5 мин.

Активность на карантине: весь мир против Краснодара

17 апреля на сайте СЭ появилась статья "Галицкий и информационная самоизоляция". Автор ее - Константин Алексеев, заместитель шефа отдела футбола. Несколько цитат:

- Вы давно последний раз что-то слышали о «Краснодаре»? Ну да, «СЭ» по своим каналам узнал, что в клубе не поднимался вопрос о снижении зарплат. А еще что? Может, кто-то что-то сказал? Вы не найдете в российской прессе цитат ни руководителей, ни тренеров, ни футболистов. Наверное, вся жизнь в клубных соцсетях, просто игнорируются федеральные СМИ? Нет, и там всё максимально аскетично. Поздравления с днями рождения, конкурс «Найди мяч».

- Именно «Краснодар», на мой взгляд, мог бы стать хэдлайнером всего российского футбола.

- У клуба потрясающие условия для детей в академии, ставка на зрелищный футбол, полное отсутствие внутренних противоречий, которые свойственны практически всем остальным топ-клубам. А стадион! 

- В общем, налицо все предпосылки, чтобы выходить на лидирующие медиапозиции, становиться любимым клубом для всей страны за пределами МКАД и питерской КАД. Однако этого, к сожалению, в глобальном смысле не происходит.

Далее следует авторский вывод:

- Понятно, что всё идет от владельца. В том числе и нынешний информационный карантин. 

Дескать, Галицкий обижен на СМИ (и, в частности, на столичных журналистов), отсюда и закрытость клуба, нежелание создавать информационные поводы.

Спустя сутки на материал отреагировал журналист Артем Борисов в своем телеграм-канале, сообщение из которого попадает в канал Василия Уткина, а оттуда и в мой телефон. Мнение Артема:

- В чём мог лидировать Краснодар? Пространство активности описано как раз верно. Пока нет футбола, это пространство скупое. Лидировать на нём не в чем. Быть в ряду со всеми – да. Можно даже послать в больницы больше масок, чем послало ФК «Динамо». И рядом с интервью екатеринбуржца Панюкова или грозненца Иванова разместить интервью краснодарца Мартыновича. Краснодарец Мартынович мог бы давать интервью, будучи совершенно нагим и стоя на голове. В этом смысле ФК «Краснодар» опередил бы все клубы премьер-лиги. Вот это бы, наверное, значило «не терять яркость»?

- Сегодня, во время паузы, клубам на самом деле негде лидировать в говорении. Лидировать в молчании гораздо интереснее, хоть и рискованно. Но лидер – это всегда «не как все». Потому что «как все» все делают и без лидера.

- Вселенная молчит и нависает над человеком уже тысячи лет – и интерес человека только растёт.

Такая вот, пусть и немного утрированная, в стиле Уткина, позиция. Зачем копировать других, если можно остаться в стороне от информационного шума, заинтриговать, а потом доказать всем все на поле? Давайте попробуем разобраться, кто же прав.

Мне на глаза попался отчет по активности клубов 6 североамериканских лиг, включая НХЛ, НБА, МЛС, бейсбол и американский футбол. Согласно данным, уровень вовлеченности, т.е. количество людей, просматривающих посты в социальных сетях, увеличился на 113%, а количество постов увеличилось на 13% в Твиттере, на 39% в Facebook, на 263% - в Инстаграм. Вот еще любопытная инфографика:

Из этого следует вывод: люди чаще проверяют социальные сети, а спортивные команды чаще постят туда разнообразный контент. Это общемировая тенденция в период самоизоляции и каждый сам может убедиться, изучив страницы своих любимых клубов. Поэтому в споре "Весь спортивный мир vs Артем Борисов" лично я - на стороне всего спортивного мира.

Давайте теперь посмотрим на Краснодар - так ли все плохо?

Главная страница сайта встречает гигантским баннером о приостановке игр чемпионата. В редких (и правда редких) новостях - поздравления с Днем Рождения и выборы лучшего игрока марта. Не густо.

А вот в социальных сетях все немного лучше. Несмотря на то, что аккаунты в Фейсбуке, Твиттере, Инстаграме и Вконтакте дублируют друг друга и выкладывают одинаковый контент (что вообще-то не совсем правильно). "Быки" вспоминают голы прошлых лет и любуются домашним видео Кристоффера Олссона, в день выхода статьи СЭ в клубном Инстаграме проходит прямой эфир с Газинским. Да, телеграм-канал обновляется совсем уж нерегулярно, но ведь это заблокированный в России ресурс, поэтому претензии снимаются (сарказм).

Да, все могло бы делаться с душой и большим желанием, но все же нельзя обвинить Краснодар в абсолютном игнорировании мировых трендов и нежелании взаимодействовать с аудиторией. С большой натяжкой, но можно-таки поставить клуб из многоконфессионального Краснодарского края в один ряд со всеми. То, чем упрекают Краснодар (поздравления с ДР и конкурс "Найди мяч") - это то, что делают сейчас все. Работа в социальных сетях ведется. Но в остальном я поддерживаю позицию Константина Алексеева, который считает, что "с таким шикарным потенциалом (академия, стадион, финансирование) «Краснодар» мог бы быть позитивной движущей силой нашей лиги" (цитата из телеграм-канала Константина).

И на этом я уже планировал завершить материал, как вдруг в СЭ появляется вторая статья Алексеева под громким заголовком "Алкоголь и кальян футболистов «Краснодара» на карантине. Галицкий может поставить «неуд»". Вандерсон и Кайю в прямом эфире Инстаграма пьют алкоголь и курят кальян. Такой вот ответ на критику в закрытости и отсутствии интересных материалов!

Окончательный итог. В спорте, как и в жизни, роль общения и коммуникаций очень важна. Нельзя молча выходить на футбольное поле и надеятся на успех и толпы фанатов. Клубы обязаны выстравивать грамотные отношения и с болельщиками, и с прессой. Социальные сети помогают обходиться без посредника в лице СМИ и обращаться к аудитории напрямую, но не все могут делать это грамотно и профессионально. А журналисты - могут и умеют. По крайней мере, должны мочь и уметь, они этому учились. И тогда задача клуба заключается в том, чтобы облегчить жизнь журналистам и дать им интересную историю. Если эта простая схема работает - такие критические статьи, как в СЭ, не появляются. А клуб реализует весь свой потенциал и обретает новых и новых болельщиков. В идеале, а не в нынешнем Краснодаре.