4 мин.

Продаются ТВ-права. Дорого!

Права телетрансляций 6 сезонов российской Премьер лиги могут продать ВГТРК за $360 млн. Причем сама телекомпания на первоначальном этапе собственных денег не вкладывает, заплатить обещает швейцарское агентство Infront Sports & Media, которое и сделало предложение РФПЛ. По некоторым данным, в эту сумму будут входить не только права на трансляцию чемпионата внутри страны и за рубежом, но и маркетинговые права, в том числе на размещение рекламы на стадионах. 

Таким образом, схема получается довольно туманная: Infront Sports & Media перечисляет деньги РФПЛ, а ВГТРК уже расплачивается с агентством за счет доходов от продажи рекламы. Важна именно структура расчетов, момент перечисления денег и, собственно, процент. Ведь, по сути, все риски берет на себя швейцарская сторона, а наши телевизионщики платят уже по факту. Разумеется, если такое соглашение и будет заключено, все эти моменты потребуется расписать более подробно. 

Infront Sports & Media — международное спортивное агентство, распоряжается, в частности, правами на трансляцию чемпионатов мира по футболу 2018 года в России и 2022 года в Катаре. Должность президента и гендиректора компании занимает Филипп Блаттер — племянник президента Международной футбольной федерации Зеппа Блаттера. 

Председатель совета директоров "НТВ-плюс", владеющей правами на текущий чемпионат России, Дмитрий Самохин рассказал Ъ, что его телекомпания общается с РФПЛ по поводу будущих сезонов, но пока не сформулировала конкретное предложение. Контракт "НТВ-плюс" с РФПЛ заканчивается в мае 2012 года, одновременно с окончанием нынешнего сезона. Телекомпания заплатила за его показ $60 млн, тогда как предыдущие четыре сезона купила всего за $92 млн, то есть в среднем по $23 млн за сезон. ВГТРК по соглашению с "НТВ-плюс" показывает два матча каждого тура чемпионата на канале "Россия 2". Действующий сезон самый длинный в истории — в связи с переходом на новую схему проведения чемпионата "осень-весна" он продолжается полтора года. Всего пройдет 44 тура вместо обычных 30, или 352 игры вместо 240. Следующий чемпионат стартует осенью, он снова будет годовым. 

Гендиректор "Зенита" Максим Митрофанов в январе в интервью газете "Деловой Петербург" оценивал потенциальную стоимость телетрансляций чемпионата в $100-120 млн в год, а в двухлетней перспективе — до $200 млн в год. Гендиректор футбольного клуба ЦСКА Роман Бабаев назвал Ъ предложенную швейцарцами оценку "абсолютно неадекватной". 

Коммерческий директор РФПЛ Андрей Леонтьев заявил Ъ, что пока нет ясности в том, на каких каналах будут показывать матчи чемпионата России в следующем сезоне. "У нас заканчивается контракт с "НТВ плюс". Внутри лиги создана рабочая группа, которая занималась разработкой стратегии развития для привлечения большего количества денег от продажи прав на трансляции,— сказал господин Леонтьев.— Специалисты, работающие в группе, доложили общему собранию РФПЛ свою стратегию, которая была одобрена клубами. В целом мы открыты к переговорам с любыми партнерами. Что касается весенней части текущего чемпионата, то "НТВ плюс" " и "Россия 2" по-прежнему будут транслировать матчи РФПЛ". 

"22 марта лига должна утвердить, каким путем, с кем и как будут реализовываться права. Контракт может быть подписан в любой момент, но в ближайший месяц нужно договориться о принципах, которые лягут в основу стратегии развития",— отметил Андрей Леонтьев. 

Президент РФПЛ Сергей Прядкин заявил: "Мы хотели бы отталкиваться от суммы $100 млн. Рабочая группа провела большой анализ и определила, на какие предложения мы можем рассчитывать. У нас есть официальное обращение от Infort Sports Media, но заинтересованность также имеется у нашего основного партнера "НТВ плюс", "России 2" и "Первого канала"".

При этом популярность чемпионата России падает, свидетельствуют данные аналитического агентства СК: если в 2006-2009 годах общая телеаудитория премьер-лиги составляла 14-15 млн человек, то в 2010-м — уже 12,5 млн, а в 2011-м — 9,5 млн. 

Несмотря на это, даже $100 млн. за сезон выглядят мягко говоря скромно в сравнении с показателями топ-чемпионатов. Например, по данным The Swii Ramble, права трансляции английской Премьер лиги оцениваются в 1,3 млрд €, итальянской Серии А - 1 млрд €, французской Лиги 1 - 700 млн €, испанской Ла лиги 600 млн € и, наконец немецкой Бундес лиги - 412 млн €. Выходит, нам есть к чему стремиться.

Согласно исследованию компании Deloitte "Football Money League", доходы футбольных клубов от телетрансляций колеблются от 21 до 59% в структуре выручки, а в среднем составляют 44%. Подробнее я писал об этом вот тут.