8 мин.

Роберт Кубица – человек, который просто любит гонки

Часто бывает так, что спорт теряет перспективных людей из-за их дурости. То новый контракт открывает двери во все ночные клубы, то успех на молодежном уровне вскружит голову, а затем суровые реалии взрослого спорта уничтожают человека психологически. Но самое обидное, когда доказавшие свою состоятельность люди покидают нас по независящим от них обстоятельствам...

Это как раз случай Роберта Кубицы. Обладая огромным талантом и страстью к автоспорту, всю свою карьеру ему приходилось бороться с такими трудностями, после которых многие занялись бы чем-нибудь другим, но это не его случай.

«Я не звезда, никогда не был и никогда не буду! Я хочу быть хорошим гонщиком, а популярность не то, к чему я стремлюсь» – Роберт Кубица

Как и многие другие пилоты, Кубица начал увлекаться автоспортом очень рано. Уже в возрасте четырех лет он впервые сел за руль бензиновой машины, пусть и миниатюрной, часами нарезая круги вокруг пластиковых бутылок во дворе своего дома.

Вскоре стало понятно, что ему требуется более профессиональное оборудование, тогда отец купил Роберту знаменитый карт «Go-kart». Семья отправилась на ближайший картодром за 150 километров от дома для участия в соревнованиях, но поездка принесла лишь разочарование – на старт допускали детей не младше десяти лет. Поэтому ему пришлось еще несколько лет провести наедине с собой и пластиковыми бутылками.

Эти годы не прошли даром: получив возможность выступать наравне со всеми, Роберт шесть раз подряд становился чемпионом Польши по картингу. Понимая, что для дальнейшего развития необходимо переходить в более серьезный турнир, его отец рискует, но добывает необходимую сумму для участия в чемпионате Италии.

Ситуация была настолько сложной, что когда остальные участники привозили карты на специально оборудованных грузовиках и фургонах, Роберт с отцом просто привязывали его веревками к крыше своей машины.

Но на трассе это не играло никакой роли: первым из иностранцев выиграв титул чемпиона Италии, Кубица заручился поддержкой полноценной команды и подписал свой первый контракт. Дальнейшие успехи не заставили себя долго ждать и, благодаря своему таланту, он попал в программу поддержки молодых пилотов концерна «Рено». В 2003 году Роберт должен был провести сезон в европейской «Формуле-3».

Первые трудности (2003)

Буквально за несколько дней до старта чемпионата Кубица попал в серьезную аварию. Водитель машины, в которой он находился, не справился с управлением и врезался в ограждение. Роберта доставили в больницу, где врачи диагностировали пять переломов костей руки и предплечья и не были уверены, что смогут помочь.

Тогда его перевезли в Италию, к счастью, после десятичасовой операции руку удалось спасти. Никто не знал, сможет ли Кубица вернуться в автоспорт, как будет проходить лечение – первое время он не мог шевелить даже пальцами. Несмотря на не самый благоприятный прогноз, Роберт делал упражнения для кисти руки по 3-4 часа в день и только через месяц его безымянный палец смог пошевелиться хоть на несколько миллиметров.

Постепенно дела шли все лучше, однако врачи не спешили допускать поляка до гонок, но его это мало волновало – менее чем через шесть недель после аварии Кубица попросился за руль.

Это было форменное безумие. Он пропустил несколько этапов и собирался выйти на старт гонки в «Норисринге», Германия. Рука была закована в гипсовый корсет, а плечевая кость была похожа на единое целое только благодаря 18 титановым болтам. Любая, пусть и не самая серьезная авария, могла привести не только к окончанию спортивной карьеры, но и лишить его одной руки.

Тем не менее, находясь в далеко не лучшем состоянии, Роберт выиграл первую гонку и финишировал вторым во второй. Никому до этого не удавалось победить в дебюте.

Вы чувствуете на себе последствия аварии?

Нет, я еду, как будто ничего не случилось. Меня немного беспокоит отсутствие силы в руке, мышцы не работали порядка 2 месяцев. Кроме того, нет никаких проблем, я не чувствую боли, меня даже не беспокоит фиксатор руки.

И он не лгал. Через два года Кубица в одну калитку выиграл «Мировую Серию Рено 2005» и в качестве приза получил право на тесты в команде «Формулы-1». Ему удалось произвести впечатление, но в «Рено» мест не было, чем с радостью воспользовалась команда «БМВ-Заубер» и пригласила поляка на роль тест-пилота. Регулярно оказываясь на первых местах по итогам пятничных практик, Роберт получил свой шанс выйти на старт к середине сезона 2006 года и уже на тртьем этапе поднялся на подиум.

После этого случая на руке остались серьезные шрамы, порой пугающие людей, так что он старается всегда носить футболку с длинным рукавом.

Успешный дебют позволил ему остаться в качестве боевого пилота на следующий сезон, когда...

Случился Монреаль (2007)

Невероятно ужасающая авария. В тот момент весь мир затаил дыхание и не мог думать ни о чем другом, пока не появилось сообщений, что с Кубицей все в порядке. Действительно, несмотря на скорость в 300 километров в час и почти уничтоженный болид, поляку удалось отделаться парой ушибов и сотрясением мозга.

Врачи настояли на пропуске одной гонки, но только по той причине, что она проходила уже в следующие выходные. Некоторые болельщики и даже эксперты всерьез рассуждали о страхе, который может помешать Роберту выжимать максимум из машины. Но хорошо знающие люди были уверены: ему глубоко плевать на случившееся и единственное, что его заботит, это необходимость пропустить гонку.

Вторые были правы. Через год «Формула-1» вернулась в Канаду, и Кубица вновь стал самым обсуждаемым человеком после финиша – на этот раз в качестве победителя, завоевав дебютную победу не только для себя и польских гонщиков в целом, но и для «БМВ» после возвращения в «Королевские гонки».

Время шло, грянул финансовый кризис, и баварский концерн после неудачного сезона принял решение покинуть «Формулу-1». Тогда Роберт перебрался в «Рено» на место Фернандо Алонсо, ушедшего в «Феррари».

Ему в очередной удалось стать лидером команды и показать достойный результат на не самой быстрой машине. Инженеры были полны оптимизма перед сезоном 2011 года, а Кубица, пользуясь зимней паузой, решил принять участие в ралли.

Прощай, «Формула-1»? (2011)

6 февраля автоспортивный мир в который раз был вынужден переживать за жизнь Роберта. Участвуя в Ралли Ронди ди Андора, его машину немного занесло, после чего она попала в рельс безопасности. Проскользив немного вдоль, машина уперлась в следующий рельс, который пробил кузов и попал прямо в Кубицу, вызвав серьезные травмы правой части тела. Высвобождение из поврежденной машины заняло больше часа.

Проблема заключалась в том, что рельсы безопасности были установлены неправильно – друг за другом. Они не были никак соединены, к примеру сваркой. В результате, когда машина скользила по первому рельсу, он прогнулся, тогда как последующий остался на своем месте и уперся прямиком в нее. Ошибка организаторов стоила слишком дорого...

Компьютерная симуляция

Были более чем серьезные опасения по поводу вероятной ампутации руки, но после 7 часовой операции ее удалось в очередной раз спасти. После было сделано еще три сложнейших операций в течении полутора месяцев на сумму в сто тысяч евро. Если вы думаете, что с жизнью гонщика он решил распрощаться, то зря – менее чем через шесть месяцев Роберт сел за руль гоночной машины на частных тестах, несмотря на практически нерабочую руку!

В течении двух последующих лет он перенес немало операций, сейчас работа идет в основном над восстановлением нервной системы.

Сам Роберт говорит, что рука находится в более-менее нормальном состоянии, но на некоторых трассах у него могут возникнуть сложности с пилотажем. Например в Монако, где много резких поворотов, сменяющих друг друга. Из-за проблем с моторикой и ограниченностью места в кокпите болида «Формулы-1», он не смог бы выжимать максимум, в то время как на более простых трассах он, по его мнению, сможет без труда вернуться на свой прежний уровень.

Конечно, стоит учитывать опыт и характер Кубицы, прежде чем воспринимать слова «нормально» и «без труда».

В этом году он вернулся в автоспорт и принимает участие в ралли. На первом этапе он доказал, что скорость – это то, чего у него отнять попросту невозможно. Лишь авария не позволила выиграть первый этап европейского чемпионата по ралли на Канарских островах. К счастью, это единственные последствия инцидента.

Как видите, Роберт Кубица – человек с сильным характером и сложной судьбой. Ему не раз приходилось преодолевать невероятные трудности, начиная с того что он не мог заниматься картингом несколько лет и заканчивая двумя серьезнейшими авариями. Но он возвращался и двигался вперед. Удастся ли ему сделать это еще раз?

Последний инцидент безусловно стал самым серьезным в его карьере, но Роберт полон оптимизма. Никто не знает, сможет ли он вернуться в «Формулу-1», но весь мир с интересом следит за тем, кого считают одним из самых талантливых гонщиков поколения. За тем, кто является настоящим бойцом.

Пилоты приходят и уходят, многие из них не могут сполна воспользоваться своим шансом и закрепиться в «Формуле-1», но Кубица – человек из другой лиги. Нет сомнений, что не случись той злосчастной аварии на ралли, мы бы назвали его сейчас если не чемпионом, то как минимум главным претендентом. Почему?

Да потому что он любит гонки! И как любой человек, отдает все силы ради любимого дела. Он просто любит гонки.