18 мин.

Эрик Ламела. Рожденный играть в футбол

Карапачай, пригородный район Буэнос-Айреса. До центра не более 13 километров, но тут и близко не видно модных небоскребов, богатых офисов и шикарных магазинов. Район больше напоминает поселок, чем часть столицы. Им Карапачай раньше и являлся, пока, разрастаясь, Буэнос-Айрес не поглотил его. Жизнь здесь тяжела и бедна, в округе с трудом можно найти работу и местные жители едва сводят концы с концами.

Вот в таком, не самом лучшем месте на Земле, 4 марта 1992 года на свет появился Эрик Мануэль Ламела, впоследствии получивший у друзей прозвище Коко.

Семья Эрика, мама Мириам, папа Хосе и двое братьев Коко, жила в бедности, денег катастрофически не хватало. Хосе Ламела, в прошлом футболист, за карьеру много не заработал, но продолжал искренне любить игру миллионов.

Отец часто возился с маленьким Эриком, пиная с ним мяч. Не имея возможности приобрести новый, Хосе использовал старый, давно потерявший первоначальную форму и превратившийся в отдаленное напоминание круглой сферы. Но Эрика такое положение вещей не волновало, он самозабвенно, часто часами, бил по такому мячу, учился его обрабатывать, старался удержать как можно ближе к ноге, оттачивая технику.

В возрасте семи лет Эрик отправился с отцом в Буэнос-Айрес. Он хотел записаться в какую-нибудь футбольную секцию и, разумеется, не смог побороть искушения заглянуть в школу знаменитого клуба “Ривер Плейт”. Во время просмотра едва мальчик прикоснулся к мячу, как местные тренеры, наблюдавшие за ним, поняли – парня надо брать и как можно быстрей, пока не подсуетились представители других клубов. Так Эрик оказался в “Ривер Плейт” – одной из крупнейших и популярнейших команд не только Аргентины, но всей Южной Америки. 

Тренировки с папой не прошли даром. Научившись обращаться с плохим мячом, Эрик, заполучив, хороший быстро стал лидером молодежи “Ривер Плейта”. Газеты писали о нем хвалебные статьи, называли не иначе как “новым мессией”, пророчили большое и светлое будущее.

В 2004 году юноши “Ривер Плейта” отправились на международный юношеский турнир во Францию. В одном из матчей молодые аргентинцы разобрались с соперником со счетом 12:0, а игравший в атаке Эрик забил 5 мячей. Присутствовавшие на том поединке скауты европейских команд мгновенно обратили на него внимание, но быстрей всех сработала “Барселона”, предложившая парню отправиться в Каталонию и выступать за Академию испанского гранда.

Хосе Ламела пребывал в восторге – ведь по условиям европейского законодательства он с семьей отправлялся следом за сыном (маленький Эрик, не достигший совершеннолетия, не имел права оставаться без родителей). Каталонцы предлагали парню шикарные условия: дом, работу папе и маме, самому Эрику 120 тысяч в год плюс 8 тысяч от спонсорского контракта с “Найк”. Казалось, что тут думать – паковать чемоданы и ехать, ведь зовет сама “Барса”.

И тут вмешался президент “Ривер Плейта” Хосе Мария Агилар. Не желая задаром терять перспективного футболиста, он убедил родителей Эрика не переезжать в Каталонию. Вероятно, стимулом в разговоре послужили более щедрые условия аргентинцев, оказавшиеся намного лучше тех, что предлагали испанцы.

Эрик вспоминает:

“Я участвовал в турнире с “Ривером”, и после этого ко мне постучалась “Барселона”. Они разговаривали с моими родителями, с клубом и в итоге пригласили меня в Ла Масию, вскоре после того, как дебютировал Месси. Я полетел туда с отцом, познакомился там с Роналдиньо и Это’о, находился там 3 недели, в течение которых давал интервью газетам и телевиденью. Я даже сыграл на детском турнире. Но в итоге моя семья решила, что мне нужно оставаться в Аргентине”.

И поначалу Эрик выглядел разочарованным таким исходом событий:

“Я действительно не понимаю, что происходит, – говорил он журналистам, – но мне кажется, мои родители решили, что лучше мне быть ближе к дому”.

