7 мин.

Каким бы был нынешний сезон Формулы-1 без «Большой тройки»

Формула-1 всегда была несправедливым сражением между имущими и нуждающимися. Такой принцип неизбежен для мира, живущего по законам джунглей, в котором выживает сильнейший. Мощь порождает успех, успех порождает деньги, деньги порождают еще больший успех и так продолжается раз за разом.

"Большая тройка" Формулы-1 ушла далеко вперед, о чем все знали еще во время предсезонных тестов. Глава Хаас Гюнтер Штайнер тогда оценил, что остальной пелетон остал от лидеров примерно на 1,5 секунды, что фактически является для него непреодолимой пропастью.

"Думаю, между командами топ-3 и всеми остальными около 1-1,5 секунды, - предположил Штайнер. - Большие команды всегда будут иметь больше ресурсов, так что этого следовало ожидать. Нет никакой неожиданности в том, что Мерседес, Феррари и Ред Булл сейчас гораздо лучше остальных. У них больше ресурсов, которые позволяют проводить больше расчетов, так что вот что мы сейчас имеем".

Однако у Ф-1 появились новые владельцы, так что старые правила больше не работают! Давайте представим себе мир, в котором Liberty Media решила пойти на радикальные меры по уравниванию скорости команд и ввела ограничение бюджетов прямо перед началом сезона.

Ежегодные траты теперь ограничены отметкой в £100 млн. Команды, не способные уложиться в требуемые рамки, немедленно исключаются из чемпионата, и предварительно таких коллективов сразу 5: Мерседес, Феррари, Ред Булл, Рено и Макларен-Хонда. Последние две решают сократить свои расходы, однако непокорная троица в знак неповиновения отказывается от этого, до последнего не веря, что их (а особенно Феррари) осмелятся исключить из Формулы-1. Однако в Liberty решили с самого начала быть принципиальными и показать, кто в доме хозяин. Show must go on, пусть даже и без лидеров. Ну а что касается лидеров, то они смогут вернуться в чемионат сразу же после того, как приведут в порядок свои финансовые траты.

Итак, в Ф-1 осталось 14 машин. Королевские гонки всегда были нечто бо́льшим, чем сумма её частей, и исторически битва в середине пелетона была гораздо плотнее схватки за титул. Команды в середине гораздо ближе друг к другу в плане ресурсов, так что в паддоке витает надежда, что столь радикальные меры будут компенсированы, вероятно, самым интересным сезоном в истории.

Результаты предсезонных тестов, исключая Мерседес, Феррари и Ред Булл, говорят о том, что лучшая машина в пелетоне сейчас у команды Фрэнка Уильямса, что и демонстрирует Фелипе Масса, квалифицируясь на первом ряду во всех четырех гонках сезона. Но в остальных аспектах явного фаворита выделить трудно.

Роман Грожан показывает, что Хаас на тестах в Барселоне валял дурака, взяв первый для команды поул на Гран-При Австралии. В первой попытке ему не удалось собрать чистый круг, однако во второй попытке он буквально уводит поул из-под носа у Массы, оставляя на втором ряду в полном составе Торо Россо в лице Карлоса Сайнса и Даниила Квята.

Надеждам Грожана одержать дебютную победу не суждено было сбыться, в результате чего Масса одерживает убедительную победу, более чем на 25 сек опередив на финише Серхио Переса и обе машины Торо Россо и возглавив чемпионат впервые с Гран-При Малайзии 2010 года.

Бразилец также берет поул в Китае, всего на 0,073 сек опередив заметно прогрессирующую Рено Нико Хюлькенберга. Перес и Квят не так далеко позади, что обещает нам крайне интригующую гонку.

Рискованная тактика со стартом на сликах, которую не испортил даже ранний разворот и контакт со стеной, помогла Карлосу Сайнсу в блестящем стиле выиграть свою первую гонку в карьере. Его болид был в тот ненастный шанхайский день в своей собственной лиге и опередил приехавшего к своему второму в карьере подиуму Кевина Магнуссена более чем на 35 сек.

На третьей гонке в Бахрейне Хюлькенберг в блестящем стиле зарабатывает свой второй поул в карьере, повторив достижение 7-летней давности, но в гонке его RS-17 оказалась не так хороша из-за высокой степени деградации шин, из-за чего немец оказался на финише аж 4-м.

С самого старта лидерство захватил Масса, и так продолжалось до самого финиша - Уильямс завоёвывает уже вторую победу в сезоне (столько же, сколько за предыдущие 13 лет). На 8 сек от него отстал Перес, который сначала из-за отличного первого круга поднялся с 12-го места на старте на 7-е, а затем, благодаря хорошей стратегии, смог приехать на подиум.

