5 мин.

Баскетбол делает нас лучше. Как сделать лучше баскетбол? (часть первая)

Сейчас у нас есть много денег. Не такого игрока в Европе, которого мы не способны купить. Нет такого турнира, который мы не можем выиграть. Наша сборная лучшая на континенте. Наши клубы фавориты во всех еврокубках. Но мы все равно страна третьего баскетбольного мира. Парадокс?

Возьму на себя смелость избежать вопроса «кто виноват», и сразу перейти к «что делать». Возможно, где-то проскочит поверхностность, юношеская наивность и прочие оправдательные аргументы. Но пока мысль есть – ее надо записывать. А там разберемся.

В этом посте хотелось акцентировать внимание на одном из путей развития лучшей игры с мячом. Начну с главного – освещения. Но прежде чем говорить про улучшение, надо четко понимать, что нынешнее состояние дел не случайное. Все плохое, что у нас есть – это не потому что «звезды так встали». Всему есть причины. Объективные и логичные.

У нас реально сильный чемпионат. Даже с учетом откровенно слабых команд. И то, что есть нужно упаковать в красивую упаковку.

Сейчас о баскетболе пишет целая армия журналистов. В Рунете отчеты о матчах плодятся каждый день. В каждом серьезном издании есть фанатики слепо любящие баскетбол. И еще больше полных профанов, которые сегодня ходят на баскетбол, а завтра будут писать о регби и керлинге. Но одни и другие страдают от одного и того же – не хватает доступа к источникам информации. По регламенту Евролиги после матча аккредитованные журналисты идут в раздевалку и спрашивают игроков о игре. В чемпионате России это невозможно. Такого правила нет в регламенте. И для того чтобы взять послематчевый комментарий нужно преодолеть целое стечение обстоятельств.

Сразу после финальной сирены игроки всех топ клубов отправляются в раздевалку на собрание. А после лови их. Ни на одной арене страны нет нормальной микс зоны. Проблема? Не самая большая. Но она мало кого волнует. Обязательные послематчевые пресс-конференции это тот положенный минимум, что у нас есть.

Условный Вася Пупкин впервые отправленный ежедекадником «Птициедство и Куроедство» на баскетбол, с вопросом придуманный всей редакцией «ну как?», скорее всего вернется ни с чем. Потому что для работы в отечественном баскетболе журналисту нужно знать ходы и выходы. А подловив игрока на служебном входе, можно получить ответ «пусть кто-нибудь другой скажет». И как следствие – в следующий раз Вася Пупкин отправится на бадминтон, где в буфете еще и фуршет накроют. В Италии, Испании и НБА в пресс-центре всегда можно чашку кофе выпить. После того как отправил отчет со стационарного компьютера и позвонил с местного телефона в редакцию. У нас это далеко не везде существует.

Вот если я захочу задать 10 вопросов Трейси Макгреди – то мне не нужно всеми правдами и неправдами искать его мобильный\домашний\пейджер подружки. Достаточно будет позвонить в пресс-центр всей лиги. И мою просьбу без ответа никогда не оставят.

Там каждый пресс-аташе работает по своему, но в рамках общих правил. И все, так или иначе, подчиняются лиге. Вот пресс-секретарь «Юты Джазз» Джонатан Ринехарт получил люлей только за то, что без согласования с главным офисом пустил меня на тренировку команды. Но это там.

А у нас в этом сезоне был настоящий ТВ прорыв. Баскетбол оккупировал (пусть за деньги, пусть и временно, но сам факт) все возможные каналы.

  • «Спорт» – Чемпионат России, евролига.

  • 7ТВ – ежедневные обзоры игр НБА.

  • ТВЦ – урезанные и ночные матчи «Динамо» в кубке УЛЕБ.

  • «Звезда» – «Химки» в кубке УЛЕБ и матчи чемпионата России.

  • «Столица» – домашние матчи «Триумфа» в плей-офф кубка УЛЕБ (в итоге ограничились лишь одним)

  • НТВ+ – канал НБА ТВ

  • ТНВ (Татарстан) – показывает матчи УНИКСа.

Каждый клуб по-своему пытается попасть в сетку вещания метрового канала. Но вместе с этим, у нас практически нет арен, откуда можно организовывать идеальную картинку. Жаловаться на телеканал Спорт можно сколько угодно. Но чем баскетбол лучше бадминтона, регби и хоккея на траве – в рамках мирового капитализма? Для меня ответ очевиден. Но кроме персональных пристрастий нужны и другие аргументы. Вот когда баскетбол станет показывать выгоднее всего остальное – тогда и можно будет обижаться за урезанные матчи в неудобное время.

Есть в регламенте пункт – содержать детскую команду? А почему не добавить пункт – создать условия для телетрансляций. Комментаторские позиции, микс-зоны, освещение. Впрочем, это уже детали. Будь в Приморье идеальные условия – так матчи «Спартака» просто созданы для прямого эфира! С учетом часовых поясов – прямая трансляция очень красиво вписывается в сетку вещания. Но это так, для примера.

Работа с болельщиками ведется в каждом клубе. И везде по-своему. Благо, услугами солдат уже практически не пользуемся. Но по-прежнему показывать матчи, где на трибунах пусто – уже не дело.

Очень не нравится оглядываться на заокеанскую лигу. Но тем не менее. Целый отдел NBA Entertaiment занимается пиаром. «Пихает» баскетболистов в съемки фильмов, теле-шоу, создает видео на продажу. А сколько полнометражных фильмов снято с участием этого проекта? Баскетбол стал модным и даже культовым не только в пределах площадки. Он должен войти в жизнь страны. При помощи лиги. Звать баскетболистов на субботники, водить в школы, и помогать им делать скворечники.

Просто баскетбол сейчас мало кого привлечет. У нас наконец-то появилась спортивная реклама. Так пусть баскетбольная реклама будет лучшей по исполнению. Все это придумано до нас.

Сборная России лучшая на континенте? Так пусть все об этом знают. Вот отличный ролик. Руководство к действию, как добавить популярности за деньги спонсоров.

Прямо сейчас посмотрел спонсоров наших клубов. Вот почему бы мебельному центру «Гранд» показать красивый ролик. Мачей Лямпе и Никита Моргунов выбирают себе кроватку. Или маленькое кресло.

Или, скажем, Дима Хвостов уже сейчас думает о будущем, вкладывая деньги в банк Москвы.

Или установить памятник Александру Яковлевичу из меди добытой и разработанной Норильским Никелем.

И не мешало бы открыть специализированный баскетбольный магазин. От имени федерации. Скажем, где можно купить форму любого клуба Суперлиги. Официальный магазин НБА, что на 5-й авеню в Нью-Йорке не приносит больших денег. Там аренда очень большая. Это больше для статуса. Хотя на официальной символике лиги зарабатывают вполне прилично. Можно арендовать всю пятую авеню.

Упаковать наш баскетбол красиво. И только после этого можно будет смело говорить – мы заслуживаем больше времени в эфире.

P.S. Я себе еще несколько тем набросал. Детский баскетбол. Драфт. Календарь. Легионеры. Может Матеранский что добавит. Так что, продолжение следует.