6 мин.

Плохой, хороший, добрый, злой...

Прочитал на днях в блоге Алексея Зинина "Разоблачение игры" его пост, в котором он рассуждает об особенностях подбора тренеров в футболе. Приводит примеры, называя фамилии и клубы. Считает, что понятие результативный или нет более уместно для оценки, чем хороший-плохой. Пишет о своей убеждённости, "что почти все тренеры хорошие и плохие одновременно" потому оценка будет зависеть "от того, применительно к чему мы тренера оцениваем. Для какого футбола, в какой момент, для каких задач, для какого города, при каких руководителях, на какой временной период."

Призадумался...

Не сказать, что какая-то недосказанность ощущается. Или нечёткость. Скорее это аналитический взгляд с стороны, с позиции "наблюдателя".

Попробуем "навести резкость" и сфокусировать поглубже с внутренней позиции. Самого тренера. Внутренние ощущения и свой опыт. В диапазоне тренер группы начальной подготовки спортивной школы - тренер в команде лучших четырёх Европы и победителя внутреннего чемпионата.

Во-первых, во-вторых, в-третьих.... команда должна побеждать больше чем проигрывать. Побеждать дома перед своими болельщиками как можно чаще. Показывать предельную самоотдачу. Это даже не стоит обсуждать. За поражения, отрицательный баланс, невыразительнуб игру, отсутствие прогресса, неумение управлять коллективом и т.п. снимали, снимают и будут снимать. И будут правы. Не оправдал надежд - на выход. Следующий, заходи!

Кто этот следующий? Или каким он должен быть?

Пошаговые действия известны. Это как с любым большим проектом (по сути профессиональная команда и есть большой проект). Нужно опрделиться:

- с ресурсами. Что имеем: уровень финансирования, кадры, инфраструктура, имидж-бренд и т.д.?

- с задачами. Что хотим получить? За какой период времени? Желательно в коротком, среднем, длинном горизонте (по окончании сезона, 3-х, 5-ти)? На что позволяют замахиваться ресурсы?

- с кругом специалистов-исполнителей. Из кого будем выбирать главного тренера (руководителя проекта) и тренерскую группу. 

Далее смотрим все три через призму соответствия. Задач-ресурсам, ресурсы-задачам, уровень специалистов-решаемым задачам, уровень руководителя (главного тренера) - уровню задач/уровню специалистов (помощников). Доступны по ресурсам/способны выполнить задачи. Увязывем все три блока ресурсы/задачи/исполнители между собой.

И формируем команду, заполняем сетку/схему людьми. Фамилии-возможности-сочетания.

"Не все могут быть главными тренерами. Но это не мешает быть хорошими тренерами всем, кто трудится". Услышал эту фразу от руководителя Еврокемп(EuroCamp)-2004 в Тревизо. В тренировочном лагере НБА для талантливых молодых игроков Европы в тот момент трудилось 8 тренеров 2 ген.менеджера, 2 вице-президента по баскетбольным операциям, представляющих 11 команд НБА и 2 тренера из европейских топ-клубов. Ни одного главного, ассистенты и менеджеры.

Тогда, общаясь с коллегами такого уровня вживую, впервые об этом задумался. И согласился. Можно быть прекрасным специалистом, частью тренерской группы, отвечая за нападение команды. Или за развитие игроков. Или за защиту.

Соответствие! Вот к чему нужно стремиться руководителям клуба при выборе главного тренера (руководителя проекта) и при формировании тренерской группы (команды специалистов).

Например о одной команде лиги ВТБ трудится тренер, сильная сторона которого нападение. Команда прекрасно атакует и при этом занимает одно из последних мест в лиге. Хромает защита, атлетизм, управление - не на должной высоте. Болельщики требуют/умоляют руководство заменить тренера, подсказывая тому по ходу домашних матчей, что нужно делать для победы. Хороший это тренер? Плохой? Вернее сказать соответствующий уровню клуба как специалист по нападению, и не соответствующий, как главный. 

Другой пример из той же лиги.  Зам. гендиректора, спортивный директор, ген. секретарь трудятся вместе несколько сезонов. Тренерская группа: главный тренер 43 года, помощники 37, 65, 35 лет. Хорошие? Плохие? Точнее сказать. Хороший баланс опыта, зрелости, энергии. Соответствуют группой уровню лиги, задачам клуба. Доверяют/дополняют друг друга. Команда успешно конкурирует находясь в верхней трети таблицы.

Помимо соответствия ресурсам/задачам ещё один важный критерий -  будет ли расти тренер вместе с проектом, есть ли потенциал для личного роста? Если немолод/мудр будет ли передавать опыт молодым тренерам из орбиты клуба. Поможет ли опыт наставника расти своим тренерам, которые определят будущие успехи или обеспечат преемственность развития.

И ещё. Важно учитывать - баланс отдаю/получаю. Способен дать нечто большее, чем будет у клуба забирать?

Вот пожалуй и всё важное/нужное для выбора тренера в команду ;-) 

С другой стороны, а на что опираться тренеру, какие приоритеты при выборе места трудоустройства? В каком проекте стоит участвовать? От какого отказаться?

Определитесь с агентом. Это ваш бизнес-партнёр со всеми вытекающими...А дальше выстраивайтес свою личную стратегию жизни.

Хочется поддержать молодых российских тренеров и напомнить, что вы - сами по себе, тоже выступаете как проект. Было бы верно разобраться, что составляет вашу мотивацию, насколько велики амбиции, что у вас получается делать лучше других, к чему вас больше "тянет" и где ваш собственный (уникальный) дар.

Пока молод следует браться за всё,что предлагают или делать то, что зависит только от самого тренера (если ничего не предлагают). Меньше рассчитывать на других, больше на себя. Искать возможности для роста и для развития. Быть открытым новому, готовым учиться. Идти навстречу задачам/вызовам. Брать ответственность за решения. Иметь возможность решать самостоятельно. Искать лидера во главе с которым иметь возможность стать частью тренерской группы. Стараться понять свои сильные качества и развивать свою тренерскую уникальность. Настроенным трудиться в сильной команде.

Для зрелого тренера разумно будет готовить для себя помощников, искать тренеров, превосходящих себя в каких-то компонтентах, искать сильных узких специалистов. Быть осмотрительнее при принятии обязательств по новой команде, новым задачам (ответственность за результат всегда ложится на главного тренера). Дорожить репутацией.

Иметь чёткое понимание о четырех вещах. В которых и заложены основные риски не добиться ожидаемого результата:

-Что хочет руководство (амбиции, уровень ожидания, место, уровень, за какое время)?

- Какими ресурсами действительно располагает клуб (уровень и источники финансирования, качество кадров, уровень менеджмента?

- С кем придётся двигаться (что конкретно представляет из себя человек, принимающий основные управленческие решения)?

- Степень участия в принятии кадровых решений?

Понимание этих четырёх позиций даст возможность верно оценить своё соответствие проекту в котором появилась возможность принять участие. Точнее представить тренерскую группу, конкретных людей, которым по плечу решение задач,  стоящих перед командой. И только после этого соглашаться либо отказываться принимать новую команду.

Входить в большой проект и замахиваться на решение больших задач отчётливо понимая, что помимо управленческих навыков и профессионального уровня  тренеру предстоит выстраивать отношения с руководством, игроками, персоналом, медиа, болельщиками, баскетбольной средой региона. Потребуется гибкость и зрелость.

Но это в теории и в идеале (к которому классики и успешные люди советуют стремиться). А как быть в реалиях?

Для клубного управленца. Например, министр спорта одного из регионов вводит неукоснительное к исполнению правило: возвращать 50%, полученных из регионального бюджета средств, в виде "отката". Адресно конкретным посредникам схемы. Что делать? Не исполнить означает не получать нужного для успешного участия команды объёма финансирования, исполнить - понести уголовную ответственность (за нецелевое использование, в лучшем случае).

Для тренера. Например: "бери команду завтра, детали по ходу обсудим". Другой пример: "приезжай как можно быстрее - проигрываем, помощников со стороны не брать, оплата - в среднем по лиге, игроков менять не желательно, бюджет перегружен. Решай быстрее, у нас очередь из желающих". Что делать тренеру? Не соглашаться - потерять шанс трудоустроиться, согласиться - риск потери репутации. Входить в проект имея полную личную ответственность за результат не имея достаточных рычагов для его обеспечения самоубиственно. А что делать?

Выбор каждого. Моральную сторону наших действий/бездействий никто не отменял. И мы все в итоге отвечаем за сказанное\сделанное. Как и за несказанное/ не сделанное.

Но если понимаешь себя, чего ты сам в жизни действительно хочешь - ошибки не будет. Просто следуй своему предназначению. И это уже будет самой главной победой. А баскетбольные победы приложатся.