Отец Эрика так прокомментировал отказ переехать в Испанию:

“Мы провели в Каталонии около трех недель, осмотрели школу, где должен был учиться Эрик, дом, местность вокруг. Но затем нам сказали, что в дальнейших смотринах нет необходимости”.

Мать парня, Мириам, желая прояснить ситуацию, через некоторое время выступила с официальным заявлением, сказав, что она не хотела, чтобы ее сын испытывал огромную ответственность в таком молодом возрасте, понимая, что семья эмигрировала в Барселону из-за него.

Успокоившись и смерившись, Эрик вторил маме:

“Предложение “Барселоны” выглядело очень заманчивым, но переезд в Испанию случился бы в неправильное время для меня и моей семьи”.

История сделала парня знаменитым – не каждый откажет “Барселоне”. И в том же 2004 году с целью познакомить зрителей с потенциальной звездой в Аргентину отправилась съемочная группа Trans World Sport. Видео до сих пор доступно в интернете. В снятом материале Эрик выглядит уверенным и целеустремленным, уже в то время он верил – его будущее профессиональный футбол.

“Я мечтаю стать великим футболистом, каким был Марадона, – заявляет 12-летний Эрик в телекамеру. – У него было все – сила, техника, он был совершенным игроком. Однажды я хотел бы играть в Европе – в Англии, Франции или Испании, я предпочитаю Испанию, потому что там говорят на моем языке. Моя мечта – выиграть чемпионат мира с Аргентиной, точно как Марадона. Я думаю, что каждый родился для какой-то цели, а я был рожден, чтобы играть в футбол”.

Последнее утверждение лучше всего характеризует Эрика. Непоколебимая уверенность и дух победителя буквально сквозят в нем. Неудивительно, ведь он воспитывался в “Ривер Плейт”. А с иным менталитетом в таком клубе закрепиться невозможно. 

В 16-летнем возрасте Эрик в составе молодёжной команды “Ривер Плейта” принял участие в турнире Cobham Cup, в финале которого аргентинцы обыграли хозяев и организаторов соревнования, лондонский “Челси”, со счётом 2:0. Всем казалось – еще немного и он дебютирует за основу родного клуба.

И тут у Эрика наступил спад. Падкие на сенсации, с удовольствием готовые смешать вчерашнюю звезду с грязью газеты наперебой принялись спекулировать на тему, что Эрик всего лишь один из подростков-футболистов, имеющих все для достижения успеха, но не обладающих ни мужеством, ни драйвом, ни пониманием тактики – столь необходимыми качествами во взрослом футболе.

Правда оказалась прозаичной и не столь скандальной.

“Я был маленьким, и вдруг стал быстро расти, – поясняет Эрик. – У меня появились трудности, как освоиться с моим новым телом. В свое время я был низким, но затем вдруг вырос. Но мои менеджеры всегда просили запастись терпением. И, к счастью, они были правы”.

Эрик начал усиленно заниматься в тренажерном зале, укрепляя тело и мышцы. Клуб, желая ему помочь, отправил молодого футболиста в Учебный центр для работы над рефлексами и концентрацией. И вскоре баланс вернулся в его тело. А с ним возвратилась и игровая форма.

За первую команду “Ривер Плейта” Эрик дебютировал в возрасте 17 лет – 13 июня 2009 года в поединке против “Тигре”. Он вышел на замену на 80-й минуте, а матч завершился со счетом 3:1 в пользу “Ривера”.

Впервые в стартовом составе он появился спустя целый год – 19 сентября 2010 года в гостевой встрече с “Ньюэллс Олд Бойз”, отыграв 56 минут.

А вот первого гола пришлось ждать не так долго. Его Эрик забил 5 декабря 2010 года, сравняв счет в выездной игре с “Колоном”. Тот матч “Ривер”, кстати, выиграл 2:1.

В 18 лет Эрик принял участие в знаменитом на весь мир суперкласико, матче между “Ривер Плейт” и “Бока Хуниорс”. Встреча проходила 16 ноября 2010 года, молодой футболист в тот день вышел в стартовом составе, провел на поле все 90 минут и на 53-й отдал результативный пас, приведший к единственному в том поединке голу.

