A4-му не бывать!
В предвкушении решающей битвы в Лиге чемпионов между ЦСКА и «Бешикташем» – между третьим Римом и вторым Римом – Дима Федоров сюрреалистически пересматривает взятие Константинополя турками во главе с Мехмедом Фатихом в 1453 году. В блоге «Футбольного клуба» пародия на альтернативную хронологию Анатолия Фоменко.
«Два Рима убо падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии»
старец Филофей о будущем Московского православного царства. 16 век.
Воды Босфора уже плескались у ноздрей коня. Мехмед гнал его в пучину, чтобы скрыться от этой постыдной жизни. Существовать дальше было так же позорно, как позорно для мусульманина пить вино вместе с византийцами, лежа в шелковых одеждах на сафьяновых подушках. После неудачного штурма сотни турецких воинов лежали опаленные греческим огнем во рвах под крепостными стенами Константинополя. Они смердели, их скрюченные пальцы словно цеплялись за жизнь, причинившую столько изощренной боли в последние мгновения. И не слетались ангелы, чтобы подхватить их души, а только кружили жирные хищные птицы. Но слуги ринулись в воды пролива за своим отчаявшимся повелителем и спасли.
А после спасения в шатер Мехмеду для развлечения привели пленника. Тот через переводчика гордо объявил себя перебежчиком.
- Кто ты? На византийца не похож.
- Меня зовут Фоменко. Я из дружины кардинала Исидора. Исидор – бывший митрополит Киевский и всея Руси. Он подписал унию с католиками, и в Московии его посчитали предателем. Нам пришлось бежать в Рим, где папа благословил Исидора на защиту Царьграда и послал во главе войска.
- Так ты, оказывается, двойной предатель?
- Нет, я великий ученый, которого не слушают глупцы.
- И в чем твоя ученость? – засмеялся Мехмед.
- Я говорил, как должно вершиться истории.
- А как должно строиться моей империи, можешь рассказать? – Мехмед решил задать последний вопрос перед тем, как отправить русского на расставание с его сумасшедшей головой.
- Могу рассказать, – Фоменко нахально не желал умирать. – Тебе надо переодеть воинов в обычную одежду и заслать их в осажденный город. Я покажу лаз. На крепостных стенах меньше семи тысяч человек. Константинополь живет своей жизнью. Люди не умеют и не хотят сражаться. Твои воины быстро примелькаются и станут такими же мирными гражданами. Потом они захватят все важные дома, дворцы. Защитники на крепостных валах окажутся без продовольствия и поддержки. Им придется сдаться. И ты, о великий султан, возьмешь Великий город без кровопролития.
Мехмед посчитал потери своего войска и велел оставить жизнь русскому мудрецу. Вечером всех знавших местное наречие собрали для подробных инструкций. А ночью они уже крались по улицам пустынного города. Наутро мусульмане стали торговцами на рынках, извозчиками, уборщиками улиц, плотниками, поварами, официантами, зодчими. Они не проявляли высокомерие и брались за самую непривлекательную работу. Ведь ради великой цели – покорения врагов ислама – можно терпеть любые лишения.
А султан приготовился ждать. На незначительном расстоянии от Великого города в замке Румели Хисары он отдыхал в саду среди роз, которые сказочно цветут в этом самом узком месте Босфора. Он наслаждался поэзией и беседами с приглашенными из Европы мыслителями. Подданные старались развлечь его более простыми, но трогательными подарками. Турецкие строители высотного торгового центра в Сити спустили с крыши 250-тиметровый флаг в честь победы «Галатасарая» в футбольном чемпионате. Мехмед увидел его на утренней прогулке и возрадовался всем сердцем.
Турецкие строители высотного торгового центра в Сити спустили с крыши 250-тиметровый флаг в честь победы «Галатасарая»
После начала блокады у местных жителей возникло желание снимать нервное напряжение в питейных заведениях. И хотя султан давным-давно не предпринимал попыток взять православную столицу, привычка осталась. После посиделок в барах молодежь шла на стадионы и скандировала националистические лозунги. Но Великий город стал раз за разом проигрывать футбольные битвы мусульманам с левого берега Волги. Столичные фанаты спивались от безысходности, что было чрезвычайно выгодно для Мехмеда, ведь увеселительные дома принадлежали его людям. А те, естественно, делились доходами с султаном. Со временем он понял, что ему выгоднее получать свой процент, чем захватывать столицу и предавать ее грабежу.
