4 мин.

Духовный орден футбола может превратиться в регионального монстра: жизнь «Аякса» и трансфер Антони

Сейчас все обсуждают переезд Антони в МЮ исключительно с одной стороны. Говорят, что МЮ примерно в 2-3 раза переплатил (согласен). Говорят, что Антони  перенесет в АПЛ в лучшем случае половинку своей впечатляющей голландской статистики. В связи с этим я вспоминаю его неубедительные матчи плэй-офф против Бенфики и против Аталанты в позапрошлом розыгрыше ЛЧ. С Антони довольно легко справится при наличии определенного ресурса и базовой выучки защитников. При этом у Антони довольно много шансов стать кумиром наивных зрителей футбола. 

Но я отворачиваюсь от МЮ и Антони и смотрю совсем в другую сторону. За переходом Антони скрывается настоящая драма выдающейся команды. Уж, конечно, куда более выдающейся, чем сегодняшний МЮ. По сути, случилось разорение Аякса. И последствием его станет не мирное, терпеливое взращивание новой полноценной жизни, как это раньше бывало в Амстердаме. Аякс потерял почти половину состава, но при этом остался с кучей (в буквальном смысле) денег, которую он теперь не может даже с умом потратить. Поэтому будет тратить и уже тратит без ума. Но с чувством вины перед своими болельщиками. 

Аякс рискует перестать быть самим собой. Один из величайших духовных орденов футбола (уж, конечно, более великий, чем МЮ) может превратиться в регионального монстра (типа Зенита или Шахтера, но куда более вовлеченного в мировую футбольную экономику), скупающего втридорога все, что не смогли сожрать английские крокодилы и выигрывающего половину матчей чемпионата Голландии с двузначным счетом. Если Аякс превратиться из храма в меняльную лавку в окрестностях Англии, это будет страшная потеря для всех нас. 

Еще раз: то, что случилось этим летом – большая беда Аякса, а не его золотозубое счастье. В качестве черного ящика этой катастрофы мы помещаем ниже хронику пикирующего истребителя драконов из Амстердама в изложении болельщика Аякса и друга нашего подкаста Игоря Ч.

Телеграм-канал Cappuccino & Catenaccio

Как «Аякс» вымогал 100 миллионов за Антошку, взгляд с той стороны.

Кто вообще от Аякса занимался торгами? Многолетнего спортивного директора Овермарса выпнули из клуба за домогательства к сотрудницам. Сейчас он в Антверпене, куда нынче подъехали Альдервейрельд, тренер ван Боммель, с прошлого года находится Наингголан – отличная атмосфера для дикпиков. Место Овермарса занял его недавно назначенный помощник по делам молодёжи Хамстра (формально по-прежнему технический директор), опытный специалист, но другого профиля, которому в поддержку дали того самого Хунтелара. Вдвоём эта парочка новичков, именуемая Х2 или Хамстелар, курировала вакханалию этого лета – самое дикое трансферное окно в истории клуба.

Перед ними поставили задачу не просесть по качеству состава, чтобы по-прежнему претендовать на выход в плей-офф ЛЧ, и, само собой, выиграть местную лигу, с чем даже команда тен Хага имела трудности в прошлый и позапозапрошлый сезоны. Это непривычно, но принципиально важно: у Аякса есть много денег, им не нужно продавать игроков. Совсем! Любая сверхприбыль от сделки Антони меркнет перед опасностью хотя бы краткосрочно провалиться в результатах. Аяксу выгоднее (в том числе финансово) не продать Антони за 100, а оставить его, хорошо выступить, и продать потом хоть за 40. Собственно, это и произошло с предшественником Антони по позиции и происхождению Давидом Нересом: его не продали на пике интереса и недополучили три десятка миллионов, однако с его помощью перешли на следующий уровень и осуществили легендарную кампанию 2019.

Что произошло в деле Антошки по шагам:

  1. План развития Аякса предполагает продажу не более одного-двух игроков основы каждое лето. А лучше ни одного – именно это обстоятельство стало предтечей двух самых сильных выступлений в ЛЧ последнего времени.

  2. В это окно с самого начала ушли Мазрауи (бесплатно), Гравенберх (по скидке), Аллер (на пике интереса). Три важнейших игрока. На этом Аякс собирался остановить утечку.

  3. Был поставлен шлагбаум на выход Тимбера, Альвареса, Мартинеса, Антони в виде завышенной стоимости. Где-то здесь объявился МЮ с первыми запросами на Антони. МЮ постеснялся платить 80 миллионов.

  4. МЮ сконцентрировался на Мартинесе и заплатил требуемое в первой трети трансферного окна, у Аякса было достаточно времени на организацию замены, был смело куплен Басси. Продажи Мартинеса и Антони связаны — Мартинеса отпускали как компромиссную жертву от приставаний МЮ (ещё одну цель — Тимбера — удержали).

  5. МЮ вроде бы отпустил идею покупки Антони, но потом случился мучительный старт АПЛ, Санчо на правом фланге атаки тен Хага, очевидно, не удовлетворил – он просто поменял того местами с Элангой.

  6. МЮ вернулся к покупке Антони во что бы то ни стало, Аякс повысил стоимость ещё раз в соответствии с усилившимся нежеланием продажи и значительно ухудшившейся перспективой замены. Антони занялся саботажем, который вынудил договариваться. В итоге в продаже за 100 нет никакого триумфа.

  7. Аякс взял на замену Окампоса — паническая покупка такого типа, какую он никогда не делал.