревожные нотки. Вылет из Чемпионшипа не способствовал улучшению ситуации, и сегодня долги клуба составляют 20 миллионов фунтов. Вроде бы не так уж и много, но если учесть, что оборот Норвича составил в 2010 году только 17 миллионов фунтов, то это, конечно, катастрофа. Случалось даже, что игроки за свой счет летали на выездной матч в Блэкпул. «Канарейки» не тратили больших средств на покупку игроков и на зарплаты, их девиз – «благоразумие прежде амбиций», а основная сумма долга в виде банковских кредитов возникла вследствие модернизации стадиона. Треть суммы долга – беспроцентная ссуда, полученная от владельцев клуба. Причем супруги заявили, что не претендуют на эти деньги до тех пор, пока Норвич не закроет банковские кредиты. В противном случае ситуация клуба стала бы совсем аховой.

            

Зная это, болельщики клуба проявляют образцовое терпение, когда команда объявляет об очередном повышении цен на билеты. Они понимают, что в противном случае Норвич опять вынужден будет продавать своих лучших игроков, и знают, за что платят деньги. А так, удерживая неплохой состав, клуб получил возможность улучшить свое финансовое положение за счет успехов на футбольном поле. Кстати, сделка по приобретению Гранта Холта осуществилась благодаря дополнительным средствам, полученным от повышения цен на билеты.

Тем не менее, содержание футбольного клуба – очень хлопотное и затратное дело. Недавно Смит и Уинн-Джонс продали 8% акций директору клуба Майклу Фулгеру, чтобы поддержать платежную ведомость команды (теперь доля супружеской пары составляет 53%). Смит и Уинн-Джонс открыты для предложений, но никто из 50-ти потенциальных инвесторов из Америки, Европы, Дальнего и Ближнего Востока, России и Британии, к которым они обращались, не горели желанием вкладывать деньги в маленький клуб из Норфолка. В такой ситуации выход в Премьер-Лигу стал хорошим подспорьем для всего Норвича, его владельцев и болельщиков, менеджера и команды.

Вот такие разные владельцы клубов. Надеюсь всем было интересно. Не забывайте писать комменты, ставить плюсики, а также добавляйте блог в ленту))) Всем спасибо.

Источник: fapl.ru , edfootball.com