4 мин.

Высоко летали, да больно теперь падать

Наряду с семнадцатью Гран-при сезона есть в «Формуле-1» еще одна гонка: бесконечная, изнурительная, участники которой находятся, как правило, в тени, вернее, в своих конструкторских бюро. Это гонка вооружений. Четырехнедельный перерыв — отдых для болельщиков, но весьма жаркое время для инженеров. В некоторых командах спешно наращивают потенциал на борьбу в чемпионате мира, ну а кому-то приходится работать над ошибками, допущенными в межсезонье и так отчетливо заметными во время трех первых этапов. Неделю назад мы разбирали провал «Хонды», сегодня предлагаю обсудить обладателя Кубка конструкторов последних двух лет «Рено».

Неправда ли, ситуация в «Рено» немного напоминает историю одиннадцатилетней давности с «Бенеттоном», который и купил в свое время французский автоконцерн? Помните, в конце 1995-го из команды в статусе двукратного ушел Михаэль Шумахер, и на следующий сезон чемпионская конюшня усилиями Алези и Бергера добилась только третьего места в командном зачете. Флавио Бриаторе, тогда также стоявший у руля, потерю Фернандо Алонсо как раз сравнил с тем давним уходом Шумахера, заявив, что только из-за этого болид замедлился на полсекунды.

Собственно, с жесточайшей критики пилотов, особенно новобранца Хейкки Ковалайнена за допущенные в Австралии ошибки, и начался сезон-07 для «Рено». Не знаю, какой смысл в такой атаке на новичка, которому в начале карьеры больше нужна поддержка. Хотя. Бриаторе достаточно хорошо знаком со своим подопечным, чтобы разбираться в том, как лучше всего мотивировать молодого финна. А также, набросившись на гонщиков, он, пусть ненадолго, но отвлек внимание от сути проблемы — новый болид «Рено» не только не позволяет бороться за победы, он не дотягивает даже до уровеня «БМВ». А если честно, то, несмотря на пока удерживаемое в Кубке четвертое место, команда скорее борется за него с «Уильямсом», «Ред Буллом», «Тойотой»…

И даже присутствие Фернандо Алонсо не изменило бы сложившуюся ситуацию. На надежных, практически беспроблемных машинах двух последних лет испанец был быстрее напарника, его победы и подиумы создавали наилучший стимул для команды, его фундаментальный подход к работе, так нахваливаемый сейчас в «Макларене», был очень ценным качеством во взаимодействии команды со своим лидером, за ним команду покинули отдельные инженеры. Но каким бы гениальным он не был, недостатки R27 только талантом пилота не компенсировать.

Изучая форму «Хонды», я сделала упор на прошлые промахи японской конюшни. Корень проблем «Рено» я снова склонна видеть в ее прошлом — но не в ошибках, а, напротив, в очень успешных выступлениях последних лет. Не секрет, что одним из главных факторов успеха французов было идеальное взаимодействие шасси с «Мишленом». Болид был буквально построен на основе характеристик довольно мягких французских покрышек и максимально использовал их сильные стороны. Но как только «Рено» обулись в «Бриджстоуны», стало ясно, что пропасть, которую придется преодолеть французской команде, гораздо глубже и шире, чем та, которую увидели перед собой соперники, также вынужденные сменить резину. Например, «Макларен» и «БМВ» отлично справились с задачей. «Рено» не может решить ее до сих пор.

От перехода на более жесткие, по сравнению с «Мишленами», «Бриджстоуны» в первую очередь пострадал баланс машины. При «Мишлене» основная часть балласта размещалась со смещением к хвосту болида, а японские покрышки требуют утяжеленного носа и хорошего сцепления передних шин. «Рено» попыталась найти вдруг пропавшую прижимную силу с помощью аэродинамики, а также за счет более легкой конструкции, дающей большую свободу при распределении веса. Затем пришлось утолщить нос, в котором разместилась очередная порция балласта — таким образом, его изящные обводы, столь аэродинамически эффективные в прошлом, были утеряны.

Но болид все равно остается перегружен в хвостовой части. Это ведет к повышенному износу покрышек и потере механического сцепления, на этот раз задних шин. Особенно заметны проблемы на длинных отрезках в гонках. Именно неустойчивость в поворотах привела к потерям позиций в Бахрейне — Ковалайнен пропустил Трулли, Физикелла дал себя обогнать Кулхтарду. Последний обгон особенно унизителен, ведь на «Ред Булле» стоит тот же самый мотор «Рено».

Итак, горячих направления сейчас два: баланс и аэродинамика. Но команда больше не может себе позволить эффективно и неограниченно продвигать исследования в обеих областях, ибо с начала этого года она работает на еще более сжатом бюджете. Возможно, будь у французов больше денег, разработка модели «В» была бы реальным выходом из положения, но Бриаторе не стал скрывать, что продолжать сезон команда будет на существующей R27.

По словам руководства «Рено», бюджет экс-обладателей Кубка конструкторов в этом году соизмерим с финансами независимых команд вроде «Ред Булла» и «Уильямса». Так стоит ли удивляться тому, что французская конюшня именно с ними и борется за позиции?