12 мин.

Интервью Новака в сербском Story

- В любой профессии путь наверх полон жертв, но есть и такие, которые, достигнув вершины, говорят, что не все там оказывается таким, каким они этого ожидали. Бывает ли на вершине холодно?

- На вершине не спят, а постоянно работают, и холодно не бывает. Преданная мне команда, девушка, семья, друзья и болельщики поддерживают меня в борьбе и работе. Мне ничего не страшно, когда я вспоминаю, как было тяжело. Все, через что я прошел на пути к вершине, напоминает мне никогда не забывать и быть благодарным за то, чего я достиг для себя и своей семьи.

Часто говорят, что ваши матчи - самые драматичные. Что приводит вас к успеху чаще всего: желание победить вопреки или стремление доказать, что вам нет равных?

- К вершине меня привела в первую очередь работа, потом стабильность и вера в то, что я могу. У меня всегда была мечта и я терпеливо работал над тем, чтобы ее достичь. Не думаю, что у меня нет равных, напротив. Я думаю, что качество игры нескольких из нас в данный момент почти одинаково, и часто нюансы решают, кто победит.

- Говорят, что в ваших матчах мы наблюдаем лучший в мире теннис. Боитесь ли вы иногда, что придет время, когда вы не сможете показывать такой уровень в ваших матчах?

- Еще рано об этом думать, так как я сейчас на пике карьеры. Я не боюсь поражений, а чтобы быть там, где я сейчас, мне надо было много раз упасть и опять подняться. Теннис - психологически затратный спорт, и тот, кто недостаточно силен в этом плане, не сможет подняться на последнюю ступеньку. Я всегда стараюсь показывать свой максимум, который, конечно, меняется изо дня в день, и пока я прилагаю на корте все возможные усилия, и теннис приносит мне удовольствие, у меня нет причин бояться поражения. А когда я проигрываю матч, это не конец света. Всегда иду дальше и думаю позитивно.

Хотя между теннисистами есть много тщеславия, похоже, что вы с большинством своих коллег поддерживаете исключительно корректные отношения без примеси ревности. Ощущали ли вы когда-нибудь это чувство в своей работе?

- В мужском теннисе есть не ревность, а соперничество. Мы все стараемся превзойти друг друга, и когда кто-то лучше других, это тебя мотивирует работать еще больше, чтобы его обогнать. Я на себе не испытывал ревности, мы все очень справедливы и корректны друг с другом, как на корте, так и вне его. Я должен был хорошо засучить рукава и постоянно совершенствоваться, чтобы меня публично поддержали коллеги и признали за мой труд. Когда я продвигался наверх, они обязательно меня публично поддерживали и хвалили, так как не знали, надолго ли я там останусь. Но это меня не обескураживало, а только мотивировало. Я знал, что должен много раз повторить успехи, чтобы утвердиться на вершине и показать, что я никуда не идти не собираюсь.

- О вас говорят, что вы лучший сербский бренд. Какая это ответственность и тяжело ли вам иногда следить за каждым своим шагом?

Я этим чрезвычайно горжусь этим, и ощущаю ответственность, но не давление. Я очень рад, что каждый раз, когда люди со мной разговаривают, они узнают что-то новое о моей стране, или, когда приезжают ко мне в гости, восхищаются Белградом, едой, красивыми девушками... В каждой части света есть хотя бы один успешный серб, который меняет картину о своей стране, от Неманьи Видича, Раде Шербеджийе, Марины Абрамович, Роксанде Иличич до большого количества врачей, спортсменов, ученых, которые каждый день разбивают стереотипы о сербах, как о плохих парнях из новостей и фильмов.

Гордость - это доминирующая черта вашего характера или это желание действовать вопреки?

- Уф, иногда и то, и другое. Я горд тем, что сохранил свою целостность и никогда не унижался, хотя я прошел через тяжелые времена. А если говорить о том, чтобы действовать вопреки, я иногда таким бываю, и я хотел бы закруглить этот острый угол, так как иногда он не дает мне смотреть на вещи с других точек зрения.

Какой чертой своего характера вы гордитесь?

- Я легко прощаю и не злопамятен. Я даю второй шанс и подаю руку, когда считаю, что это правильно. Я знаю, что мы все просто люди, и часто ошибаемся, не имея плохих намерений. Поэтому я прощаю и не обижаюсь.