– Я мог бы отравить Великий город, – хвастался Мехмед перед своими визирями на вечерних пирушках. – Все рынки контролируются нашими людьми, христиане доверчивы, как коровы на скотобойне, и их легко уничтожить. Просто подсыпать яду во все продукты, которые они купят в одно прекрасное утро.
- Султан милостив, – льстиво улыбался Фоменко.
В интересах торговли султан стал пропускать через подконтрольный ему пролив суда из Европы. Жизнь налаживалась. Власти утвердили официальные лозунги, красовавшиеся на площадях. «Лучшее враг хорошего», «От добра добра не ищут». Прочитав это, граждане старались пораньше уйти с работы, купить бутыль вина или щепотку дурмана и не думать о том, что ждет их в будущем.
Однажды таможня Мехмеда рутинно дозволила войти в бухту невзрачному судну, которое своим грузом перевернуло привычный ход вещей. Вроде бы мелочь – новый печатный станок, а сколько последствий. Предприимчивая жена градоначальника купила за бесценок не только его, но и кипы тонкой белоснежной бумаги, специально созданной для станка. Листы были по размеру меньше тех, на которых привыкли писать граждане. Формат назывался А4.
Градоначальник, желая обеспечить барыш супруге и сделать ее монополистом, немедленно издал указ, чтобы все делопроизводство, все официальные документы печатались на бумаге формата А4. Дескать, прежний формат А3 неэкономичен, архаичен, как длинные, свисающие чуть ли не до земли рукава боярских кафтанов.
Элита Великого города решила воспользоваться смутой для свержения надоевшего ей властителя. Плебс не возражал. Заборы и стены домов оказались исписанными. «А4-му не бывать!» – агенты главы города закрашивали эти надписи каждое утро, но на следующий день огненные буквы вспыхивали вновь в более людных местах. И, похоже, тайная полиция была на стороне мятежников, ибо никого не удавалось поймать за порчей строений. Затравленный градоначальник обратился за помощью к султану. Как ни смешно, он выдвинул ультиматум. Если Мехмед не вступает в город и не забирает власть в свои руки, то бунт неизбежен. А бунт это передел собственности и рынков сбыта. Что повлечет потерю доходов. Не только жены градоначальника, но и владыки Османской империи. Лишь силовая акция спасет бизнес.
Столичные фанаты спивались от безысходности, что было чрезвычайно выгодно для Мехмеда, ведь увеселительные дома принадлежали его людям
Султан собирался с духом три дня. И вот, наконец, вступил в город. С эскортом из отборных отрядов янычарской гвардии, сопровождаемый визирями, он медленно ехал по проспектам и любовался позолоченными луковками церквей с турецкими полумесяцами в основании крестов. На внешней стороне Садового кольца его встретил в компании боязливых чиновников маленький человек в кепке. У градоначальника было пухлое личико – с таким легко безо всякого грима играть Луну на детских утренниках. Он вручил Мехмеду ключи от города. Вручил без подобострастия, но с почтением.
Шествие завоевателей не встречало никакой реакции у местных жителей. Они сидели на приятно продуваемых верандах кафе и в ресторанах. Бывшие воины Мехмеда кланялись ему издалека, не покидая своих гражданских рабочих мест. Султану это импонировало, ведь фанатизм перестал быть модным. Пусть спокойно трудятся, но не забывают, Кому они служат.
В районе Китай-города группа футбольных фанатов в пестрых шарфиках начала скандировать что-то агрессивное. Но горожане сами урезонили молодежь – султан воздержался от приказа отрубить им бритые головы. До самого Кремля степенность процессии ничто не нарушало. Ворота Спасской башни торжественно открылись, и Мехмед Фатих проследовал к Успенскому собору.
