6 мин.

Алой нитью

После тихого января немного сложно втянуться в ту бурную деятельность, которую развила «Формула-1» в последние дни. По общему радостному ажиотажу и количеству новостей такое впечатление, что уже сезон стартовал, а ведь на самом деле мы видели чуть более половины новых болидов и прошли всего одну четвертую часть запланированных тестов. Однако если время и дальше будет нестись таким галопом, то Гран-при Бахрейна совсем не за горами…

Алой нитью сквозь испытания в Валенсии проходит не только доминирование «Феррари», показавшей лучшее время в каждый из трех дней сессии, но и одна общая мысль всех интервью – делать выводы на основании тестов стало еще сложнее. Виной тому – отмена дозаправок и расширившийся в два раза диапазон топлива, загружаемого на серию кругов. Но так ли уж невозможно сделать хотя бы какие-то выводы по тестам?

Если не зацикливаться только на результатах, то вот, пожалуйста, первый вывод – за прошедшие с Гран-при Абу-Даби три месяца болельщики жутко соскучились по «Формуле-1». Тут у каждого свой интерес. У нас в разделе активность выросла в три раза, естественно, благодаря приходу в «Рено» Виталия Петрова. В Испании фанаты сегодня устроили аншлаг на трибунах: почти 40 000 зрителей и четырехкилометровые очереди на въезде на автодром – такой посещаемости отдельные Гран-при могут только позавидовать. Турция, например. И это в будний день. Понятно, что сегодня у них было три испанца на трассе – Алонсо, де ла Роса и Альгерсуари – да еще и на темп «Феррари» приятно посмотреть, не то что в прошлом сезоне. У многочисленных поклонников Михаэля Шумахера тоже радость, а у британцев вообще двойной, а может и тройной интерес, если учесть, что два последних чемпиона-англичанина выступают за британскую команду. В медиа-центре, говорят, тоже было многолюдно, и численность прессы превышала показатели некоторых гоночных уик-эндов. Честно, если открыть Твиттер или какой лайв с прошедших тестов, можно было провести там весь день и не заметить, как солнце зашло. Одна беда – тайминг подкачал. При таком интересе дискретный выброс результатов все же портил праздничную атмосферу.

Еще один вывод – для первых тестов болиды получились исключительно надежными, а новички стабильными и безошибочными. Чтобы Нико Хюлькенберг в первый же день не разбил «Уильямс»?! Два года уже такого не было! Немец, правда, взял свое, столкнувшись с Педро де ла Росой, после чего испанец час чинился в боксах… Виталий Петров вообще отменно дебютировал: ну и что, что отстал на 0,6 секунды от лучшего времени Роберта Кубицы, показанного накануне, – для первых тестов за рулем болида «Ф-1» это шикарный результат.

Нет, естественно, с какими-то проблемами командам все же пришлось столкнуться, но их на удивление не много. В первый день в «Торо Россо» Себастьяну Буэми удалось пройти только 18 кругов из-за отказа коробки передач, во второй за пять минут до финиша на стартовой прямой остановилась «Рено» Роберта Кубицы, а в третий из-за протечки в гидравлической системе досрочно завершил работу Михаэль Шумахер. Кроме того, кому-то, как, например, Гэри Паффетту и Роберту Кубице, в первый день не понравились новые шины «Бриджстоуна» – команды не смогли сразу угадать под них баланс, и передок болида жил своей жизнью. Но уже на следующий день в «Макларене» Льюис Хэмилтон почти не обращал внимания на эту проблему, да и поляку настройки улучшили. Хуже пришлось Нико Росбергу, который оба дня промучился с обзором из нового кокпита. Вроде и примеряли сидение на базе, да все равно из-за этого «горбатого» носа немцу апексов не видно было, и, что самое интересное, команда-чемпион проявила странный непрофессионализм в данном вопросе, на следующий день вообще ухудшив положение Нико.

