9 мин.

Петр Голунов: «Деньги должны оставаться в футболе»

В ближайшие годы Российский футбольный союз планирует открытие своих представительств в большинстве регионов. Они не будут официозными учреждениями, поскольку рассчитаны на живое общение со всеми, кто интересуется футболом. В интервью редактору НФПМ.ру Максиму Березницкому директор по маркетингу РФС рассказывает о деталях проекта и о том, как продвигается его реализация.

– Чем обусловлено создание региональных представительств? Ведь есть же местные федерации футбола – можно ли было действовать через них?

– Действительно, федерации есть, но мы хотели создать центры нового поколения, более современные и более доступные для людей с улицы. В том, что касается организации таких офисов на местах, мы действуем именно через региональные федерации. Для этого всем разосланы требования к предполагаемым помещениям. Но пока, на начальном этапе, нам с коллегами приходится лично ездить по стране и все оценивать.

– Каков срок реализации проекта?

– Конкретных дат назвать нельзя. Все будет зависеть от выбора подходящих помещений. Работа ведется очень активно, практически раз в неделю посещаем различные города. Сама идея получила большую поддержку, мне звонят уже из тех регионов, где мы не были, задают много вопросов. Всю информацию мы им даем, а когда сообщают, что появились конкретные места, – выезжаем и смотрим.

– Сколько всего представительств РФС планируется открыть?

– Пока речь идет о пятидесяти. В первую очередь, это города, где есть межрегиональные объединения. Затем – города, где футбол наиболее развит, причем не обязательно только профессиональный. Тем более не обязательно наличие клуба премьер-лиги, хотя присутствие серьезного базового клуба, за который в городе активно болеют, приветствуется.

– Каковы будут функции региональных офисов? В чем вообще заключается идея их создания?

– Основной функционал – это образование и просвещение. Затем оперативная работа с футбольными и мини-футбольными организациями, командами и болельщиками. Следующее направление – предоставление качественной атрибутики. Кроме того, эти офисы должны стать центрами проведения досуга, ориентированного на футбол. Человек сможет прийти туда, чтобы узнать о новинках в футболе, получить последние методические разработки, купить официальную продукцию Российского футбольного союза – например, форму сборной России. Купить правильный мяч. Или, по крайней мере, человеку расскажут, какими мячами лучше играть. Там же можно будет посмотреть футбол, купить диски с матчами или обучающие DVD. Также мы планируем проводить в этих представительствах лекции, семинары, выставки, конференции, совещания, деловые встречи. Будем организовывать выступления знаменитостей – с фотосессиями, автограф-сессиями. Могут быть даже корпоративные мероприятия, посвященные футболу.

Также подразумеваются небольшие интернет-кафе, по четыре-пять компьютеров, с рекомендованными футбольными сайтами. Планируем создавать игровые площадки – можно будет поиграть в виртуальный футбол на большом экране. Хотим также поставить в наших офисах оборудование для видеоконференций, чтобы люди из местных футбольных федераций могли в оперативном режиме обсуждать свои вопросы с Москвой – у них появится прямой выход на Дом футбола. Я не исключаю, что функционал наших представительств будет меняться. Что-то будет добавляться, исходя из локальных потребностей, что-то будем корректировать.

– Учитывая все вами перечисленное, напрашиваются два вывода: во-первых, помещения должны быть очень большими, а во-вторых, их придется охранять – ведь если звезда футбола придет давать автографы, там будет смертоубийство.

– Базовая модель предполагает площадь в 250-300 квадратных метров. Какие-то помещения будут больше. В каких-то случаях мы сможем использовать соседние помещения. Скажем, не так давно мы были в Новосибирске, где в следующем году открывается огромный футбольный манеж. В проекте предусмотрен конференц-зал, который мы планируем использовать.

По всей видимости, этот региональный центр может открыться первым? – Я почему-то думаю, что его кто-то обгонит. Но пока не готов сказать, кто именно.

– На какой поток «клиентов» рассчитываете в каждом офисе? На какую аудиторию?

– До 50 человек там смогут находиться одновременно. Но поскольку мы говорим не о кафе, где важна оборачиваемость места, а о несколько другом формате, я бы не вел подсчетов «проходимости». Этот параметр далеко не приоритетный в нашем случае. Что касается аудитории, мы будем рады видеть всех, независимо от возраста – от пяти до бесконечности. Могут прийти родители с ребенком и купить коллекционный значок, может прийти ветеранская команда – и полностью экипироваться.

– Кто будет работать в представительствах? Каков будет штат? Кто этих людей будет готовить?

– В штате на первом этапе будет по пять-шесть человек. Безусловно, помогать их готовить будет Российский футбольный союз. Но в кадровом вопросе в первую очередь будем рассчитывать на местные федерации. Поверьте, в каждом регионе, где нам довелось побывать, предостаточно людей активных, современных, любящих футбол, живущих футболом и готовых что-то для него сделать. Не думаю, что с набором штатов возникнут проблемы. Можем рассматривать и вопрос трудоустройства бывших футболистов.

– Действительно ли все услуги представительств будут совершенно бесплатными?

– Планируются они как бесплатные, но ведь плата иногда вводится не ради того, чтобы зарабатывать деньги, а чтобы упорядочивать потоки. Скажем, когда появился Wi-Fi, кто-то в своих заведениях делал его бесплатным, кто-то брал деньги – но только с целью регуляции трафика.

– Нам не обойтись без разговора о средствах, которые придется вложить в реализацию проекта. Во что обойдется открытие каждого представительства и его содержание?

