3 мин.

Этюд четвертый. Угадай мелодию, или Музыка игры

За последние пятнадцать лет "Спартак" совершенно потерял свой стиль. От выверенного народно-популярного ансамбля с хитовыми мотивами мелкого перепаса не осталось ничего: постоянная тренерская (композиторская) чехарда и непрекращающаяся смена состава вкупе с поиском нового направления и жанра (от строгой и академичной классики Скалы до разбитного джаза Карпина) привели к тому, что даже сильные исполнители, попав в команду, через полгода-год забывали напрочь нотную грамоту и, поменявши лид-гитару на гармонь, начинали наяривать частушки прямо посреди концерта - сиречь, матча, превращая игру из понятного всем и заранее объявленного концерта в передачу "Угадай мелодию". Все мы помним невероятный дриблинг Родри и Кариоки, чудо-обрезы Де Зеува и Парехи, сольные тупиковые партии МакГиди, Хурадо, Эберта, филигранно неточные навесы Комбарова и стабильные провалы Паршивлюка и Глушакова, и многие, многие другие казусы, в мгновение ока превращающие победу в ничью, а ничью - в поражение. Благодаря всему этому слова "Спартак" и "валидол" окончательно стали синонимами, а о таких понятиях, как класс и стабильность, пришлось забыть. Иногда казалось - навсегда.

Прошлый сезон лишь усугубил картину. Традиционно бодрое начало красно-белых было прервано концертами в Краснодаре (0:3) и Санкт-Петербурге (2:2), после которых началась привычная свистопляска. По инерции команда, стремительно забывающая, во что она играет, докатилась до декабря в группе лидеров, после чего разразилась очередным громом трансферных новостей и громких заявлений, увенчавшихся неожиданным для всех переходом Таски - основного на тот момент центрального защитника - в "Баварию" на правах аренды, а Романа Широкова - в стан принципиального соперника. И без того не очень понимающие что делать и как играть футболисты окончательно запутываются и чередуют неяркие выступления с феериями победы над Анжи и провала с Зенитом. Лишь к концу апреля спартаковский бэнд находит хоть какую-то гармонию в мелодии, прививаемой Аленичевым, и выдает четыре победы в более-менее одном стиле - чтобы в последнем туре безвольно и практически без борьбы уступить Уфе. Как итог - очередной невнятный сезон, оставивший больше вопросов, чем ответов, и полная неизвестность перед сезоном нынешним. 

И как следствие - кипрские гастроли и полнейший бардак в ответном матче с АЕК. Очередная скандальная смена тренера и штаба, очередная истерия в СМИ и Интернете по поводу игры команды - и приход за дирижерский пульт итальянского маэстро.

Сказать, что новый тренер преобразил команду, наверное, все же нельзя. Слишком рано такое говорить, особенно на фоне последнего матча с Локо - пятнадцать лет метаний нельзя завершить за полтора месяца. Слишком хрупка пока иллюзия уверенности в Спартаке, слишком давно существует проблема опорной зоны и пожаров в штрафной - но то, что красно-белые ожили, заметно невооруженным глазом. И спокойный Кутепов, и акробатически спасающий Бокетти, и особенно выгрызающий мячи Комбаров наталкивают на мысль, что в кои-то веки валидол можно не открывать - но с привычкой держать его под рукой расставаться рано. 

Что же до мелодии - сегодня "Спартак" приучает нас к новому для современного российского футбола жанру. Стартовые мощь и напор, быстрые ритмы и отменные соло лидеров сменяются плавным перебором перепасов и выжиданием ответа соперника - чтобы мгновенно перейти в контратакующие выпады и новое давление. При этом у команды хватает сил дожимать соперника и проводить концовку, не прижимаясь к своим воротам - второй гол в матче с Анжи как подтверждение, да и Локомотив не сумел все же загнать красно-белых в их штрафную - Промес и Зе Луиш были ближе к успеху, чем Коломейцев и Портнягин. Даже с сессионными (неосновными) Ромуло и Кутиным не было ощущения паники в добавленное время - скорее, понимание, что команда ЗНАЕТ, что делать. Если так пойдет и дальше, я с уверенностью заявлю: Каррера готовит из Спартака новых Dark Lunacy - крепкую и стабильную метал-группу с итальянским акцентом. 

А пока остается ждать матча с Оренбургом, возвращения в строй основных исполнителей и насвистывать давно привычную и вновь становящуюся актуальной мелодию:

И врагу никогда не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова...