4 мин.

Пятикратный Магнус

От матча за мировую шахматную корону между Магнусом Карлсеном и Яном Непомнящим у нас были очень большие ожидания. Возможно, даже слишком. Если почитать предматчевые прогнозы, то по большей части они носили оптимистичный характер. Говорилось о том, что Ян – неудобный соперник для Магнуса, что подтверждалось статистикой личных встреч в «классике»: 4 победы у россиянина против одной у норвежца. Да и сам чемпион отмечал, что Непомнящий существенно отличается от его предыдущих оппонентов в титульных поединках и предвидел тяжёлый матч. Но, как говорится, что-то пошло не так.

Могло ли всё сложиться иначе? Наверное, все так или иначе понимали, что фаворитом матча будет Карлсен. Шансы Яна некоторым виделись в его мотивации. Высказывались версии, что, возможно, Магнус, пресыщенный победами, не сможет в полной мере настроиться на эту битву, в то время как голодный претендент будет рвать и метать. Надо ли лишний раз говорить, что то были иллюзии.

Между тем, вплоть до шестой партии включительно матч отнюдь не был для норвежского гения лёгкой прогулкой. Первые 5 партий завершились относительно быстрыми ничьими при довольно осторожной игре с обеих сторон с минимумом ошибок. Но шестая партия, которую белыми играл Магнус, пошла по другому сценарию и в итоге стала самой затяжной в истории матчей на первенство мира. Как позже выяснилось, именно шестая партия стала критическим моментом матча: победи в ней Ян или хотя бы сведи её к ничьей, и всё могло сложиться иначе. Но здесь как раз проявилось едва ли не главное преимущество чемпиона над претендентом – в психологической устойчивости. Магнус известен своим феноменальным хладнокровием, которое позволяет ему спокойно переживать локальные неудачи и играть дальше как ни в чём не бывало, в о время как Яна поражения зачастую выбивают из колеи. В этом смысле, конечно, наивно рассчитывать на то, что, даже проиграй Карлсен ту партию, пусть даже белыми, он бы развалился и Ян лёгко выиграл. Куда вероятнее был обратный сценарий, который в итоге и реализовался.

Хотя тут есть один интересный нюанс.

До сих пор памятно, как Магнус, проиграв в 2016 году партию Сергею Карякину, распсиховался и покинул пресс-конференцию. Ян же после каждого проигрыша вёл себя подчёркнуто спокойно. В этой связи комментатор матча гроссмейстер Сергей Шипов высказал мысль о том, что, может быть, тот выплеск эмоций помог норвежцу сбросить груз неудачи и сравнять счёт. Ян держал эмоции при себе, и это тоже могло сыграть свою негативную роль.

Перед началом матча был изменён его формат – максимальное число партий было увеличено с 12 до 14. В идеале этот должно было способствовать повышению зрелищности матча, но вышло так, что соперники уложились в 11. Если проводить какие-то исторические параллели, можно вспомнить 1995 год, когда Ананд разгромно проиграл Каспарову. Можно вспомнить 2013 и 2014 годы, когда тот же Ананд дважды подряд досрочно уступил Карлсену. А можно вспомнить 2008 год, когда Ананд обыграл Крамника, ведя по ходу матча с преимуществом в 3 очка. В общем, прецедентов хватает. На самом деле обидно, что всё сложилось именно так. Ян проделал огромную подготовительную работу, но очень сложно одолеть одного из величайших шахматистов в истории, совершая несколько зевков подряд. Яна подвела психология плюс банальное отсутствие опыта чемпионских поединков. Пожалуй, единственным утешением для российских болельщиков в этом матче стала его комментатор Дина Беленькая – милая, симпатичная барышня, о которой много говорят и пишут в последнее время.

Подводя итоги этого матча, хочется поздравить Магнуса с заслуженной победой. Очередной блестящий триумф норвежского гения актуализировал дискуссии о том, кто является величайшим шахматистом в истории. На мой взгляд, эти споры носят схоластический характер. Карлсен, бесспорно, выдающийся шахматист безграничного таланта, но, как по мне, все чемпионы мира, за исключением разве что Стейница и Эйве, могут быть названы величайшими шахматистами, да и они были великими игроками своего времени. Если составлять тройку величайших, то я бы на первое место поставил Капабланку, второе разделили бы Каспаров и Карлсен, а третье – все остальные. Ну как, в самом деле, можно выбирать между Ласкером, Ботвинником, Смысловым, Талем, Петросяном, Спасским, Фишером, Карповым? Яну же стоит пожелать побыстрее прийти в себя после столь болезненного поражения. Да, надежды были велики, но уж слишком силён Карлсен. Сейчас почти все в один голос говорят о том, что если кто и сможет обыграть Магнуса, то только Алиреза Фируджа. В любом случае, совсем скоро стартует очередной претендентский цикл, и у того же Непомнящего будет шанс вновь выйти на чемпионский матч. Но даже если не получится, то Ян может утешать себя тем, что даже участие в чемпионском матче – уже весомое достижение. В своё время в таких матчах участвовали такие шахматисты, как Иоганн Цукерторт, Карл Шлехтер, Михаил Чигорин, Ефим Боголюбов, Зигберт Тарраш, Давид Бронштейн. Достойная компания, согласитесь.

В общем и целом, можно констатировать, что матч не оправдал наших ожиданий. Впрочем, как известно, наши ожидания – это наши проблемы, и никто не обязан их оправдывать. Тем более Магнус.