7 мин.

Арно Пайперс: «Через 10-12 лет у нас может быть команда, целиком составленная из местных воспитанников»

Ура-ура – середина февраля, а сезон уже начался. И сегодня, в день матча со «Штутгартом», в блоге радио «Зенит» – расшифровка интервью с Арно Пайперсом, человеком, который с 1 января 2009 года ответственен в «Зените» за то, чтоб молодым действительно у нас была дорога.

– За формулировкой «глава департамента по работе с молодежью» может скрываться все, что угодно. Поэтому хотелось бы из первых уст услышать, что конкретно входит в Ваши непосредственные обязанности.

– Моя главная задача — это, прежде всего, развитие игроков. Для этого в молодежном департаменте должны быть хорошие тренеры, умеющие работать с молодыми футболистами. Мы постараемся довести и тех, и других до высшего уровня.

– Есть ли у вас точные показатели успешности работы? Скажем, когда-то Питер Кеньон говорил, что задача академии «Челси» — производить одного игрока основного состава в год.

– Считаю, что за год молодежный департамент должен подготавливать двух игроков для главной команды. И уже потом главный тренер определит, подходят ли они под его концепцию. Цель молодежного департамента — довести молодых игроков до уровня основной команды «Зенита», а тренер принимает окончательное решение, достойны ли они выходить в основном составе.

При этом я имею в виду именно стартовый состав. Теоретически, через 10-12 лет у нас может быть команда, целиком составленная из местных воспитанников. Разумеется, мы должны быть реалистами и понимать, что тренеры приходят и уходят, меняются игровые концепции и, соответственно, игроки, которые под эти концепции приглашаются. Но сама по себе цель должна ставиться именно так. Практика, однако, показывает, что построить команду высшего уровня, не приглашая игроков со стороны, невозможно.

– Есть ли молодые игроки в ближайшем резерве «Зенита», которых Вы могли бы выделить уже сейчас?

– Я собираюсь пробыть в Петербурге довольно длительное время: ни один-два года, а больше. Я уже видел все зенитовские команды от шести до восемнадцати лет, а также «Смену-Зенит», видел много хороших, действительно талантливых игроков. Имена на данный момент называть все же не стоит.

– Как же вам удается держать в голове такое количество информации? Как вы запоминаете футболистов?

– Действительно, порой у вас встречаются очень сложные имена и фамилии. Однако есть и другой метод. Например, еще в Голландии мне довелось поработать с Робином ван Перси. У него настолько непохожая на остальных моторика движений, что я только по одному взгляду на его ноги могу безошибочно сказать: это — Робин.

– Существует ли некий прототип, универсальная модель, по которой строится работа молодежных департаментов в Европе и которую вы собираетесь применять в наших условиях?

– Не считаю, что есть одна определенная модель работы с молодежью. Надо понимать, что в Петербурге сложилась своя исторически сильная футбольная школа. Я был в «Смене», видел, как там хорошо работают тренеры. При этом есть и то, что необходимо развивать и улучшать. Прежде всего, надо развивать собственные подходы к талантам.

– Регулярно приходится слышать о том, что через футбольные школы Голландии проходит 100% детей, в чем и кроется секрет успехов в воспитании молодых звезд. Правда ли это?

– В Голландии действительно очень многие мальчики, а теперь и девочки начинают играть в футбол в возрасте 5-7 лет. Почти все они приходят в детские любительские школы, а любительских клубов в Голландии, небольшой стране, сейчас насчитывается порядка четырех тысяч. К 11-12 годам на ребят уже начинают обращать внимание большие клубы, которые и снимают сливки. Отчасти это то, что нужно нам сделать в Петербурге. Создать большой пул игроков и выстроить пирамиду их обучения.

– Андрей Аршавин в одном из интервью говорил, что в молодежной команде «Зенита» сейчас нет футболистов, потенциально способных заиграть в основе. Как вы можете прокомментировать такие слова?

– Чем выше становится уровень команды, а «Зенит» на данный момент действительно знаменитый клуб, выигравший кубок УЕФА, тем сложнее попасть в ее основной состав. И это вполне естественно. Талантливый игрок может появиться везде и в любой момент, но сможет ли он пробиться в основу, зависит помимо прочего и от его личных качеств.

– Следите ли вы за игроками, которых «Зенит» отдал в аренду?

– Разумеется, если вы отдали игрока в аренду, то должны следить за ним. В конце концов, игроки и отдаются в аренду с этой целью: предоставить им возможность развиваться.