- В каких ситуациях вы колеблетесь, говорить ли правду?

- Вообще, я очень искренний человек. О чем-то могу промолчать, если я знаю, что могу кого-то обидеть. У меня давно нет потребности говорить суровую правду и потом смотреть, как я этим кого-то мучаю. Какие-то вещи надо оставить при себе.

Что вы делаете, когда вам кажется, что все потеряно?

- В жизни я жду и верю. Я терпелив и оптимистичен по природе. В теннисе я рискую, закрываю глаза, играю изо всех сил, и улыбаюсь, когда мне уже нечего терять.

Как вы миритесь с поражениями, как их переживаете?

- Есть поражения, которые не выбивают меня из колеи. Невозможно побеждать все время, и этот урок я давно усвоил. Но иногда бывают моменты, когда хочется убежать от самого себя, это та немощь, которая вас обуздывает, неверие из-за пропущенного шанса. Иногда это действительно изнуряет и эмоционально тяжело. Но теннис хорош тем, что расписание такое плотное, что нет времени горевать, а нужно быстро готовиться и продолжать дальше, поэтому поражения быстро забываются.

- Кажется, вы всегда позитивны. Бывают ли моменты, когда вы впадаете в депрессию?

- Больше всего энергии я получаю от своих близких, а они никогда не падают. Мой тренер никогда не грустит, и Елена тоже, как и моя семья. У них настолько много энергии, что мне невозможно упасть рядом с ними. Мы привыкли быстро вставать и подбадривать друг друга; мы знаем, что мы можем, и как дать друг другу максимум поддержки.

- В каких ситуациях вы ленитесь?

- Когда я на отдыхе. Я выбираю тихие, далекие места, где мало людей и чудесная природа. Тогда я сплю, читаю, отдыхаю с Еленой и друзьями... В такие моменты я очень ленюсь.

Тяжело ли вам сказать прости, когда вы поняли, что совершили ошибку?

- Нет, и мои близкие это отлично знают.

- Когда вы были ребенком, и когда выросли, на кого вы больше полагались - на мать или на отца?

Оба мне оказывали невероятную поддержку, и продолжают это делать. Моя мать - потрясающая женщина, храбрая и стабильная; она держала нас вместе и заботилась о всей семье. Ее благородство и приверженость нам всегда изумляла меня. Отец - другой, и он с нами всегда строил отношения, как со взрослыми мужчинами. Он верил в меня, подбадривал меня, путешествовал со мной, от всего ради меня отказался, и если у меня что-то не получается, он и сейчас дает мне лучшие советы.

В свое время ваш отец рассказывал, как в начале вашей карьеры в таком дорогом спорте, как теннис, ему приходилось занимать деньги, чтобы обеспечить вам условия для тренировок. Имели ли вы реальное представление об этом, и насколько было сложно видеть родительские жертвы ради вашего будущего?

Я не знал ничего об этом, и какой это было проблемой. От меня они скрывали, что у них большие проблемы, и что им приходится занимать деньги. В первый раз они со мной об этом поговорили, когда мне исполнилось 18 лет, и это был один из самых тяжелых моментов в моей жизни. Я им очень благодарен за все, что они сделали для меня.

- С тех пор, как вы можете себе это позволить, разбаловали ли вы их подарками?

- Больше всего им важно время, которое мы проводим вместе, когда мама готовит обед, и мы все вместе сидим и разговариваем о разных событиях нашего раннего детства. Мы часто смотрим старые видео с Копаоника и вспоминаем людей, которые прошли через нашу жизнь. У меня было замечательное, беззаботное детство, полное любви и поддержки. Материальные ценности никогда не были приоритетом в нашей жизни.

- В средствах массовой информации спекулировали, что ваш отец болен. Как он сейчас?

- Слава Богу, сейчас хорошо, он проходит реабилитацию, и скоро все это будет далеким прошлым. В прошедшие несколько месяцев мы все были рядом с ним и давали ему необходимую любовь и поддержку, чтобы он мог легче пережить это непростое время.

В чем вы больше схожи с братом Марко, а в чем - с Джордже?

- С Марко мы схожи в самоконтроле и зрелом анализе ситуации, а с Джордже - в креативности и находчивости.

Вы когда-нибудь боялись, что не сможете справиться со славой, или для вас это было нормально и не стоило того, чтобы терять голову?