– Я бы воздержался от разговора о конкретных суммах. Многое будет зависеть от постоянных партнеров РФС. Ряд переговоров мы с ними уже провели, увидели их заинтересованность. Думаю, у нас будет возможность минимизировать затраты. Мы не будем у этих компаний просить финансирования, но каждая из них является лидером в своей области, и они смогут нам дать выход на минимальные цены – на ту же оргтехнику, на торговое оборудование и так далее.

Многие вещи, которые мы планируем предоставлять посетителям региональных офисов, будут не самыми материальными, но при этом эксклюзивными. Например, правами на изображения игроков сборной России обладает РФС. И, условно говоря, в представительстве в Хабаровске на следующий день после игры в Ирландии или Македонии человек сможет получить фотографии не в интернет-качестве, а в самом лучшем разрешении. Также можно будет получить футболку со своим именем. У нас вообще задумано достаточно много интересных «фишечек», которые можно использовать.

– В региональных офисах будет ведь представлена не только национальная атрибутика. Можно ли будет там купить форму местных команд?

– Надо понимать, что нашим генеральным партнером на ближайшие восемь лет является Adidas. И конечно, мы рассчитываем в наших центрах максимально представлять их продукцию, тем более что у нас с ними сложилось тесное и очень плодотворное сотрудничество по многим проектам. Но мы действительно планируем в каждом городе, где есть базовая команда, создать ее уголок, а также предлагать сувенирную и прочую продукцию, не относящуюся только к спортивным атрибутам от РФС.

– А не получится, что Adidas скажет: вообще-то команда в этом городе одевается в Nike, и мы не хотим, чтобы она была представлена…

– Мир у нас многополярный, а я знаю, что в компании Adidas работают люди совершенно адекватные, и уверен, что мы найдем способ все это гармонично объединить.

– Какой отдачи ожидаете от представительств? Материальной, идеологической, образовательной?

– В уставе РФС вообще нет задачи извлекать коммерческую выгоду. А уж тем более через такие центры. С их помощью мы задаем определенные стандарты и даем возможность федерациям на местах что-то зарабатывать, но с условием, что все эти деньги будут оставаться в футболе и направляться на его развитие.

– Значит, операторами представительств будут местные федерации?

– Конечно. Эффективно руководить ими всеми из центра было бы невозможно.

– И участвовать в их содержании, и получать доход тоже будут они?

– Я буду только рад, если в наших представительствах будут стоять очереди, если пойдет поток средств, но получение прибыли ни в коем случае не должно быть главной целью. В первую очередь доход, получаемый от представительств РФС, должен стать приятным дополнением, которое поможет не только их содержать, но и поддерживать сотрудников на должном уровне. Хочу добавить, что в функционал представительств будет входить общение с местными организациями болельщиков, которые также нуждаются в поддержке – на закупку флагов, баннеров. Средства нужны и на многое другое. И федерация, получая дополнительный источник финансирования, сможет решить, на что эти деньги потратить.

– Как можно будет оценить, насколько успешен этот проект? И что будет считаться успехом?

– Безусловно, будет учитываться и количество людей, которые пройдут через офисы, и операционный поток, но здесь нужно понимать, что все города разные, инфраструктура разная. И едва ли можно будет сравнить в этом плане небольшие города с Москвой, Питером или Казанью.

– Много ли еще регионов, помимо Новосибирска, где определено место под будущие офисы?

– Есть несколько подходов, несколько вариантов развития событий. Один из них – открытие на центральных улицах. Другой – в помещениях крупных российских компаний. Либо в непосредственной близости или даже на территории стадионов. Мне лично больше всего нравится идея открываться рядом с футбольным полем, тем более действующего клуба. В Казани, возможно, представительство откроется на территории нового 45-тысячного стадиона, который строится под Универсиаду и будет затем передан «Рубину».

Не исключаю возможность того, что мы будем размещаться на территориях крупных вузов, при которых будут созданы центры развития футбола. В нашем случае, как и в любом проекте, location является одним из ключевых моментов для достижения успеха. Мы готовы рассматривать любые варианты, но будем достаточно принципиальными при выборе, чтобы представительства работали максимально эффективно. Чтобы до них легко было добраться, чтобы людям они были хорошо известны.

– Все офисы будут выдержаны в едином стиле. Возможны ли изменения с учетом регионального колорита?

– Безусловно, и это не так сложно сделать.

– Например, использовать в оформлении цвета местного клуба?

– Например, да.

– Общение с людьми во время ваших поездок позволило внести в проект какие-то изменения или дополнения?

– Да. В Ярославле нам предложили сделать проект отдельно стоящего здания. У них есть предприятие, которое специализируется на изготовлении быстровозводимых теплых павильонов. Это блочные конструкции, которые можно составлять из разных элементов, создавая помещения различной площади и конфигурации. Они готовы сделать под нас проект такого здания, и это может нам очень сильно помочь в ряде городов, не обладающих свободными помещениями, которые подходили бы под наши цели.

Предложений – масса. Возможно, не все удастся реализовать. Может быть, не все офисы будут обладать полным функционалом. Но мы постараемся максимально все стандартизировать, а отклонения в пределах пяти-десяти процентов должны быть. В конце концов, мы ведь не ракету в космос запускаем. Кстати, по поводу светлых идей из регионов. В ближайшее время мы совместно с «Гознаком» планируем запустить всероссийский конкурс на оформление медалей, которыми будут награждаться победители и призеры всех профессиональных турниров российского футбола.

– Смогут ли люди, которые придут в региональные офисы РФС, тоже заказать медали от «Гознака» – для своей студенческой или любительской лиги?

– Конечно. Это очень большая программа, она включает в себя выпуск не только медалей, но также памятных знаков и другой наградной продукции. И ее распространение мы как раз планируем через наши представительства.