6 мин.

Дэнни. Личное

 Дэнни. Личное.

Текст Zugvogels.

«Дэнни умный малый. Он был очень умным игроком. Он знает, что делает», – сказал мне Тони 21 октября 2003 года.

Тони был раза в 2 старше меня, но нас объединяло то, что мы вместе болели за New York Yankees в Массачусетсе, когда 99% местных поддерживали Boston Red Sox.

Тони болел за «Янкис», потому что родился и вырос в городе Питтсбург, штат Нью-Йорк. А я болел за «Янкис», потому что у них была такая классная стильная эмблема, и половина бейсболок в России в то время продавалась как раз с их значком. Бейсболки с логотипом «Ред Сокс» в Турции не делали. Наши симпатии в американском футболе разделились («Питтсбург Стилерс» против «Нью-Инглэнд Пэтриотс»), зато в баскетболе мы оба переживали за «Бостон Селтикс».

За день до этой фразы Дэнни Эйндж обменял любимца местных болельщиков и лидера команды, которая годом ранее играла в Финале конференции,  Антуана Уокера в Даллас на Рафа ЛаФренца и его ужасный контракт.

«Он что – идиот?!», – подумал я, читая подробности трейда в Boston Herald за кофе с бэйглом в супермаркете. Мне было 19 лет, и я, конечно же, знал о баскетболе все.

«Бостон» были симпатичной командой. Я смотрел годом ранее, как они достойно противостояли «Нетс» во главе с Киддом. И Уокер, этот смешной толстячок, конечно вызывал у меня симпатию. Высокий, неплохо подбирает, умеет  держать мяч, с дальним броском, лидер команды и по игре, и в раздевалке. Тот, второй, который Пирс, конечно тоже ничего, но Антуан намного харизматичнее. У меня в голове не укладывалось, как можно обменять такого игрока на Рафа ЛаФренца, у которого есть только дальний бросок, ужасный контракт, и он постоянно травмирован?

Этими размышлениями вместе с «оценочными суждениями» о Дэнни Эйндже я и поделился в тот день с Тони. Он улыбнулся и пояснил мне, что вообще-то у Уокера заканчивается контракт, и он хочет подписать максимальный, но Антуан его не стоит (тут даже я с ним согласился). А Дэнни Эйндж был очень умным и хитрым игроком, когда играл. И он знает, что делает, и обязательно что-нибудь придумает. И я как-то сразу поверил Тони. Сказался авторитет более взрослого и опытного человека, наверное.

С той осени я болею за «Селтикс» и нахожусь при мнении, что «Дэнни знает, что делает».

В тот год Эйндж провернул обмен в день драфта, получив вместо Троя Белла и Дантэ Джонса Маркуса Бэнкса и Кендрика Перкинса. Я смотрел практически каждую игру «Селтикс» по местному телевидению, включая предсезонные игры. Не хочу себя хвалить, но посмотрев несколько игр, сразу понял, что Бэнкс – это просто скорость без мозгов, а из Перкинса может получиться игрок, но не скоро – слишком молод. Странные кстати это были игры – за «Селтикс» бегали Рубен Волковиски и Брендон Хантер.

С этого времени я по-другому начал смотреть на баскетбол. Я понял, что главное, к чему надо стремиться – это чемпионство. Победа в любом соревновании, в котором участвуешь. В этом суть спорта. Если ради этого надо расстаться с любимчиков болельщиков – это надо сделать. Если поймешь, что команда, которую ты построил, не способна завоевать чемпионство – надо ее сломать и строить заново. Это сложно. Прежде всего эмоционально. Легче всего говорить, что, если мы остановились в шаге от победы, то давайте не будем ничего менять и подождем – вдруг в следующий раз мы этот шаг сделаем. А труднее всего в такой ситуации понимать, что до победы не просто шаг, а целая пропасть.

Отвлечься от эмоций, проанализировать факты и принять верное решение – это чертовски сложно. Этими качествами обладают лучшие врачи и управленцы. Отрезать ногу или закрыть завод – в таких решениях нет ничего приятного. Но иногда их просто необходимо принимать, и это часто единственно возможный выход.

