4 мин.

Стреляй в голову, а не в сердце

Все знают - Луи ван Гал снова в сборной. Я думаю, это лучшее, что могло приключиться с обеими сторонами в нынешних обстоятельствах. Если забыть про чужие интересы, это самое интригующее назначение на уровне сборных после Марадоны, в смысле по-детски нетерпеливого ожидания преступления против статуса кво.

Первым делом, конечно, все пытаются вспомнить, что там учудил ужасный Луи в прошлый раз, пребывая на том же троне. Сделаем это вместе, пусть жарко на улице и в общем-то неохота. Известно, как ван Гал вожделел эту работу - ему была безразлична принадлежность сборной конкретному народу, лишь бы сильная, лишь бы полигон испытаний был оснащён по последнему слову. Ему достался текущий полуфиналист мира и Европы, дважды подряд сломленный в серии пенальти, иными словами, готовый фаворит. Он не вывел фаворита на обязательный турнир и удалился с позором - вместе с ним в трубу вылетела вся его сверх-детальная программа развития футбола на всех возможных ступенях пирамиды.

Группа отбора была неприятной - португальцы, рассекающие волну прорывного Евро-2000, и будущие участники плей-офф чемпионата мира ирландцы. Пока ван Гал программировал и настраивал свою чудо-машину, возникли непредвиденные для этой стадии проблемы - домашнее поражение от португальцев 0:2. Ирландцы шли нос в нос с португальцами. И вот здесь наступает момент, когда мы всё понимаем о ван Гале.

Голландия приезжает к португальцам побеждать сверх-атакующим составом (трое номинальных защитников и Коку, в нападении одновременно Клюйверт и Хассельбайнк), за тайм с небольшим возвращая им те же 2:0. У тех происходит две отчаянных замены на отметках получаса и часа игры - вингер Капушу вместо опорника Паулу Бенту и второй форвард Нуну Гомеш вместо вингера Сержиу Консейсана. Впустую. За 20 минут до конца матча вступает ван Гал. Газон удобряется сменой ван Боммела на трудягу Босвельта. Через три минуты он убирает полузащитника Зендена, чтобы выдвинуть четвёртого игрока нападения - чистого бомбардира Макая. Последней заменой за 10 минут до конца он закрепляет конструкцию молота сменой уже не обязательного Хассельбайнка на громилу ван Хойдонка. Португалия забивает два мяча, сравнивая счёт в добавленное время. Внимание, вопрос: кто бы поступил так же, как ван Гал? Пауза. Никто. Ту же тщеславную мысль о добивании соперника, другие мастера в крайнем случае - каковым никак не мог быть матч ровно посередине цикла - решили бы аккуратнее. Ван Гал вампирически упивался властью над жертвой с прокушенной шеей.

Этот риск, фактор ван Гала, нельзя исключить. Понятно, что никуда с возрастом он не делся. Что же принудило реальных чиновников, лишённых свойственной зрителям буйной фантазии и бессознательного запроса о повышении болевого порога, ввязаться в соглашение с магистром? Теперь они могут рассеянно повторять за пассажиркой снаряжённого бомбой автомобиля из грандиозного вступления фильма "Печать зла", где события несколько томительных минут накапливаются без монтажных склеек - "я слышу тикание в голове".

Подозреваю, что безопасные варианты вроде Хиддинка или Райкарда попросту не прошли. Затянулась старая рана. Да и ван Гал за десять прошедших лет восстановил своё имя в качестве проникшего в каждый дом бренда. Это безусловное благо в плане ритма: ван Гал! Адвокат. ван Бастен! ван Марвейк. Пришло время взбудоражить обстановку. Не абстрактно-синусоидно взболтнуть, но нахлестать по щекам банде суперзвёзд, ядовито проглатывающей собственный хвост.

Ключевое различие двух пришествий ван Гала в том, куда он приходил. Тогда - в самую играющую команду мира (ну, там, плюс-минус), сейчас - в самую неиграющую, в разлагающийся труп. Идеальная ситуация для ван Гала в его текущем патологическом состоянии. Немецкие прихожане ругают его за то, как он слишком быстро для глаз собрал и разобрал "Баварию", называют негодяем и беспонтовым деспотом, потерявшим контакт с убежавшей реальностью. Никто вообще не вспоминает, кто переформатировал Швайнштайгера из непонятного и большей частью крайнего полузащитника в одного из лучших в мире центральных, кто подготовил Мюллера в символы новой Германии и без кого он сдулся, почему воспитанник клуба Бадштубер пришёл в сборную из "Баварии", а другой воспитанник и его ровесник Хуммельс из Дортмунда (ответ - поздно привели голландца). Самый вдохновенный период в заграничной карьере Роббена тоже совпал с ван Галом, стоило лысому отойти от очередной травмы. Всё это имеет отношение к одному факту. Прошло 20 лет, а ван Гал по-прежнему актуальный тренер, на которого отсутствует спрос на его уровне притязаний из-за принципиальной несочетаемости. У ван Гала не пенсия, как у остальных, даже самых лучших, а разверзающаяся пропасть.

Если бы не закономерный, хотя непредсказуемо оглушительный провал голландцев на Евро-2012, исчезла бы не только сборная, скорее всего, прекратилась бы тренерская карьера ван Гала. 

Луи, которого представляют жёстким, нечеловечески упрямым, эксцентричным и эгоцентричным персонажем - претензией на сверхчеловека - предпринял высокоморальный первый шаг. Он взял в помощники Данни Блинда, поддержавшего приглашение ван Гала генеральным директором "Аякса", что стоило тому места после успешного судебного опротестования Круиффа. Блинд в разных качествах был единственным постоянным участником в управлении делами команды и не скрывал намерений стать олицетворением клуба, провести в нём внеигровую жизнь вслед за игровой. По-прежнему не утратил надежды закрепиться в основном составе его сын Дэйли. Луи вполне по-человечески отплатил соратнику за смелость. Впрочем, как и всегда с ним, это решение можно понимать и как один специальный жест.