9 мин.

«Не говори с тоской: их нет, но с благодарностию: были...» Павел Роман

30 (по другим данным - 31) января 1972 года в штате Теннесси (США) оборвалась жизнь замечательного чешского фигуриста Павла Романа, который вместе с сестрой Евой Романовой был чемпионом Европы 1963-64 гг. и чемпионом мира 1962-65 гг. в танцах на льду. Романовы были первым дуэтом, нарушившим гегемонию англичан в этой дисциплине.

Я предлагаю вам посмотреть документальный фильм чешского ТВ о Еве и Павле Романовых и прилагаю свой перевод этого фильма на русский язык.

Ева Романова: Здесь, где мы с вами находимся, в этой комнате, в 1960-х гг. был единственный телевизор в деревне. И нам говорили, что они смотрели нас по этому телевизору. Я очень хорошо это помню.

Наш отец был очень строгий и очень последовательный. Все, что мы делали, он проделывал вместе с нами.

Романовы

1959 год

Мила Новакова, тренер: Он их, конечно, очень любил. Но руководил ими не только в фигурном катании, но и вообще в семье. С малых лет он приучал их к настойчивости в тренировках, ставил перед ними высокие цели. И, естественно, иногда это было тяжело для них.

Ярмила Романова, мать: Да, надо упомянуть о его последовательности. Но он и сам с собой был последовательным. Если надо было что-то делать – он это делал. Без того, чтобы повторять много раз одно и то же, результатов не достигнуть.

Романовы

1960 год

Ева Романова: Папа был нам замечательным тренером, но потом настало время, когда он сказал, что нам нужен более профессиональный тренер. Он услышал о пани Миле Новаковой и обратился к ней. Он должен был объединиться с ней, чтобы работать с нами.

 Мила Новакова, тренер: Пан Роман позвонил мне из Праги в Либерец и спросил, не хочу ли я тренировать его детей. Он дал мне прослушать музыку по телефону. Я сказала, что могу попробовать. Я приехала в Прагу, и мы стали работать вместе. Мы хорошо понимали друг друга.

Ева Романова: Когда мы начали кататься с Павлом, он был сильнее меня в плане хореографии.

Романовы

1960 год

Мила Новакова, тренер: Я должна сказать, что мы хорошо уживались вместе. Ребята были очень настроены на работу.

Ева Романова: Они с папой очень уважали и хорошо понимали друг друга, но он не вмешивался в ее работу.

Мила Новакова, тренер: На льду первое слово было, безусловно, за мной.

Романовы

1962 год

Ева Романова: Когда пани Мила нас тренировала, мы стали с ней единым целым и все получалось замечательно.

Мила Новакова, тренер: Собственно, в первый же год, когда мы начали работать вместе, они поехали на ЧЕ в Давос и там сразу же заняли 7-е место, хотя были дебютантами. При этом в произвольном танце они были 4-ми.

Ева Романова: В 12 лет я там оказалась одна с Павлом. В его лице я имела хорошего защитника.

Романовы

1962 год

Мы тренировались и выиграли чемпионат страны, а потом еще и еще. Тогда не было столько соревнований, как сейчас, тогда были еще только ЧЕ и ЧМ. На ЧЕ мы были сначала 7-ми, потом 5-ми, потом 3-ми. А затем мы должны были выступать на ЧМ и очень радовались: это был первый после войны чемпионат мира в нашей стране. И мы говорили себе, что если попадем в первую десятку, то это будет здорово. Перед первым танцем мы немного нервничали, потому что это были соревнования, а не показательные выступления. Но потом нам пани Мила сказала, что если мы и дальше будем так кататься, то можем рассчитывать на медаль. А потом все было как во сне: высшая ступень пьедестала почета, слава, свалившаяся на нас, овации – просто фантастика!

Романовы

ЧМ 1962 года. Поздравление от родителей

Мила Новакова, тренер: У меня тогда не было большого опыта, и я сказала пану Роману, что теперь, когда они стали чемпионами мира, они, возможно, не захотят тренироваться у меня. А он засмеялся и сказал, что я с ними проделала такую работу, что мы непременно должны остаться вместе. В этом был весь пан Роман.