Работа генерального менеджера в команде НБА – это прежде всего работа управленца в сложной конкурентной среде. И работа в одновременно спортивной и коммерческой организации. То есть, с одной стороны, надо, чтобы доходы были больше расходов, а, с другой стороны, чтобы команда всегда была номером один. Иными словами, это сложнейшая работа. И чтобы преуспевать в ней, надо принимать жесткие непопулярные решения, когда требуется.

Дэнни пошел по пути разрушения той команды, которая достигла своего пика после финала конференции с «Нетс». «Если ты заметил, что скачешь на дохлой лошади, то слезь с нее», – гласит старая индейская мудрость и один из принципов современного менеджмента. В мире НБА это значит, что, если ты понял, что с существующим составом ты не сможешь стать чемпионом, то надо разогнать этот состав и строить новую команду. Как бы тяжело, неприятно, непопулярно это ни было. Это простая истина, но посмотрите, как мало генеральных менеджеров этим пользуются.

Было совершенно очевидно пару лет назад, что «Детройт» и «Сакраменто» прошли пик развития жизненного цикла своих команд. Что сделали генеральные менеджеры? Ничего. Они решили не принимать непопулярных решений. Не делать ничего. Плыть по течению. Где команды оказались сейчас?

Также несколько лет назад «Сиэтл» достиг своего пика в том составе с Алленом и Льюисом. Они решились на перестройку, и вот они снова среди элиты.

Генеральных менеджеров оценивают по РЕШЕНИЯМ, которые они принимают.

Дэнни Эйндж никогда не боялся принимать решения и брать на себя ответственность. Многие менеджеры в НБА боятся это делать, хотя бы потому, что держатся за свою работу. А Дэнни принимает те решения, которые считает правильными, а не те, которые позволят ему сохранить работу.

Эйндж долго строил чемпионскую команду. Многие скажут, что это случайность. Что с Гарнеттом «Бостону» повезло. И да, и нет. То, что пришел именно Кевин – безусловно повезло. То, что пришел бы другой сильный высокий игрок – это случилось бы наверняка в результате работы Эйнджа.

Ваш покорный слуга еще 1 марта 2006 года с пеной у рта защищал действия Дэнни Эйнджа, в то время как «Бостон» в очередной раз проваливал сезон.

17-й титул «Селтикс» – это не случайность, а закономерный результат работы Дэнни Эйнджа.

Я завел этот блог, чтобы лучше попытаться понять, как и почему эти люди принимают решения о том, как сделать команду чемпионом. Чтобы лучше разобраться, как и почему принимают решения такие люди, как Дэнни Эйндж.

Он безусловно всех удивил в четверг. Никто такого не ожидал.

О трейде Перкинс-Грин уже много написали. Написали об игровых моментах, денежных, эмоциональных.

Мое мнение следующее. Когда принимаются такие решения, надо отключать сердце. Только разум. Только факты и холодный циничный расчет. Если подключаются эмоции, то принимается неправильное решение.

Трейд усилил «Бостон». Команда по-прежнему слабее «Сан-Антонио» или «Далласа» на мой субъективный взгляд, но все равно стала сильнее.

Теперь другой вопрос. А кто среди сегодняшних генеральных менеджеров в НБА смог бы принять такое же решение на месте Эйнджа?

Команда остановилась в шаге от чемпионства в прошлом сезоне. Лидирует в этом году в своей конференции. Болельщики и специалисты без ума от команды.

Но все же видно, что команда не самая сильная в лиге.

Кто из ГМов решился бы что-то изменить в такой ситуации?

Ведь если ничего не делать, то никто не бросит в тебя камень потом. Всегда можно рассказать про травмы, и все примут эти оправдания. Ну да, конечно, вам же было так тяжело, но вы молодцы.

ГМ «Чикаго» не решился обменять даже Ашика. Кьюбан даже не стал бы разговаривать о трейде например Чандлера. «Орландо» не стали настаивать на трейде Зака. Бьюфорд не стал бы никого менять, и это правильно – ведь у них самая сильная команда в лиге на данный момент. Пускай другие предпринимают какие-то шаги, чтобы обогнать их. Митч Капчак не решился обменять своего четвертого по силе игрока на игрока, который стартовал в Игре Всех Звезд.

Все боятся перемен. Все испугались бы. Стальные яйца оказались только у Дэнни Эйнджа.