“Такие игры – лучшее, что случалось со мной в футбольной карьере, – рассказывает Эрик. – Я в “Ривер-Плейт” с семи лет и всегда мечтал сыграть в таком матче. В дни дерби в Буэнос-Айресе творится форменное безумие, я вырос на этих поединках, они сформировали меня”.

“Когда вы играете в таком большом клубе, как “Ривер-Плейт”, вы учитесь справляться с давлением. Пройдя через это, вы легко можете жить с чем-то подобным. Я никогда не испытывал давление. Играть в футбол – моя страсть, и если стадион забит до отказа – это гораздо лучше. Ну, если честно, я не знал, как буду себя ощущать во время первого суперкласико, но после пары таких матчей, я должен сказать вам – это было потрясающе!”.

Обладая хорошей техникой, превосходным пасом и прекрасным видением поля, Эрик быстро стал игроком основного состава. Через некоторое время он начал исполнять штрафные и угловые удары – право обычно доверяемое не каждому футболисту.

Поначалу Эрик выступал в “Ривере” на позиции крайнего полузащитника, но после перехода Ариэля Ортеги на правах аренды в “Олд Бойз” стал чаще смещаться в центр, исполняя функции плеймейкера. А вскоре и вовсе получил 10-й номер – довольно большая честь для столь юного футболиста.

Именно игра в новой роли позволила Эрику раскрыть весь свой потенциал. Он перестал рассматриваться партнерами, как игрок, выполняющий промежуточное звено в комбинации, с которым можно обыграться в стенку, но не более того. Теперь именно Эрик выбирал направление, в какую сторону направить очередную атаку, а товарищи по команде, когда не знали, что делать дальше, отдавали ему мяч.

Не обладая высокой скоростью бега, Эрик компенсирует недостаток быстротой мышления и интеллектом. Ему не требуется время на принятие правильного, часто единственно верного решения. Он не тратит на раздумье ни единой секунды, часто начиная голевые атаки в одно касание.

Хорошо скоординированный, высокий, худощавый, бегающий по полю с некой ленцой, он производит впечатление взрослого играющего во дворе с мальчишками, значительно уступающими ему в возрасте. Также он прекрасно действует без мяча, отрабатывает в обороне, прессингует защитников, самоотверженно стелется в подкатах. Он владеет изумительной передачей, выкручивая мяч прямо на партнера, практически с любого участка поля и способен сыграть сразу на нескольких позициях.

“Я открыл для себя, как следует играть на фланге, когда у вас есть панорама и надо быстро принимать решения, – говорил он в интервью, когда ему было 19 лет. – Если вы типичный N10, то проводите большую часть времени спиной к воротам и не знаете, что происходит позади вас”.

“Я всегда играю одинаково, независимо от того, выигрывает или проигрывает моя команда. И если оппоненты пытаются меня запугать, я отвечаю, потому что я молод, и у меня есть характер. Играйте в футбол мячом, а не ртом”.

Эрик сыграл всего несколько матчей во взрослом футболе, а им уже заинтересовался “Милан, по слухам предлагавший за его переход 10 миллионов фунтов стерлингов. “Ривер” отверг предложение итальянцев, заявив, что расстанется с молодым игроком только за сумму не менее 25 миллионов фунтов стерлингов.

Эрик так же не стремился уехать из Аргентины.

“Я всем обязан “Ривер Плейту”, – сказал он, комментируя предложение “Милана”, – и не хочу никуда уходить. Я собираюсь выиграть здесь титул и, если когда-нибудь настанет время покинуть родной клуб, я бы хотел, чтобы это произошло только через несколько лет”.

25 мая 2011 года Эрик дебютировал за национальную сборную Аргентины, сыграв 58 минут в товарищеском поединке с Парагваем. На тот момент ему было 19 лет 2 месяца и 21 день.

А летом того же года он отправился в Колумбию на молодежный чемпионат мира. Аргентина в итоге дошла до четвертьфинала, уступив Португалии лишь в серии пенальти. Эрик принял участие в четырех из пяти матчей, пропустив только поединок с Северной Кореей, забил 3 гола, причем в 1/8 финала в игре с Египтом сделал дубль.

