5 мин.

Недягилевский сезон

Сегодня «Лион», как и все остальные участники Лиги Чемпионов, узнал своих соперников по её групповому этапу. Днём раньше, ещё один французский участник турнира, «Осер», победив «Зенит», подбросил дополнительной темы для сравнений российского и французского чемпионата, которое тем более актуально, что нынче у нас год Франции в России и год России во Франции. Этим двум событиям и посвящена нынешняя заметка.

Жребий, сведший лионский клуб с «Бенфикой», «Шальке» и тель-авивским «Хапоэлем», хочется назвать рабочим. В группе нет никого, кто был бы сильнее лионского клуба, но что португальцы, что немцы соперники весьма и весьма серьёзные. «Хапоэлю» здесь, наверное, отведена роль туриста, но туристы имеют свойство иногда что-нибудь да притырить. «Бенфика» - клуб с самым большим числом «сосьос» в мире, обыграла в прошлом году «Марсель», обошедший лионцев в турнирной таблице, и Жорже Жезуш, несмотря на традиционные отъезды игроков в менее тёплые страны, наверняка сумеет сохранить стройность лиссабонской игры. «Шальке» же продолжил инвестировать в укрепление своих рядов и наверняка постарается получить от них (особенно от легенды Лиги Чемпионов Рауля) неплохие дивиденды. Теперь всё зависит от «Лиона», от того, как и как быстро клуб выстроит игру с Гуркюффом в составе. Задача одна – первое место в группе.

Для двух других представителей Лиг 1 цели идут по убывающей. Для «Марселя» – это второе место. Потомков фокейцев ждёт встреча с героем торсиды Дидье Дробгба, и конкурировать с его нынешним клубом «Челси» подопечные Дешама, как и мало кто другой, не в состоянии. «Осер» же, получивший в соперники «Реал», «Аякс» и «Милан», которые в сумме выиграли два десятка кубков чемпионов, будет бороться за третье место, о чём прямо заявил и тренер бургундцев. «Марсель», при этом, ждёт повторение противостояние двадцатилетней давности с московским «Спартаком», о котором из участников нынешнего помнят разве что Дешам да Карпин. Но уже понятно, что матчи эти в очередной раз всколыхнут дискуссию о том, какой чемпионат лучше, французский или российский.

Дискуссия эта возникла, главным образом, из-за того, что эти страны оказались достаточно близки в таблице коэффициентов УЕФА. И вылет «Зенита», на самом деле, может помочь России отыграть какую-то часть этой разницы. Собирать очки в лигоевропском лесу гораздо проще, чем выбивать дурь из миланов и манчестеров в главном соревновании континента. И, конечно, это очень соблазнительно оценивать чемпионаты по одному цифровому показателю. Это так же просто как оценивать женскую красоту по объёму груди и весёлость вечеринок по количеству выпитого. Но на самом деле, этот показатель мало о чём говорит. Ведь очень сложно сравнить, скажем, «Спартак-Нальчик» и «Сошо», или «Томь» и «Ренн». Зрелищность игры – вещь субъективная, количество болельщиков на трибунах зависит от инфраструктуры, телезрителей – от платности телевидения, платёжная ведомость – от цены на нефть.

Коренное отличие французского чемпионата заключается в том, что клубы являются производителями игроков, а российские – скорее, перекупщиками, и даже не всегда барышниками. Посмотрите, сколько французов играет в других чемпионатах и сравните с одной российской звездой и несколькими добротными игроками, не всегда попадающими в состав английских середняков. И дело не только в активном использовании колониального прошлого – кто запрещает российским командам искать молодёжь в странах бывшего союза и Варшавского договора, и кто её ищет? В России покупаются, скорее, уже готовые или почти готовые игроки, которые затем, кстати, продаются куда успешнее местных кулибиных, а точнее, булыкиных. Последний пример – Красич, чуть раньше были Видич и Шкртел.

Дело, думается, в конкуренции. Во французских клубах, которым нужно добиться прибыли и, для этой самой прибыли, любви болельщиков, она есть, в российских, с их малым количеством талантливых россиян и финансированием из госкармана, - нет. Клубам в таких условиях гораздо важнее заручиться доступом к телу губернатора или главы нефтегазокачки, чем победить в первенстве молодёжных команд, а футболистам нет никакого смысла перенапрягаться – место в составе обеспечено лимитом на легионеров, а нет – так уже первый год контракта позволит спокойно прожить какое-то время, а дальше видно будет. Абсурдность планов коммунистического прошлого, кажется, надолго отбила во многих желание планировать что-то на долгий период времени. И пока ответственные за создание конкурентной и благоприятной для развития футбольных талантов среды Федерация, антимонопольная служба, олимпийский комитет и пр. не будут этого делать, российские клубы будут также напоминать скорее подростков, гордящихся приобретённым айфоном, чем фермеров, вырастивших самые вкусные яблоки в округе, или ремесленников, выдумавших новый станок.

В конкурентной среде выживают сильнейшие, и посреди стартовавших из одинаковых денежных мешков клубов, тот, кто вырос в конкурентной среде, окажется сильнее того, кто вырос в инкубаторе. Наверняка в следующем году в Лиге Чемпионов мы увидим и «Зенит», и «Манчестер Сити», и я более, чем уверен, что готовы будут лучше подопечные арабских, а не российских шейхов. И я готов биться об заклад, что эта разница будет только возрастать. Если я окажусь неправ – зайдите в блог лет через пять, обсудим.

И дело ведь это именно футбольное. Точнее, никто не мешает сделать футбол нормальной сферой деятельности. Ведь что в теннисе, что, к примеру, в балете, где за место примы есть вполне сносная конкуренция, результаты россиян вполне себе на уровне. То же самое и в фотографии. Там, где создаётся нормальная среда, появляются таланты.

В качестве иллюстрации последнего, послесловия, а также под эгидой года французской культуры в России и российской культуры во Франции, предлагаю вам несколько снимков фотографа Надежды Давыдовой из агентства Scanpix, с которой мы вместе учили французский, с первого матча «Зенит»-«Осер».

P.S. Также напоминаю, что французский футбол можно обсудить в группе в фейсбуке.

http://www.facebook.com/group.php?gid=139567022728714