– Как вам Петербург? Как вообще сложилось, что тренер, работавший прежде с национальными командами, оказался в «Зените», да еще и на должности главы департамента по работе с молодежью?

– Петербург — прекрасный город, каждый день открываю в нем для себя нечто новое. Единственный минус — пробки на дорогах. Что касается моего профессионального пути, то раньше я работал в голландском футбольном союзе главой юношеского департамента, в том числе с Диком Адвокатом. Также хорошо знаю Берта ван Лингена, который сейчас является ассистентом Дика. Могу сказать, что у меня всегда было стремление к поиску чего-то нового в работе с молодежью. Случилось так, что в конце 90-х я перешел к работе в национальных сборных Эстонии, а затем Казахстана. Но и там я помимо прочего занимался развитием молодежных команд. Сейчас, когда Дик Адвокат предложил мне эту должность, я увидел в этом серьезный вызов для себя.

– Какие недостатки Вы можете отметить у футбольных школ Петербурга?

– Основная проблема — это инфраструктура. Например, около «Смены» есть большой участок земли, который можно использовать для строительства новых спортивных сооружений. Надеюсь, что в ближайшее время это произойдет.

Важную роль играет и конкуренция между командами юных возрастов. Мы видим, что «Смена» серьезно работает над тем, чтобы в каждом матче у нее был сильный соперник. Очень важно сделать так, чтобы 15-16-летние игроки могли постоянно играть с лучшими командами их сверстников. Сейчас это сделать практически невозможно, ведь Россия – такая огромная страна. В Голландии уже с 12 лет ребята почти каждую субботу играют с командами их же уровня. Кстати, это как раз одна из сильных сторон голландского футбола.

– В прошлом году молодежный состав «Зенита», по мнению большинства специалистов, следящих за выступлениями дубля, заиграл на удивление зрело. Вы уже общались с Анатолием Давыдовым и видели матчи дублеров. Хочется услышать вашу оценку.

– Да, я уже побывал на двух играх молодежки. Заметно, что Давыдов серьезно работает с молодыми игроками. Хотел бы отметить высокий уровень их мастерства и большой потенциал. Конечно, есть и минусы, как, например, большое количество передач в середину поля, типичное для российского футбола.

– Есть такой стереотип, что в наших широтах преобладают малогабаритные футболисты. Скажем, Аршавин — архетип петербургского воспитанника: невысокий, легкий, с изумительным дриблингом. Может ли это быть проблемой в условиях современного атлетичного футбола?

– Да, я видел достаточно много таких игроков в юношеских составах. Могу согласиться, что для Петербурга это весьма распространенный тип футболиста. И в команде Давыдова много игроков небольшого роста, предпочитающие игру в быстрый короткий пас и в этом отчасти заключается их сила. Но не стоит забывать, что необходимо иметь широкий выбор игроков. Если есть возможность внести разнообразие в игру команды, то нужно обязательно ее использовать.

– И все-таки почему в Голландии много молодых и перспективных, а, скажем, в Армении — мало?

– Я считаю, что талантливые игроки есть везде. Проблема в том, что не везде есть люди, способные распознать их. Нужно суметь разглядеть в игроке черты, которые позволят ему в будущем выступать на высоком уровне. Это — вопрос скаутинга и отбора игроков. Ну и, разумеется, работы с ними. Надо отдавать себе отчет в том, что в твоей зоне ответственности могут быть порядка 200-300 игроков, 20 тренеров, но на выходе будут лишь 2-3 игрока высокого уровня, которые смогут играть за «Зенит». Должен подчеркнуть, что я против приглашения футболистов со стороны. Необходимо находить игроков в Петербурге и области. Только когда все местные ресурсы исчерпаны, можно продолжать поиски в других регионах.

– Регулярно звучат слова о том, что молодежная команда под руководством Анатолия Давыдова должна играть по такой же схеме, что и главная команда. Что скажете по этому поводу?

– Самое важное — чтобы используемая схема позволяла футболистам развиваться. Если молодежная команда становится чемпионом, это, безусловно, хорошо. А если не становится, но в ней быстро развиваются игроки, то это еще лучше. Поэтому я считаю, что возможно играть и по несколько иной схеме, чем основная команда. Разумеется, должна быть некоторая генеральная линия. Было бы странно, если бы команды разных возрастов играли бы по абсолютно разным схемам. Но в рамках одной генеральной линии можно допускать небольшие вариации.

– Можно немного поконкретнее об этой самой генеральной линии в «Зените»?

– Мне кажется, вполне логично играть по схеме 4-3-3. По моему мнению, она дает детям наибольшие возможности для развития.