Перед храмом он спешился и, преклонив колени, посыпал тюрбан горстью праха в знак смирения перед Всевышним. Эффектный жест был срежиссирован до мелочей – дворники за несколько дней до предполагаемой сдачи города получили четкий приказ не подметать территорию Кремля, а посему ветер гонял необходимую пыль по Соборной площади.
Мехмед постоял в молчании, восхищаясь убранством храма. Затем направился к алтарю, залез на престол и крикнул «Аллах акбар», благодаря Всевышнего за то, что Он сделал его владыкой Великого города. И в ответ на громовой раскат его голоса с небес, то есть со свода, посыпалась штукатурка. Ведь ремонт в соборе делали гастарбайтеры.
Альтернативная концовка N2 Мехмед постоял в молчании, восхищаясь убранством храма. Затем направился к алтарю, залез на престол и крикнул «Аллах акбар», благодаря Всевышнего за то, что Он сделал его владыкой Великого города. И в ответ на громовой раскат его голоса с небес, то есть со свода, посыпалась штукатурка. Ведь ремонт в соборе делали турецкие гастарбайтеры. И Мехмед с улыбкой вторично поблагодарил Всевышнего. Потому что если бы реставрацию доверили русским, то тогда падающей штукатуркой дело бы не ограничилось – на голову султану упал бы весь свод.
Альтернативная концовка N3 Мехмед постоял в молчании, восхищаясь убранством храма. Затем направился к алтарю, залез на престол и крикнул «Аллах акбар», благодаря Всевышнего за то, что Он сделал его владыкой Великого города. Звук голоса султана был настолько мощным, что в кирпичах, из которых был сложен свод, возник резонанс. Реконструкция делалась совсем недавно. Тендер на проведение ремонтных работ был выигран ОАО «Тульские умельцы», благодаря откату, не менее мощному, чем голос Мехмеда. Технологии при отделке свода систематически нарушались. Поэтому свод рухнул от крика Завоевателя и погреб его под кучей камней.
Трудом праведным не возведешь соборов белокаменных! А только чудом Господним…
P.S. Напишите в комментариях, какая концовка Вам по душе.
Смотрите «Футбольный клуб» каждую пятницу на телеканале «НТВ-Плюс Футбол».
В литературном плане со мной УЖЕ произошли кое-какие приятные вещи:) Я печатаюсь в самом крупном издательстве страны - АСТ. Можете зайти на сайт и посмотреть список авторов - Вы там обнаружите не только середнячков. Мой рассказ «Остров футбола» в этом году вышел в журнале Playboy, а Playboy - это бренд. Просто посмотрите список серьёзных авторов, которые почтили своим вниманием этот журнал, - ради интереса. И, к слову, отечественных авторов этот журнал практически не публикует - у него высокие стандарты. Я печатаюсь и в других журналах. У меня был забавный рассказ про Аршавина в журнале «Лиза»:) Наверное, неплохой рассказ, если в сугубо женском журнале его опубликовали. Здесь я выкладываю свои рассказы, потому что мне нравится этот сайт, и блог моего друга Тимура Журавеля мне симпатичен.
Сейчас в обществе торжествует постыдная манера - никого ни во что не ставить. Можно зайти в раздел комментов и написать пару уничижительных слов о ком угодно и о чём угодно. Не задумываясь. Первое, что придёт в голову. Не утруждая себя, как Вы. А я считаю, что и в комментариях надо стараться писать грамотно и красиво – я уважаю русский язык. Не будьте снобом – Вас это не красит. И меня не Вы лично задели, а манера поведения, которую Вы представляете. Это да, задело, отрицать не стану.
В районе Китай-города группа футбольных фанатов
Лишь силовая акция спасет бизнес
собственно, их тут трижды три. а что до игры с канцеляризмами - она должна быть очевидна, и, вдобавок, хоть как-то обоснована. темой, героями - как у гоголя, зощенко или булгакова. впрочем, при всем уважении, их тексты вряд ли можно назвать образцами хорошего вкуса. ну да там не стиль главное.
Суть в том, что выписанные Вами фразы, словно отсылают к речи чиновников, к языку милицейских оперативных сводок. Они не являются в чистом виде моей авторской речью. Это иной речевой пласт, что совершенно очевидно.
