10 мин.

Хуан Мартин Дель Потро. Возвращение чемпиона

Хорхе Виале, журнал Deuce

2 года прошло с тех пор, как Хуан Мартин дель Потро стал первым аргентинцем, выигравшим ЮС Оупен после Гильермо Виласа в 1977 году – 24 долгих месяца с того времени, как он победил Рафаэля Надаля и Роджера Федерера и стал мировой звездой.

Гильермо Вилас с Кубком ЮС Оупен, 1977

А затем случилась травма.

В памяти все еще свежи воспоминания о травме, заставившей его пойти на операцию в мае 2010 года. Дель Потро остается самим собой. Он не модифицировал свой стиль игры или свое окружение, его любовь к спорту не ослабла, но изменилось его положение.

В свете софитов сейчас находится фирменная улыбка Новака Джоковича, сильные прожектора освещают так же Надаля, Федерера, Энди Маррэя, Джо-Вильфреда Тсонгу и Марди Фиша. Дель Потро это не волнует – он предпочитает сделать шаг назад и играть второстепенную роль. Он просто рад тому, что снова может участвовать в турнирах, что его тело позволяет ему соревноваться на самом высоком уровне.

“Если не в этом году, то в следующем, или еще через год, для меня будет хорошо просто снова играть на турнире”, - говорит дель Потро в интервью Deuce. “Фаворитами является первая четверка мира. У нас есть новый №1, и он является очень сильным претендентом. Я верю в свои шансы, но я так же реалистичный и я считаю, что я все еще довольно далек от них, хоть я и приближаюсь день за днем. Может я и в этом году смогу преподнести сюрприз”.

“Если ты хочешь выиграть Турнир Большого Шлема, ты должен показать свою лучшую игру – играть на 10-м уровне на протяжении всех 2-х недель. Я не уверен, что я буду в состоянии сделать это в этом году, но я постараюсь”.

Турниры в преддверии ЮС Оупен в итоге стали для него не такой хорошей подготовкой, на которую он надеялся, после того как он не смог выиграть больше 2-х матчей в Лос-Анжелесе, Монреале и Цинциннати.

Но всего лишь находиться в Нью-Йорке, играть в теннис – это уже достаточное вознаграждение. Дель Потро стремится пережить снова свои самые теплые воспоминания о Большом Яблоке. “Я хочу снова быть там”, - улыбается он. “Для меня это были две незабываемые недели. Я очень рад поехать туда снова, впервые после 2009, надеюсь, эти недели станут похожими на те, в 2009”.

Уроженец Тандила затрудняется выбрать всего один, самый особый момент из того незабываемого периода. “Возможно это забитый до отказа стадион Артура Эша. Аргентинские флаги и болельщики, американские и швейцарские болельщики, потому, что я играл с Роджером, а еще раздевалка с моим именем… Если ты выигрываешь турнир, то на твоем шкафчике пишется твое имя. Мне это нравится”.

Федерер недавно описал финал 2009 года как “одно из самых значительных поражений в моей карьере. Я действительно считаю, что он не должен был ускользнуть от меня”. Дель Потро проигрывал тогда 2-1 по сетам, но вовремя изменил свое отношение. Он просто постарался расслабиться и насладиться этим уникальным моментом.

“Я играл в своем первом финале Большого Шлема, против лучшего игрока в истории нашего спорта”, вспоминает дель Потро. “Мне нечего было проигрывать… Я постарался насладиться этим и публика очень помогла мне продолжать бороться в течение последних 2-х сетов”.

В ‘Мемуарах Гейши’ Артур Голдинг написал, “Несчастье - оно как сильный ветер. Оно отрывает от нас все, кроме того, что не может быть оторвано, и так мы видим себя такими, какие мы есть на самом деле”.

В то время как пятый сет близился к развязке, в тело дель Потро вернулось напряжение. Он подавал на матч, всего в нескольких секундах от выигрыша своего первого титула Большого Шлема.

“Это был самый стрессовый момент моей жизни”, - вспоминает дель Потро. “Я был близок к победе на моем любимом турнире, к исполнению моей мечты. Это был сложный момент, но в то же время потрясающий”. Он справился со своими нервами, выиграл очко и в праздновании рухнул на корт.

Это было апогеем его карьеры на тот момент и продолжение любовного романа с хардовыми кортами, который начался еще в детстве. Как вспоминает его мама, Патриция, в детстве ДельПо – который имел тогда прозвище Палито, что значит ‘маленькая палочка’ – любил бить мячом об стены в доме: быстрое покрытие, которое не предназначалось для этих целей; к тому же опасности подвергались цветочные вазы, картины, мебель и даже люди.

Марсело Гомес, гуру тенниса из Тандила, воспитавший Мариано Забалету, Хуана Монако и множество других игроков из маленького горного городка, помнит, что сказала мама дель Потро во время первого посещения теннисного клуба ее сыном: “Он хочет использовать каждую стену, чтобы бить об нее мячом”!

Марсело Гомес с юным Хуаном

Приветливость дель Потро и его сдержанное отношение, вместе с его мощной игрой и молодостью, несомненно, помогли ему стать  вторым самым индоссированным спортсменом в Аргентине, после футбольной звезды Барселоны, Лионеля Месси. Nike заключили с ним контракт когда ему было всего 15 лет, он играет ракеткой Wilson, носит часы Rolex, а среди его спонсоров значатся так же VISA, Powerade и Sony Ericsson.