26 июня 2011, сыграв вничью 1:1 с “Бельграно”, “Ривер Плейт” вылетел из Высшего дивизиона. Эрик не мог сдержать слез, но играть в низшей лиге не намеревался. 6 августа 2011 года он отправился в Италию, заключив контракт с “Ромой”. За переход полузащитника “Ривер Плейт” получил 12 миллионов фунтов плюс различные бонусы.

Всего за “Ривер” Эрик провел 36 матчей, забил 4 гола и отдал 6 результативны[ передач.

Возглавивший тем летом “Рому” Луис Энрике хорошо поработал на трансферном рынке, пригласив в команду вратаря Мартена Стекеленбурга, защитников Габриэля Хайнце и Хосе Анхеля, полузащитника Миралема Пьянича и нападающих Фабио Борини, Бояна Кркича и Пабло Освальдо. Испанский тренер сильно рассчитывал на Эрика, но тот совершенно не оправдал ожиданий бывшего игрока “Барселоны”.

Для начала Эрик пропустил старт сезона, вернувшись с молодежного чемпионата мира с повреждением. Восстановился он только к октябрю, дебютировав в чемпионате лишь 23 октября в домашней игре с “Палермо”. Первая игра, правда, сложилась для него довольно успешно – уже на 8 минуте он забил гол, принесший римлянам победу.

А вот дальше начались мучения. Эрик никак не мог выйти на свой высокий уровень, банально мучаясь на поле. Он дрался в раздевалке с Пабло Освальдо, плевался в Штефана Лихтштайнера, короче, занимался, чем угодно, но только не игрой в футбол.

Объяснял Эрик свои проблемы новой для него страной, незнакомым языком, непривычной культурой и совершенно иным футболом.

Несмотря на все вышеперечисленное он умудрился выйти на поле 29 раз в Серии А, забил 4 гола и отдал 7 результативных передач. Эпизодически он все же вспыхивал на поле, выдавая превосходные матчи. Так, 11 января 2012 года в поединке 1/8 финала кубка Италии против “Фиорентины” Эрик отметился дублем в ворота “фиалок”. А в последнем туре он помог “Роме” одержать трудную победу в гостевой встрече с “Чезеной” 3:2, забив один из голов. К сожалению, та виктория не помогла римлянам попасть в Лигу Европы, клуб занял только 7-е место. Но это было совсем не то, чего от него ждали, видя его игру в Аргентине.

В следующем сезоне 2012/2013 на смену Луису Энрике пришел Зденек Земан. Дедушка итальянского футбола, поговорив с Эриком по душам, сумел разбудить потухшего аргентинца, за считанные месяцы превратив капризную звезду в ключевого игрока “Ромы” и одного из лучших бомбардиров Серии А.

28 октября 2012 года Эрик сделал первый дубль в чемпионате, в течение двух минут открыв и удвоив счёт в домашней игре против “Удинезе”.

Октябрь, вообще, вышел для аргентинца феерическим. За 6 матчей он сумел забить 7 голов, в том числе поразив ворота “Лацио” – принципиального соперника “Ромы”.

В итоге Эрик в 33 играх наколотил 15 мячей, заняв 5-е место в списке бомбардиров. Плюс он не забывал раздавать голевые передачи, их набралось целых 5.

Такая результативная игра привлекла внимание грандов АПЛ. Смирившийся с потерей Гарета Бейла “Тоттенхэм”, оказался самым настойчивым и наименее жадным. Не зная, куда девать несметные богатства, свалившиеся на него после перехода валлийца в мадридский “Реал”, Андре Виллаш-Боаш не поскупился на 30 миллионов фунтов.

Эрик ехал в Англию мегазвездой и этаким “Гарет Бейл заменителем“, но случившееся дальше не мог предсказать никто, даже самый заядлый пессимист. В сезоне 2013/2014 Эрик сыграл всего 9 матчей в Премьер лиге, вызывав массу пересудов и недоумений о целесообразности уплаченных за него денег.

Началось все с того, что он получил на тренировке травму спины и на некоторое время выбыл из соревновательного процесса. Он был уже не мальчиком, два года жил в Европе, но Англия, и Лондон в частности, оказались для него абсолютно чужой средой. Он никак не мог привыкнуть к местной культуре, языку, даже левостороннее движение на дорогах вызывали у аргентинца серьезный дискомфорт.

