8 мин.

Сезон молчания окончен. Король говорит

Биргер Лёфаллди

Adressavisen

14 ноября 2016

 

Руководство лыжной федерации считает, что  норвежская сборная будет унижена на открытии сезона в Куусамо. Но это неактуально для Петтера Нуртуга.

-Я должен относиться к этому как всегда перед соревнованиями. Я должен подготовится к битве в Финляндии. Вот моя голова.

В последние месяцы вокруг Нуртуга было непривычно тихо. Конфликт с федерацией был разрешен год назад, и с тех пор сотрудничество идет без проблем. Когда две самые крупные звезды лыжных  гонок оказались замешаны в допинговый скандал, а СМИ ведут постоянную дискуссию о применении астматических препаратов, 30-летний спортсмен из Мусвика с удовлетворением остается вне национальной сборной.

1

-Все так, как ты говоришь. Начиная с лета и до сих пор мы имели спокойные тренировки, такого никогда еще не было. Я думаю, что это хорошо. Мы спокойно делали свою работу и радовались, что нам так хорошо за кулисами событий. Это абсолютно нереальная ситуация для меня.

Когда он говорит «мы», это означает его самого и брата Томаса, а также ближайших помощников из его частной команды. Все вместе они были до прошлой недели на высотном сборе в Италии. В пятницу – открытие сезона в Бейто. В следующую пятницу все начинается всерьез, открытие Кубка мира в Куусамо. Вот для чего Нуртуг готовится к войне.

Через два дня после того, как он вернулся домой из Валь Сеналеса, Adressavisen посетила его в его холостяцком жилище в Далгорде, которое он купил почти за 7 миллионов три года назад. Прежде всего мы натыкаемся на открытый чемодан, брошенный поперек входа. В воздухе висит запах пропотевшей спортивной одежды. Рядом с чемоданом вдоль стены стоят несколько упаковок с энергетическим напитком, в то время как в ванной как попало разбросана спортивная обувь.

2

Нуртуг собирается жить так до тех пор, пока не закончит со спортивной карьерой.

-Я впечатлен теми, кому удается сочетать жизнь элитного спортсмена с семьей. Они должны иметь удивительное самообладание. Я так не могу. Когда я заканчиваю тренировку, я уже ничего не могу делать, я должен поесть и отдохнуть. Если у меня будет много личного, я не смогу полноценно тренироваться. Так что я заморожу все семейные дела до тех пор,  пока не закончу то, что делаю сейчас.

-Так ты заведешь когда-нибудь семью?

-Возможно, я на всю жизнь останусь одиноким. Но я сделаю все, что смогу, когда положу лыжи на полку, посмеивается он.

Мы встретили Петтера Нуртуга, когда он только что вернулся с тренировки в Мерокере. Перед разговором он выкладывает на противень и разогревает в микроволновке говяжий фарш, который затем кладет в лепешки тако. Во время интервью он откусывает кусок за куском, запивая Red Bull, а затем выпивает чашку органического имбирного лимонада.

3

Прошло  десять лет с тех пор, как он совершил свой прорыв на Чемпионате мира в Саппоро. Сейчас ему 30 и наконец-то, после десяти лет шума, скандалов, претензий и судебных разбирательств он создал именно ту систему, которую хотел.

Он признается, что выкинул все, что не имеет отношения к спорту.

-Да, лишним я называю все, что не имеет отношения к тренировкам, отдыху и еде, все, что этому мешает. То, что вам удается отсеивать лишнее, положительно с точки зрения работы, которую вы делаете. Но ведь на то, чтобы отсеять, тоже расходуется энергия, которую потом нужно откуда-то брать. Когда находишься в ситуации, которая бурлит вокруг тебя, больше ни о чем не можешь думать. Сейчас я впервые в такой ситуации, когда все спокойно. У нас несколько лет были дебаты с федерацией, все время был какой-то  шум, который высасывал энергию. Долгосрочное соглашение, которое мы заключили с федерацией в прошлом году, очень удобно, оно поможет избежать споров и в следующем году.

Кроме этого, мы говорим о том, что изменилось в команде и в чем проявляется преемственность с прежними годами.

-Собственно, Team Northug – это большой бизнес-проект. Для того, чтобы в команде все работало одновременно и в нужном направлении, нужно некоторое время, хотя есть люди, с которыми нам комфортно и с которыми нам хорошо работать. Теперь мы, конечно, работаем в связке и избегаем хлопот, которые могут отнимать энергию. Наша цель в том, что мы, спортсмены, должны иметь как можно больше времени для тренировок и делать свою работу. Только в этом году нам удалось все сделать правильно.