“Мы считаем, что он идеальный спортсмен для спонсирования”, - говорит Родолфо Масера, глава отдела по маркетингу в аргентинском филиале VISA. “Не только потому, что он обладает талантом и умеет бороться до конца, а так же потому, что у него есть такие качества как уважение, этика, твердость характера, любовь к своей стране и желание сражаться с преданностью делу и преодолевать трудности. В общих словах, он представляет спортивную честность и является примером подражания для молодежи и для всех аргентинцев”.

В этом сезоне дель Потро воскрес, поднявшись с 485 места рейтинга до 18 в течение семи месяцев и выиграв по пути титулы в Делрэй Бич и в Эшториле.

После победы в Эшториле в мае 2011

Род Лэйвер, победитель турниров Большого Шлема в 1962 и 1969 гг. доволен. “Он мне очень нравится и это замечательно, что он смог вернуться после этой травмы запястья”, - говорит австралиец в интервью для Deuce. “Он бьет по мячу сильнее, чем кто либо в туре. Слушайте, если вы такой великан как он – вы просто обязаны делать это, вы обязаны бить реактивными снарядами. У него мощная подача, у второй очень высокий отскок, что довольно усложняет прием. Он отлично борется под давлением и этим поражает меня. С этой точки зрения в нем есть признак чемпиона”.

Род Лэйвер с кубком Уимблдона

У Пита Сампраса было время пообщаться с дель Потро во время турнира в Лос-Анжелесе, и он присоединился к отзывам Лэйвера. “Я большой сторонник его игры”, - сказал он в интервью LA Times. “У него убийственная подача и мне нравится то, что он бьет довольно плоские мячи. Это нелегко для парня его роста. Мне так же нравится его отличное отношение к игре, частью чего является его желание рисковать. С этой точки зрения он немного похож на Федерера. Роджер готовится к большим ударам, и он готов к промахам, но то, что попадает, может быть невероятным. ДельПо такой же”.

Пит Сампрас с кубком Уимблдона

Комплименты от таких глубокоуважаемых в теннисе имен принимаются с улыбкой, но они не заставят его уклониться он скромности. Его мягкий голос скажет, что вероятно на ЮС Оупен в этом году еще не наступит его время сиять, но, по крайней мере, стоит попытаться.

Он может даже соблюдать те же ритуалы, когда вернется во Флэшинг Медоус. “Я могу остановиться в той же гостинице, возможно даже в той же комнате, как в 2009”, - говорит он. “Я могу ужинать в том же ресторане, но в итоге все зависит от моего уровня и моей игры на корте”.

Его веселое дружелюбие и история возвращения после отсутствия из-за травмы заполнят газетные колонки в обзорах последнего в сезоне турнира Большого Шлема, но почитание своих болельщиков он заслужил своим стремлением играть лучше.

Бывшая первая ракетка мира, финалист ЮС Оупен в 1991, Джим Курье, признается: “В Америке на него смотрят как на доброго великана. Он большой и он играет в сильный теннис, но люди не считают его страшным. Они чувствуют, что он охотно идет на встречу, у него приятная личность, и он показывает хорошую игру. Поэтому, мне кажется, он один из любимцев публики”.

Джим Курье с кубком Ролан Гаррос

“Было очень досадно, что он получил травму, когда набрал такой ход, выиграв ЮС Оупен и доказав, что он действительно может справляться с лучшими игроками с его мощью, размером, игрой, а так же обладая крепкими нервами, чтобы выигрывать важные очки у ведущих теннисистов. Иногда у тебя есть мастерство, но не хватает смелости и самообладания, чтобы сделать это. У него есть все компоненты и очень приятно наблюдать, как он набирает уверенность в своей игре. Хуан Мартин – один из самых главных претендентов на первую строчку, если он здоров”.

Нил Харман, теннисный корреспондент лондонской The Times, соглашается с аналитикой Курье. “Когда думаешь об очень больших людях, то у них у всех есть определенная уязвимость. Она есть у Изнера, Карловича, а так же у дель Потро: люди находят в его игре эдакий элемент доброго великана. Я думаю, частично это то, что делает его таким популярным среди публики”.

“Он возвращается после этой ужасной травмы, которая была у него, люди чувствуют эту ранимость еще больше и они больше готовы поддерживать его, и именно так обстоят дела в Соединенных Штатах”.

Накануне ЮС Оупен, успешное выступление на котором принесет пользу не только самому Дель Потро и его спонсорам, но так же его семье, 18 ракетка мира говорит: “Я привык ездить со своими тренерами и менеджерами, а моя семья и друзья следят за матчами по телевизору. Но на этот раз, если у меня хорошо пойдет, я приглашу несколько друзей присоединиться ко мне”.

Если вы их не знаете, то вы их, несомненно, услышите. Они не останутся незамеченными. Вы услышите, как они будут петь и болеть, как будто на футбольном матче. Но только между розыгрышами, разумеется. Для дель Потро это будет означать одно – он снова стал серьезным соперником.