А указанные мною авторы как раз являются тончайшими стилистами. Гоголем как стилистом восхищался Набоков. Мне кажется, Ваше высокомерие проявилось и в отношении к ним:)
у вас это вполне себе авторская речь. я же не из диалогов это понабрал. вы, собственно, всегда так пишете - ну, из того, что я успел посмотреть. только вы лукавите концептуализация тут неочевидна. да и зачем вам конкретно в этой ситуации имитировать речь чиновников или какие-то там сводки? я могу еще канцеляризмов наискать, да и не только канцеляризмов. но защищаться таким образом, разумеется, очень удобно.
хорошие стилисты зощенко и булгаков - это просто смешно. хотя если они для вас - образец стиля, это многое объясняет.
что до отзыва булгакова о набокове, не секрет, что, обладая хорошим вкусом в смысле работы над собственными текстами, в суждении о других вещах набокову этот вкус очень часто изменял. это, кстати, не только текстов у него касалось. породистых собак часто тянет к помойке (нет, я не считаю набокова - шавкой, а тексты гоголя - отбросами).
да вы возьмите, откройте гоголя, а потом, сразу, - набокова.
признаться, мне несколько совестно писать эти слова. я пять минут назад узнал, что у вас год назад вышла книга и вам 38 лет.
Кстати, про флаг «Галатасарая» в Сити:
http://www.sports.ru/football/4813073.html
Да и книги Фоменко тоже можно воспринимать как любопытные сказки. Это словно учебник по архетипам.
Мне кажется, Вам нужно остыть и разобраться с теорией этого вопроса, если он Вас так занимает. Скачайте учебник по литературоведению, в конце концов.
То, что у меня вышло три книги и мне 38 лет, и я филолог по образованию ровным счётом ничего не значит.
Зощенко не читаю. Булгакова ценю. Гоголем восхищаюсь. У каждого писателя легко можно найти стилистические изъяны. У Набокова есть откровенно графоманские изыски. Надо смотреть не лучшее, а не за каждую букву цепляться.
и вы опять мне говорите о зашлакованном языке, об эпохе, а я интересуюсь, зачем вы пользуете штамп именно тут и вот тут.
я и без учебника литературоведения отлично знаю, что любой нюанс в тексте должен быть обоснован, слово или оборот употреблен только в том случае, если без него - никак, если он - буквально вынужденный, если он - самый точный. (и это - только заявка на хороший текст).
а вы мне твердите (кстати, опять же используя канцеляризмы), что коллекционирование штампов - это ваш стиль. но вы ведь не концептуалист. это все в пользу бедных, неужели нет?
три-четыре графоманских пассажа у набокова - это смешно в сравнении с булгаковым и зощенко. смотреть надо не на лучшее (так буквально у всех найдется что-то заслуживающее хотя бы сочувствия), не на худшее, а на средний уровень, на то, что автор показывает в большинстве случаев.
сожаление же я выражал потому что не хотел бы в вашей ситуации услышать слова, которые сказал я.
а остыть может только тот, кто вскипал.
В моей ситуации мне безразлично, что Вы думаете о рассказе. Человек с таким апломбом и с таким дурным слогом, человек, который считает, что чужая речь непременно должна обрамляться кавычками (и только так), – не моя аудитория. Я просто должен был дать отпор высокомерию, не подкреплённому культурным багажом.
объяснять свой текст - совсем не глупо. вы, верно, не так меня поняли. объяснить свой текст - хотя бы две или три фразы в нем - это единственное, о чем я вас просил. я совершенно убежден в том, что автор должен быть в состоянии легко и уверенно объяснить, почему он принял именно это, а не другое решение.
а вы опять ни о чем. начали ругаться. я, выходит, ограниченная натура только потому что не хочу глядеть в учебник. вы не задумывались о том, что у меня могут быть совсем другие планы на вечер? это же просто невежливо, дима.
еще более невежливо - давать ссылку на работу четверокурсника, которую вы нашли не для меня, а сам для себя. раз так - держите свои ссылки при себе. мне-то они к чему?
