4 мин.

Любопытная история о Формуле 1 №1: Джованни Баттиста Гуидотти

Источник: блог Джо Сейварда

Для начала давайте взглянем на одного из невоспетых героев мира Формулы 1. В мире автогонок вся слава достаётся гонщикам, а инженерам и руководителям команд приходится довольствоваться немногим. Джованни Баттиста Гуидотти стал первым успешным руководителем в Ф1 и, тем не менее, до сих пор мало кто знает его имя.

Тацио Нуволари (слева) и Джованни Баттиста Гуидотти (справа), Милле Милья, 1930

Рождённый в 1902 году, в очаровательной деревушке Белладжо, где в горах к северу от Милана встречаются озера Комо и Лекко, Джованни Баттиста был сыном владельца автосервиса. Выращенный в окружении автомобилей, которые были всё ещё дикими и экзотичными в те годы, он желал попасть в этот бизнес и в 21 год устроился инженером-стажёром на Альфа Ромео. Спустя всего два года после появления первой Альфа Ромео, компания сконструировала P1 для Гран-при. Машина была проблематичной - тестовый пилот Уго Сивоччи попал в Монце в аварию и погиб. Затем на Портелло (завод Альфа Ромео) пришёл Витторио Яно и была построена P2. Таким образом Антонио Аскари, Джузеппе Кампари и граф Гастоне Брилли-Пери получили машину, способную выигрывать Гран-при. Как и многие другие ранние сотрудники Альфа Ромео, Гуидотти вскоре стал участвовать в гонках в качестве ездового механика. Его первая участие в гонках случилось в 1927 году, когда он проехал вместе с Эмилио Гола в 1.5-литровой Alfa Romeo 6C в гонке Кунео - Колле-делла-Маддалена дистанцией в 80 километров. В следующем году он принял участие в Милле Милья вместе с Аттильо Маринони, а ещё годом позже, на пару с Франческо Пирола, выиграл эту гонку в своём классе.

В начале 1930-х он стал ездовым механиком в Милле Милья для только что подписанного гонщика Альфа Ромео, бывшего звезду мотогонок, Тацио Нуволари. Это был потрясающий дебют, пара победила уже признанных гонщиков и поставила рекорд средней скорости превышающий 100 км/ч. Заслуги Гуидотти остались по большей степени незамеченными, и в вскоре он перебрался на Сицилию, где проехал Джиро ди Сицилия вместе с Костантино Магистри и финишировал третьим.

Он вернулся в Милле Милья в 1931 вместе с Нуволари, правда к финишу они пришли девятыми из-за проблем с покрышкой. В 1932 они в третий раз объединились, но на этот раз Нуволари попал в аварию. Гуидотти вылетел из машины и провёл некоторое время в больнице. Однако, в течении пары недель он уже снова гонялся и финишировал вторым в Ле-Ман, на этот раз уже в роли гонщика, поделив Альфа Ромео 8C с Франко Кортезе. В 1935 Гуидотти стал основным тест-пилотом Альфа Ромео. Это оставляло меньше времени для соревнований, и он не участвовал в гонках до 1937, когда вместе с Эрколе Боратто они приехали четвёртыми в Милле Милья. В том же году он проехал Ле Ман вместе с Раймоном Соммером, но они не финишировали. Однако уже в конце того же года, он стал полноценным гонщиком Гран-при, проехав в Alfa Romeo 12C Гран-при Италии в Ливорно. Затем вмешалась война, но желание соревноваться сохранилось, и, вскоре после восстановления мира, он вновь привёл Альфа Ромео в гонки, теперь уже в роли руководителя всего гоночного департамента. Это был период тотального доминирования Альфа Ромео с машинами Alfetta 158 и 159, и такими гонщиками, как Джузеппе Фарина, Акилле Варци, граф Карло Феличе Тросси и Жан-Пьер Вимилль. Гуидотти всё ещё периодически выступал, в особенности в Спа в 1947, когда Тросси в лицо попал камень и он был травмирован. Гуидотти вёл машину до тех пор, пока Тросси не пришёл в норму. Они финишировали третьими.

Настали тяжёлые времена для Альфа Ромео. В июле 1948, в Бремгартене погиб Варци, затем в январе 1949 в Буэнос-Айресе за рулём Simca-Gordini погиб Вимилль, а четыре месяца спустя от опухоли головного мозга скончался Тросси. Гуидотти решил перестроиться и начать готовиться к новому Чемпионату мира, который должен был начаться в 1950. Выставив Фарину, восходящую аргентинскую звезду Хуана Мануэля Фанхио и Луиджи Фаджоли, Альфа Ромео доминировала первый сезон Ф1, с шестью победами в семи гонках. При этом седьмой была Инди 500, где Альфа Ромео не выставила ни одной машины. В 1951 Фанхио выйграл четыре из семи гонок (Инди 500 была восьмой), что дало Альфа Ромео второй титул. Затем было принято решение свернуть программу Ф1, хотя Alfa Corse продолжила добиваться больших успехов в автогонках на протяжение всех 1950-х, а Гуидотти продолжал работать в компании до 1962 года, когда руководство решило передать спортивную деятельности Альфа Ромео независимой компании Autodelta. Гуидотти оставался работать в качестве консультанта своей любимой Альфа Ромео до выхода на пенсию в 1975, затем уехал домой в Белладжо, где прожил в тихом уединении и относительной безвестности до лета 1994.