- Я никогда не думал о славе. Я заботился о том, чтобы хорошо играть в теннис, совершенствоваться и слушать. Все, что пришло вместе с этим, пришло само собой, и я понес это, как ученик несет в школу ранец, не раздумывая о том, насколько он тяжелый. Его просто надо нести, и лучше об этом не думай, а подними выше нос и иди дальше.

- Судя по вашему поведению на корте, кажется, что вы с годами в общем-то обуздали свой темперамент. Как вам это удалось?

Я просто созрел. Для некоторых вещей должен настать правильный момент, и время берет свое. По мере того, как я приобретал опыт, у меня росла уверенность в себе, и темперамент утихомиривался сам по себе. Я эмоционален по природе, и эта моя черта всегда будет присутствовать, но я думаю, что нашел внутренний баланс.

- Сколько друзей вас разочаровало с тех пор, как вы стали знамениты по всему свету, и пускаете ли вы новых друзей в свою жизнь?

- Очень мало. Мои друзья - это в основном люди, которых я знаю всю жизнь, еще со школьной скамьи. Мы через многое прошли вместе, и у нас никогда не было недоразумений. В свою жизнь я нелегко, редко и выборочно пускаю других людей, частично из-за того, что я так хочу, а частично из-за того, что я редко остаюсь в каком-то месте надолго и не успеваю углубить свои отношения с другими людьми.

- Что выделяет вашу девушку среди миллионов других, которые бы хотели завоевать ваше сердце?

- Абсолютно все: ум, улыбка, красота, искренность, решительность, стабильность. И что она моя, конечно.

- Иногда кажется, что Елена и вы - единое целое. Насколько вы действительно похожи?

Мы очень похожи. Хотя каждая любовь особенная и не может сравниться с другой, мне кажется, что иллюзия думать, что можно долго оставаться с кем-то, кто от вас сильно отличается. Елена занималась спортом, она также, как и я, очень темпераментна, очень самостоятельна и ответственна. Мы любим одни и те же вещи, места, книги, фильмы... Очень часто нам не нужны слова, чтобы понять друг друга, и мы очень хорошо друг друга знаем.

- Вы вместе уже долгие годы. Помимо того, что она - ваша любимая, стала ли она для вас также и лучшим другом?

Я очень полагаюсь на Елену, и ее поддержка очень много для меня значит. Сейчас она намного больше может быть вместе со мной из-за типа работы, которой она занимается, и это мне очень нравится. Эмоциональная стабильность и осмысленность - важные силы в жизни, а я свой покой нашел рядом с ней.

- Она была рядом с вами в течение многих лет работы и жертв. Насколько вас поменяли прошедшее время и меняющиеся обстоятельства?

- По прошествии семи лет вместе, я вполне могу сказать, что мы вместе выросли. Мы многое вместе прошли, многому научились, во многом ошиблись, многое открыли... Весь этот опыт обусловил перемены, но эти перемены не были коренными. Мы менялись и приспосабливались к нашей жизни, а она полностью поменялась с начала наших отношений. Елена мне всегда давала попутный ветер, который помогал мне быть еще лучше на корте, а я старался не пренебрегать из-за моей затратной профессии ее желанием вкладывать в себя. Она закончила образование, встала на ноги и работает, а я достиг своей детской мечты. Вместе мы открыли формулу успеха.

Как вы думаете, более мужественно и изобретательно отвести девушку под алтарь неожиданно или попросить руки и сердца старомодным способом?

- Мне больше нравится старомодный подход, но как я сказал раньше, каждая любовь особенная, и тут нет правил.

- Думаете ли вы, что мужчина - глава в доме, или вы позволяете своей лучшей половине иногда принимать решения?

Во всем надо найти баланс и компромисс. Ожидаемо, что мужчина в доме - глава семьи, по крайней мере, меня так вырастили, и я очень уважаю эту роль. В нашей совместной с Еленой жизни мне не нужно навязывать авторитет, и таким образом показывать свое место в доме. Елена - сильная, умная женщина, и я всегда выслушиваю ее мнение. В основном, мы вместе принимаем решение, когда дело касается нашего будущего.

Как мужчина, который придерживается патриархальных ценностей, мечтаете ли вы о большой семье?

Я бы хотел иметь большую семью, в первую очередь потому что я вырос с друмя родными братьями, но также и потому что я обожаю детей.