насчет дурного слога. смекнув, что я внимателен к стилю, вы, вероятно, хотели меня таким образом поддеть. на мой взгляд, нужно быть очень взвинченным, чтобы придираться к стилю на основании каментов. камент - совсем не рассказ, требования к каменту - только в том, чтобы собеседник понял месседж. к рассказам, как вы понимаете, требования предъявляются совсем другие. мне показалось, вы-то в каментах даже немного подсобрались - в сравнении с рассказом. вы, оказывается, не безнадежны.
и не циклитесь так на цифре 38 - вы ее уже третий или четвертый камент повторяете. вы молодой, в сущности. то есть в литературном плане ничего хорошего с вами, скорее всего, уже не произойдет, но и то, что у вас есть - не так плохо. во всяком случае, кто-то пишет на ли.ру, а вот вы - на спортс.ру. не пулитцер, но тоже неплохо.
а гоголь с булгаковым - да, середнячки. ничего страшного. бывает.
а сумбурность вам, право, мнится.
В литературном плане со мной УЖЕ произошли кое-какие приятные вещи:) Я печатаюсь в самом крупном издательстве страны - АСТ. Можете зайти на сайт и посмотреть список авторов - Вы там обнаружите не только середнячков. Мой рассказ «Остров футбола» в этом году вышел в журнале Playboy, а Playboy - это бренд. Просто посмотрите список серьёзных авторов, которые почтили своим вниманием этот журнал, - ради интереса. И, к слову, отечественных авторов этот журнал практически не публикует - у него высокие стандарты. Я печатаюсь и в других журналах. У меня был забавный рассказ про Аршавина в журнале «Лиза»:) Наверное, неплохой рассказ, если в сугубо женском журнале его опубликовали. Здесь я выкладываю свои рассказы, потому что мне нравится этот сайт, и блог моего друга Тимура Журавеля мне симпатичен. Не хочу показаться хвастливым - это не мой стиль. Я написал об всём об этом потому, что сейчас в обществе торжествует постыдная манера - никого ни во что не ставить. Можно зайти в раздел комментов и написать пару уничижительных слов о ком угодно. Не задумываясь. Первое, что придНе утруждая себя, как Вы. А я считаю, что и в комментариях надо стараться писать грамотно и
В литературном плане со мной УЖЕ произошли кое-какие приятные вещи:) Я печатаюсь в самом крупном издательстве страны - АСТ. Можете зайти на сайт и посмотреть список авторов - Вы там обнаружите не только середнячков. Мой рассказ «Остров футбола» в этом году вышел в журнале Playboy, а Playboy - это бренд. Просто посмотрите список серьёзных авторов, которые почтили своим вниманием этот журнал, - ради интереса. И, к слову, отечественных авторов этот журнал практически не публикует - у него высокие стандарты. Я печатаюсь и в других журналах. У меня был забавный рассказ про Аршавина в журнале «Лиза»:) Наверное, неплохой рассказ, если в сугубо женском журнале его опубликовали. Здесь я выкладываю свои рассказы, потому что мне нравится этот сайт, и блог моего друга Тимура Журавеля мне симпатичен. Не хочу показаться хвастливым - это не мой стиль. Я написал об всём об этом потому, что сейчас в обществе торжествует постыдная манера - никого ни во что не ставить. Можно зайти в раздел комментов и написать пару уничижительных слов о ком угодно. Не задумываясь. Первое, что придНе утруждая себя, как Вы. А я считаю, что и в комментариях надо стараться писать грамотно и
У Гоголя, Зощенко и Булгакова, кстати, стиль во многом основан на игре с канцеляризмами.
в журналы для домохозяек, правда, пока меня писать не приглашали, но, я уверен, это к лучшему.
а у вас, похоже, кризис среднего возраста.
Про кризис среднего возраста слышал, но у меня интересная работа, экстраординарные друзья, куча увлечений (культурных) и творчество, поэтому я не знаю, что это такое - кризис.
Кстати, вы, может быть, слышали: если вам хочется объяснять первому встречному, почему у вас нет кризиса среднего возраста, то он у вас уже есть.