Результаты. Да, делать далеко идущие выводы по трем дням, первый из которых был в основном посвящен проверке работы систем, невозможно. Но игнорировать стабильно высокий темп «Феррари» и первое положительное впечатление от «Заубера», на котором установлены мотор и коробка передач «Феррари», тоже невозможно. Несмотря на все сомнения по поводу топлива и возросших трудностей анализа, мы все же получаем на выходе лучшие времена, показанные за день. Те, кто был чуть похуже, конечно могут иметь в запасе определенный потенциал. Например, «Уильямс» сообщил, что во второй день уже начал заправляться топливом побольше, поэтому, мол, не ждите высоких результатов. К тому же это первая и пока единственная команда, использующая совершенно новый «Косуорт», а это, несомненно, накладывает отпечаток на тестовую программу. И, разумеется, большинство команд катаются с промежуточными аэродинамическими пакетами, более того, пока им удалось опробовать только два комплекта шин – «софт» и «супер-софт».

Зато те, кто был получше, установили это время не просто так. Если не считать, конечно, того случая, когда в первый день Шумахер лихо скинул секунды четыре с результата Массы – все только рты пооткрывали. Оказалось, что немец просто срезал кусок трассы, так что не считается. В остальном, 1.11,470 от Фернандо Алонсо демонстрирует потенциал. Возможно, «Феррари» и не будет самой быстрой машиной – Валенсия, к тому же, не самая разнообразная трасса для всесторонней оценки болида, – но скорость у F10 есть. В конце концов, с каким бы топливом ни катались пилоты, наступит момент, когда они попробуют (если еще этого не сделали) квалификационные круги, устанавливая, таким образом, планку, по которой можно будет ориентироваться. Вот круги на более-менее полных баках видно сразу: Алонсо и Шумахер сегодня проходили серии в районе 1.15-1.16, то есть секунды на четыре медленнее лучших результатов, и именно таким предсказывается диапазон, в котором будет меняться время круга от старта и до финиша гонки.

Кстати, если судить по отзывам пилотов, то у всех команд дела идут неплохо, болиды ведут себя хорошо и присутствует осторожный оптимизм. Но как сказал «рекордсмен» прошедшей сессии Фернандо Алонсо: «Первое впечатление всегда хорошее. У меня так было в прошлом году, а после я не слишком часто попадал в третий сегмент квалификации. Из-за этого я очень, очень осторожен»…

Сегодня же отметилась, или даже отличилась, первая команда-новичок. Виртуальный «Верджин» устроил виртуальную презентацию болида, но так ударился в виртуальщину, что потерял всякую связь с реальным миром. Когда же связь наладилась, мы увидели не просто реальный, а очень даже симпатичный VR-01, не в последнюю очередь привлекательный своей свежей раскраской. Ну, хоть тут не еще одно белое с каплей цвета!

А если присмотреться, то новый «Верджин» получился весьма аккуратным и чистеньким. От дебютантов как раз стоит ожидать болидов очень чистых форм, возможно, кажущихся даже слишком простыми, без особых изысков в аэродинамике. Может, я ждала чего-то более «топорного», но нужно признать, что получилось ничуть не хуже, чем у старичков. Конечно, заметно влияние «Ред Булл» – не только из-за носа болида, но и из-за нисходящих к хвосту боковых понтонов, однако некоторые детали мне, например, очень понравились. У «Верджина» получилось очень элегантное решение выхлопов – их почти не видно, квадратные воздухозаборники, прямо как на «Макларене» MP4-25, и передняя подвеска с довольно низко расположенными рычагами, как на «Мерседесе». Между прочим, это пока самый длинный болид из всех – общая длина по спецификации, представленной командой, составляет приблизительно 5,5 метра. И это первый коллектив, не скрывающий длину базы – 3200, правда, тоже приблизительно. Завтра VR-01 выйдет на свежий воздух, и мне уже очень интересно, как он будет смотреться рядом с остальными командами, когда приедет на следующую общую сессию.