Не помог ему и главный тренер. Вместо поддержки Андре Виллаш-Боаш публично выражал недовольство игроком. Не остались в стороне и фанаты “шпор”. Они открыто издевались над Эриком, наиболее смекалистые вывешивали на стенах домов объявления, в которых просили прохожих помочь разыскать потерявшееся в бесконечных лондонских улицах дорогостоящее приобретение их клуба.

Эрику оставалось только оправдываться:

“Я думаю, мне нужно немного времени, – говорил он в малочисленных интервью. – Я чувствую себя в Англии хорошо, хотя привыкнуть к жизни здесь довольно трудно. Я тут только два месяца, так что именно время – то, что мне сейчас нужно. Мне необходимо пообвыкнуться, войти в ритм, провести несколько игр. Английский футбол сильно отличается от итальянского – он основан на физике, в то время как Серия А более склонна к тактике. Мне здесь несложно, просто я привык совсем к другому стилю игры. Местный футбол мне очень нравится, и я думаю, АПЛ отлично подходит для моей игры”.

И словно в завершение всех бед в январе 2014 года аргентинец получил тяжелую травму, оставившую его вне футбола до конца сезона. Так и не успев восстановиться, он пропустил Чемпионат Мира, на котором мечтал сыграть. Испытывая горькое разочарование, Эрик признавался журналистам:

 “Часть меня твердила – я мог быть там, но я понимал все дело в травме и моей плохой игре. Зато я получил стимул, теперь мне есть к чему стремиться. Я молод. И, надеюсь, у меня еще появится шанс на игру в финале”.

“Перед каждым матчем, во время исполнения национального гимна, у меня по спине пробегали мурашки. А когда команда дошла до финала, я испытал настоящую гордость за ребят. Думаю, мы не были фаворитами финала. Но полностью заслужили победить в той игре”.

Пока Эрик не играл, в прессе вовсю циркулировали слухи, будто он размышляет покинуть Англию. Особенно усилились они летом. Эрик не отрицал, что подумывал сменить чемпионат:

“Ходили такие разговоры, не только летом, но и в декабре. Я посоветовался с семьей и своей девушкой, и все вместе мы решили – мое время еще придет, надо только оправиться от травмы. И я непременно покажу все свое мастерство. Так что по-настоящему я никуда не собирался”.

Отдохнув и многое переосмыслив, новый сезон 2014/2015 Эрик начал игроком стартового состава. И не последнюю роль в очередном преображении аргентинца сыграл Маурисио Почеттино, возглавивший в летнее межсезонье “Тоттенхэм”. Он быстро нашел с Эриком общий язык, встряхнул его и тот заиграл в полную силу.

Кажется, проблемы, наконец, оставили Эрика в покое и он может спокойно сосредоточиться на игре:

“Это здорово. Я чувствую себя на все 100, меня, наконец, покинули травмы. Я надеюсь продолжить в том же духе. Когда я был травмирован, я ощущал себя не очень хорошо, я не был счастлив. Я хочу и люблю играть в футбол, и собираюсь помочь команде побеждать”.

23 октября 2014 года в поединке Лиги Европы с “Астерасом” Эрик забил потрясающий по красоте гол. Защитники “Астераса” очень неудачно выбили мяч из-под ног рвавшегося к штрафной площадке Эммануэля Адебайора, круглый откатился к Эрику и аргентинец с 17 метров решил пробить “в стиле Рикарду Куарежмы”, так называемой “рабонной” – у Тома Кошицки, вратаря “Астераса”, не ожидавшего такого удара, не оказалось ни единого шанса.

20 декабря 2014 года Эрик впервые отличился и в матче Премьер лиги, забив гол в ворота “Бернли”.

Сейчас на его счету с учетом всех соревнований 29 матчей, 4 гола и 7 результативных передач.

Эрик еще молод, ему только 22, а жизнь успела подкинуть аргентинцу множество испытаний. Но он по-прежнему, как и в детстве, обожает футбол и не мыслит себя без мяча.

“Эту игру я люблю больше всего в жизни, – признается Эрик. – Я живу ради футбола. И я абсолютно счастлив, когда выхожу на матч, либо на тренировку. Даже, отправляясь домой, я часто гоняю там мяч, потому что я действительно обожаю футбол сильнее всего”.