Масса вновь лидирует в личном зачете, отобрав первую строчку у Сайнса, который сошел в результате достаточно спорного столкновения с напарником Массы Лэнсом Строллом (как бы эта ошибка испанца не стоила ему в дальнейшем титула...).

Бразильский ветеран выигрывает еще одну плотную субботнюю борьбу с Хюлькенбергом в России, тогда как обе Форс-Индии, воспользовавшись мощью моторов Мерседес, располагаются на втором ряду стартового поля.

Немца снова ждет неудачный старт и падение на 4-е место, тогда как Масса на пути к легкой победе получает прокол, в результате чего 4-й Гран-При России оканчивается триумфом индийской команды - первый победный дубль коллектива из Сильверстоуна, который с 52 очками обеспечивает ей лидерство в Кубке Конструкторов.

Тем временем, "Большая тройка" осознает всю серьезность ситуации и объявляет о том, что их бюджеты все-таки будут приведены в порядок. Избыточный персонал переходит в автомобильные подразделения, и изрядно похудевшая Ф-1 готовится к возвращению к полноценному составу участников в 2018 году.

Альтернативный личный зачет (после 4-х гонок):

  1. Серхио Перес (Форс-Индия) - 76

  2. Фелипе Масса (Уильямс) - 66

  3. Карлос Сайнс (Торо Россо) - 50

  4. Эстебан Окон (Форс-Индия) - 50

  5. Нико Хюлькенберг (Рено) - 43

  6. Роман Грожан (Хаас) - 25

  7. Даниил Квят (Торо Россо) - 24

  8. Кевин Магнуссен (Хаас) - 22

  9. Джолион Палмер (Рено) - 10

  10. Паскаль Верляйн (Заубер) - 8

Альтернативный Кубок Конструкторов (после 4-х гонок):

  1. Форс-Индия - 126

  2. Уильямс - 74

  3. Торо Россо - 74

  4. Хаас - 47

  5. Заубер - 17

  6. Макларен - 8

В этом альтернативном чемпионате мира 2017 года в первых 4-х гонках было 3 разных стартовавших с поула, 3 разных победителя гонок и уже сформировалось несколько серьёзных претендентов на чемпионство в лице Массы, Сайнса и Переса.

Однако самое интересное в том, что в первых альтернативных 4-х гонках 2017 года борьба за победу в каждой конкретной гонке была менее плотной, чем это было в реальности. Средний разрыв между поулом и 2-м местом в квалификации составил 0,212 сек, тогда как в реальности средний отрыв между Феррари и Мерседесом по итогам субботы был 0,134 сек.

Более того, на финише каждой "реальной" гонки отрыв между 1й и 2й машиной всегда был меньше 10 сек, а самая маленькая разница была 0,617 сек. Без "Большой тройки" в первых двух гонках мы бы наблюдали доминирование одного из пилотов, а самый маленький отрыв на финише составил бы 8,216 сек между Пересом и Оконом в России (и вряд ли в такой ситуации Отмар Сафнауэр допустил бы даже намёк на борьбу между своими пилотами).

Разумеется, в борьбе впереди участвовало бы больше команд. Уильямс, Хаас, Форс-Индия, Торо Россо и Рено в нашем альтернативном чемпионате уже успели заработать подиумы, что во многом связано смалой разницей между конкурентами-середняками и с тем, что все 5 "команд-середняков" в альтернативном чемпионате ближе к паре Уильямс-Форс-Индия, чем Ред Булл - к паре Мерседес-Феррари.

Конечно, реальная конкуренция между немецким и итальянским концернами является глотком свежего воздуха для Формулы-1, остановившим скучнейшее доминирование Мерседеса последних лет. Однако для супер-интересного сезона нам определенно не хватает сильного Ред Булла, а также Макларена, хотя бы регулярно приезжающего в очки.

Берни Экклстоун всегда руководствовался довольно жестоким принципом: "если вам что-то не нравится, идите куда-нибудь в другое место". Однако, пожалуй, уже все в том числе и новые владельцы Формулы-1, считают, что такое вопиющее финансовое неравенство является далеко не лучшим способом поддерживать конкуренцию.

Формула-1 всегда была состязанием имущих и нуждающихся. Но задумайтесь на секунду, насколько более интригующей были бы Королевкие гонки, если бы у "нуждающихся" было чуть больше, а у "имущих" - чуть меньше.