Много чести - писать вам письма. Но передать привет через кого-нибудь из редакции, с сообщением обстоятельств нашего разговора - это я могу. Имя вам, конечно, скажут и вы сможете вдоволь погуглить. Или журнал почитать. Через кого желаете получить привет?
Или вот, забавное наблюдение: вам нравится, когда пишут «красивым русским» - вы считаете, что вправе требовать от других этого. Вам кажется достоинством открытость - вы требуете того же от других. А в вашем возрасте должно доставать образованности и ума, чтобы понять, не у всех людей и не во всех культурах (что особенно актуально в наши мультикультурные дни) открытость почитается за добро. Часто - как раз напротив. А уж требовать от людей соответствия вашим личным предпочтениям - при опыте, что должен иметься в вашем возрасте - это что-то за гранью разума.
Разумеется, все вам завидуют и все вас боятся. Если мышки в норках говорят, то они говорят тоже самое. Серость одинакова. И предсказуема. Что, кстати, подтверждает отсутствие сокращения эффективности мышеловок.
Но привет я все же готов передать. Это надежнее, чем имя здесь - вам его тут же назовут. А то в редакцию всегда может залететь случайный рассказ. Особенно перед евро. Я же сам редактор, я знаю как это бывает.
Но я терпеть не могу тех, кто льёт дерьмо на окружающих. Ради удовольствия. А ты делаешь именно это. Ещё раз повторю - ты жалкий-жалкий трус. Назовись публично, редактор. Имя, фамилия, должность - это так просто. Я буду максимально объективен к твоим заметкам. Мне интересно их прочитать. Извини, перешёл на ты. Потому что потерял к тебе уважение. Если ты не назовёшься, то уснёшь с уязвлённым самолюбием и с ощущением, что ты Сальери. Не реальный, потому что реальный Сальери был добрым человеком (сколько у него великих музыкантов-учеников!) и никого не отравлял. Ты будешь Сальери из пушкинской трагедии.
Дима, про нужность и важность вашего для меня мнения я уже все сказал. Учитесь читать то, что вам написано. Как найти меня, вы знаете. Если вам это нужно - найдете. Постарайтесь порадоваться за человека, почти вдвое вас младше, кажется, не теряющего в споре человеческого облика, не скатывающегося в оскорбления, не тыкающего в нечитанную самим книжку, не хамящего. На мой взгляд, ваша проблема, Дима, в том, что вы можете заинтересовываться, но совершенно не способны заинтересовать сами. И это при раздутом непомерно чувстве собственной важности.
А про переливание известной субстанции - добро пожаловать в личный ваш отдел гомоэротических фантазий. Я вам в том не помощник, простите.
Спокойной ночи, малыш!
Но если почитать вашу дискуссию, оппонент просто потешается над Вами, с каждым новым раундом. И Вы вполне даёте ему на то основания.
Простите, но у меня такое впечатление.
P.S. Самый очевидный гол был, когда Вас поддели «кризисом среднего визраста».
Я, например, была не в курсе, что такое новоя хронология и кто такой Анатолий Фоменко, но на это есть гугл:)))
Вообще забавно, мне понравилось:) Я бы оставила первый вариант, там можно многоточие поставить в конце, домыслить, что было дальше.
особенно на фоне прекрасного мемуара дениса казанского о словении.
Есть наблюдение: Ты (ничего, что на «Ты»?) использовал приемы аллегории и метафоры в «политическом» жанре. Понятно, что упоминать имена собственные открыто не совсем правильно (у нас ведь слово плохого про «Единую Россию» сказать нельзя - загрызут).
Мне, почему-то сразу, вспомнилась литература середины и второй половины 19-го века, а особенно Салтыков-Щедрин). Ведь абсолютно идентичная ситуация! Автор пишет на злобу дня, не упоминает власть имущих отрыто и по именам, но все понимают про кого текст и цензура третьего отделения обязана пропустить это в печать.
По-моему, сейчас очень похожая ситуация.
P.S. Отдельное спасибо за «предприимчивую жену градоначальника» - долго смеялся)))
P.P.S. Я выбираю концовку номер 3. Остальные тоже ничего - но это просто мой выбор . Вопрос вкусовщины)