Ева Романова: Мы 4 раза выиграли ЧМ. А в 1965 г. получили несколько предложений от Ice Capades и Holiday on Ice. Второе было выгоднее, потому что Holiday on Ice раз в два года приезжал выступать в Прагу. А причина, почему мы стали думать об уходе, заключалась в том, что в то время танцы не входили в программу зимних олимпиад. Так как мы выиграли ЧМ 4 раза, то все думали, что мы будем и впредь выигрывать при каждом старте. Но мы уже выиграли все, что могли. Если бы речь шла об олимпиаде, то можно бы было и остаться. А так лучше было уйти на вершине славы, чем вдруг стать 2-ми, 3-ми… И когда мы ушли в ревю, мне было 19 лет, а Павлу 22. Мы начали жить интересами взрослых людей. Я очень люблю животных, так я завела себе собаку. А Павел купил себе небольшую спортивную машину. Как и многие молодые люди, он был экстремал, очень любил скорость и много времени проводил за рулем. Это был очень хороший, сильный и веселый парень. Девушки его любили. А он влюбился в одну швейцарку. Мы были очень довольны тем, что вдруг из детей превратились во взрослых людей с большим чувством ответственности. Когда мы встречались с моим будущим мужем, Павел сказал ему, что мы должны официально пожениться и чтобы он просил моей руки у родителей. И мама с ним согласилась.

Романовы

1965 год

Так как я очень люблю животных, мы с мужем решили, что можем поставить в ревю один номер с маленьким шимпанзе. Мы научили его кататься на коньках, и это было здорово. В ревю мы были 7 лет. А потом этот ансамбль распался, и мы с мужем и этим шимпанзе уехали в Южную Африку, а Павел с женой Соней поехали в Теннесси. Павел там возглавил спортивный центр. И, к сожалению, поплатился за свою доброту и свою любовь к скорости. У какого-то его приятеля сломалась машина, и Павел захотел ему помочь. Рано утром он его повез на своей машине, и на обледеневшем участке дороги машина пошла юзом.

Романовы

1967 год

Ярмила Романова, мать: Он с детства любил мотоциклы и машины. Даже запах бензина любил. Ездил он быстро. Я верю в судьбу. Еще маленьким мальчиком он дважды ударял голову около правого виска, а при этой аварии он повредил именно висок. Так написала мне Соня. Никаких других травм у него не было. Так в третий раз он не избежал судьбы. Все случилось так, как случилось и ничего нельзя изменить.

Ева Романова: Это грустно, но, к сожалению, это случается со многими людьми. Ну а мы тогда остались в Южной Африке. А потом мы вернулись в Англию. Муж сказал, что мы уже много путешествовали и нужно где-то осесть. В Южной Африке мы познакомились с людьми, которые разводили арабских скакунов. Мы были очень наивны, решили, что мы можем завести ферму в Англии. Мы купили ферму, у нас было 36 лошадей, но мы очень быстро поняли, что для выращивания лошадей нужно много-много денег.

Романовы

1967 год

И мы ту ферму продали и купили большой старый дом постройки 1765 года и сделали из него пансион для старушек-пенсионерок. 10 лет мы работали по 24 часа в сутки. Этого оказалось достаточно для нас, и мы решили, что закончим с этим и поедем куда-нибудь за солнцем. В Англии красиво, но очень сыро. Мы решили уехать в Техас. Там мы купили земельный участок и жили 15 лет. У нас были утки, гуси, 6 гектаров земли. Это была, скорее, не ферма, а парк с прудом. Все было хорошо, но через 15 лет мы сказали себе: хватит! Мы захотели увидеть Америку. Мы продали этот участок и купили большой трейлер. 5 лет мы ездили по всей Америке, и это было здорово! Я бы это не променяла ни за что на свете, ни за какие медали!

Романовы

1967 год

Мы так долго жили вдали от Чешской республики – в Англии (мой муж – англичанин), в Америке, так мой муж сказал, что нам надо найти возможность жить в Чехии. Мы смотрели, смотрели и случайно нашли эту деревню. Как мы говорим, кусочек нашего чешского рая. И это и вправду как рай. Лучшей деревни и найти было нельзя, и мы здесь остались.

Ярмила Романова, мать: Они живут спокойно и делают то, что им нужно. Они не мечтают о невозможном.

Ева Романова: Та наша эра была замечательной. Было много работы, но она рано закончилась. Какой-то кусок жизни остался позади, но она шла вперед, и мы старались делать все, что нам интересно. В мире столько интересного, что одной жизни не хватит на все. Поэтому жалеть о том, что было 40 лет назад, глупо. Это было здорово, от той поры остались прекрасные воспоминания, но этому пришел конец.

Муж Джеки Грэхэм: Там наверху мы сделаем террасу. Я уже предвкушаю, какой красивый будет оттуда вид. Починю те ступеньки, а из сарая сделаю конюшню. У нас там будут лошади. Здесь замечательные места для лошадей. Уже представляю, как мы утром будем выезжать на прогулку. Я умею обращаться с лошадьми, люблю их.

Ева Романова: Я люблю работу в саду. Люблю копать, возиться с грядками. Это мне нравится больше всего.