4

В то время, как Петтер Нуртуг готовится к сезону в мире и покое, горнолыжник Хенрик Кристофферсен находится в конфликте в лыжной федерацией. Биатлонист Уле Айнар Бьорндален недавно поддержал Кристофферсена, который подал в суд на лыжную федерацию, чтобы иметь возможность сотрудничать со своим частным спонсором Red Bull и носить его логотип на шлеме. Нуртуг, который раньше находился в конфликте в федерацией из-за контракта с производителем энергетических напитков, сочувствует горнолыжнику.

-Я думаю, должно быть равенство. Я согласен с Уле Айнаром в том, что Хенрику трудно вести дебаты сейчас в самом начале сезона. Я немного знаю Хенрика, это молодой и многообещающий спортсмен. Он добивается принятия своих условий, потому что знает, что он должен быть лучшим. Я считаю, что федерация должна к нему прислушаться. Хенрик станет спортсменом, который продвинет федерацию, позволит ей получить преимущество. Это должно быть самым важным.

Что касается тренировок, все у Нуртуга в последние месяцы шло гладко. Он много говорит о том, что это его лучшая подготовка к сезону за всю карьеру. Он никогда еще не оставался так много дней на высоте перед началом сезона. Он планирует новый высотный сбор перед ЧМ и из-за этого, вероятно, пропустит некоторые этапы КМ. Он также обращает внимание на то, как важен в этом году Чемпионат мира в Лахти, где он будет защищать четыре золота.

-Вокруг меня все было тихо, и я тренировался спокойнее, чем раньше. Все шло точно так, как планировали, и я получил очень хороший результат на высотных сборах, которые мы провели. Я бегал на лыжах в Италии в сентябре и продолжил делать это в октябре.

Нуртуг поясняет, что в молодости у него часто случались перерывы в тренировках летом и осенью потому, что он либо слишком много тренировался, либо плохо слушал свое тело.

-Сейчас мне удалось найти очень хороший баланс и я сделал работу, которая должна была быть сделана.

-Чувствуешь ли ты, что одержал победу в Тур де Ски из-за того, что Сюннбю потерял пирамидку из-за случая с допингом?

-Нет, это не так. Я никогда не буду смотреть на это как на победу, хотя список моих побед в Википедии обновился. Я не думаю, что ты чувствуешь, что победил в Тур де Ски без того, чтобы первым пересечь финишную черту на этом чертовом склоне.

Нуртуг по-прежнему очень заинтересован в том, чтобы стать первым в подъеме на холм-убийцу. Он пробовал  десять раз без успеха.

-Я всегда беспокоился о том, чтобы пройти «правильным путем». В этом году существует новая возможность. Есть вероятность того, что я кое-кого пну на последнем этапе. Тур организован таким образом, что все решается на горе. Это приносит выгоду FIS, хотя мы, лыжники, выбиваемся из последних сил. Я все это понимаю, что для меня есть возможность выиграть там.

Когда в пятницу откроется сезон, пресса явно подготовит Нуртугу вопросы о случаях допинга в норвежской сборной. Он не сомневается, что и к нему и к остальным членам сборной журналисты пристанут с вопросами о Мартине Сюннбю и Тересе Йохауг.

-Ясно, что на эти вопросы мы должны будем затратить энергию. Этого трудно избежать, все равно такие вопросы будут, или от известных людей, или от людей, находящихся по другую сторону. Они все хотят узнать, что происходит. И это вспыхнет снова. Сначала в Бейто, но затем и в Куусамо, где мы впервые встретимся с иностранной прессой. Предполагаю,  что вдали от дома мы столкнемся с представителями тех сборных, которые уже нас критиковали за то, что произошло.

Вообще Нуртуг смотрит на ситуацию так, что его семейная жизнь останется в планах еще долгое время, а сам он будет продолжать спортивную карьеру еще много сезонов.

-Это может продолжаться до моей следующей серьезной травмы, если тело вдруг скажет стоп, или пропадет мотивация. Так же и результаты будут определять мое будущее. Я не тот спортсмен, который может сидеть-посиживать на скамеечке три-четыре месяца. Тогда возвращение будет очень долгим.

То, что у него есть братья, дает ему мотивацию для продолжения. Томас является непременной частью Northug Team. Младший Эвен входит в Team Veidekke Trøndelag, но часто тренируется с старшими братьями.

-Я буду продолжать до тех пор, пока могу делать то же, что и сейчас и оказывать помощь Томасу и Эвену в тренировках. Так что я могу продержаться еще много лет. Речь идет о том, чтобы оставаться здоровым и без травм. Сейчас это важнее, чем 5-6 лет назад.

Однако Нуртуг теперь планирует только на год вперед.

-Я всегда заново оцениваю ситуация, так было во время ЧМ в Фалуне и после прошлого сезона. Так будет и после наступающего сезона. Я перестал гарантировать длительные сроки. Но мотивация сейчас говорит, что я буду на следующей Олимпиаде. Это то, к чему я стремлюсь.