3 мин.

И аутсайдеры обгонят лидеров

Несколько лет назад, запрещая телеметрию и прочие электронные системы помощи пилотам, Макс Мосли высказал одно незабываемое личное соображение. По мнению президента ФИА, зрители очень мало внимания обращают на происходящее вне гоночного полотна, поэтому труд невидимой армии программистов и инженеров основной массе болельщиков не интересен, а, следовательно, "Формуле" не нужен. После таких слов жаль было не передовой электроники и даже не светлые головы работников. Обидно стало от того, как естественное любопытство к закулисным деталям, а не только к воскресной трансляции по ящику, было практически низведено до нуля. Постепенно наш интерес начали подогревать искусственными ограничениями, результат которых явственно виден во время трансляций: мы теперь гадаем, кто из гонщиков ради секунд на квалификации залил чуть меньше топлива, через сколько кругов шины Bridgestone (бывший один комплект на гонку) перестанут держать асфальт, протянет ли движок любимого пилота второй Гран-при подряд, сетуем по поводу десяти мест штрафа за замену сгоревшего. В грядущем чемпионате этот список пополняется вопросом: как гонщик будет выбирать покрышки?

Поясню. Bridgestone, оставшийся единственным поставщиком шин для всего пелетона, на каждый этап будет привозить два типа "сухой" резины – помягче и потверже. По семь комплектов каждого типа на болид. Детальное описание, сколько комплектов в какой день можно использовать, действительно малоинтересно и остается за кадром. Главное новшество состоит в том, что пилот обязан (!) использовать оба типа покрышек во время гонки, причем зритель не должен оставаться в неведении относительно того, какая резина используется в данный момент — типы различны не только по составу, но и визуально. Так, альтернативные покрышки будут отмечены небольшой белой точкой, которая в движении будет выглядеть как белая полоса.

Теоретически, использование разной резины на разных отрезках дистанции должно создать в гонке дополнительную стратегическую интригу. Выбрав более мягкий компаунд, пилот, опять же теоретически, будет форсировать отрыв или сокращать отставание от противника. Как заработает новое правило на практике — посмотрим. Судя по опыту выбора количества топлива на квалификацию, команды очень быстро приходят к общему знаменателю, находят некую оптимальную стратегию и лишь слегка ее варьируют. Скорее всего, подобное случится и с выбором шин: определив более подходящий для себя тип, пилот будет стараться большую часть гонки пройти именно на нем.

Еще одно "видное" новшество касается машины безопасности. Больше никакой чехарды в боксах в момент объявления о выезде сэйфети-кар. Пит-лейн просто закрывается до тех пор, пока болиды не выстроится в колонну, и каждого, кто забудет об этом правиле и все-таки навестит механиков, ждут 10 секунд штрафа stop-and-go. Кроме тех, разумеется, кто в момент закрытия гаражной дорожки, уже на нее ступил.

Вместо лихорадочного заезда машин в боксы, нам предлагают принципиально иное зрелище — круговых, которые могут по сигналу директора гонки обогнать лидеров и саму машину безопасности, а затем догнать "хвост". В результате, в момент рестарта сильные пилоты не будут разделены круговыми, а значит, получат больше шансов для зрелищной борьбы за позиции. Да и сами круговые, среди которых иногда попадаются далеко не аутсайдеры, вернутся в круг. Пожалуй, к новому сценарию сейфети-кар стоит присмотреться, и я буду с нетерпением ждать его первого выхода.

Разумеется, отдельные пункты правил касаются дождевых условий, но сначала нужно дожить до этого счастливого момента - мокрой гонки.

Теперь о том, что, по мнению Мосли, не интересует рядового болельщика Ф-1. Технический прогресс в моторостроении с этого года остановлен, двигатели "заморожены". До 2010-го основные узлы силового агрегата должны оставаться неизменными и соответствовать прошлогодним двигателям, подтвержденным ФИА. Список периферийных устройств, которые могут быть модифицированы, можно найти в последнем приложении к спортивному регламенту. Кстати, правило двух моторов на уик-энд теперь не распространяется на удлиненные на полчаса пятничные тренировки. Три часа практики вместо двух, свежие моторы и шины, и это в условиях сокращенных тестов по ходу сезона — пилоты должны в полной мере воспользоваться предоставляющейся возможностью. Но это уже приманка для тех болельщиков, которые приходят на автодромы. Мы же просто смотрим в голубые экраны по субботам и воскресеньям.