9 мин.

Баджо и Липпи: анатомия вражды

Предыстория

5 декабря 2011 года на юго-востоке Флоренции проходила церемония чествования лучших людей в истории итальянского футбола. Шесть фигур в безупречных дорогих костюмах позировали фотографам: по лысым головам сразу угадывались Адриано Галлиани, Пьерлуиджи Коллина и Арриго Сакки, чуть поодаль от них стоял Мишель Платини. Все четверо широко улыбались, а Коллина и Галлиани активно что-то обсуждали и не сдерживали хохота. Контрастно по отношению к этой веселой компании выглядели Марчелло Липпи и Роберто Баджо. Они неловко смотрели в толпу, избегая друг друга, и на их губах не было ни намека на улыбку.

Как получилось, что отношения великого тренера и игрока перешли в откровенную вражду? Для того, чтобы разобраться перенесемся в лето 1994 года, самое сложное время карьеры Баджо.

Вражда началась именно тем летом, когда Липпи и Баджо познакомились. Все лето Роберто преследовали итальянские СМИ, проклиная его за незабитый пенальти в пасаденском финале. «Они хотели найти козла отпущения и выбрали меня», - вспоминал форвард о событиях тех мучительных месяцев.

Казалось, все вокруг забыли, что именно Баджо вытащил в финал посредственную «Скуадру Адзурру», а его личный перфоманс на турнире вполне можно было сравнить с гениальным выступлением Диего Марадоны на ЧМ в Мексике 8 годами ранее.

Тем же летом Липпи приехал в Турин из Неаполя, чтобы возглавить «бьянконери». Марчелло заменил Джованни Трапаттони и почти сразу же пообещал, что сделает атаку «Ювентуса» менее зависимой от Баджо. Идти на конфликтные меры для этого не пришлось: Баджо травмировался, когда забивал шикарный гол «Падове» со штрафного, поэтому пропустил большую часть сезона. Одновременно с этим событием в основу «Юве» ворвался мальчишка Алессандро дель Пьеро, вцепившийся в полученный шанс и сыгравший важную роль в чемпионстве «Ювентуса» в тот год.

Баджо восстановился только к концу сезона, но успел набрать неплохую форму. Роберто забил умопомрачительный гол «Боруссии» в ответном матче полуфинала кубка УЕФА, а затем практически в одиночку разорвал «Парму», обеспечив «черно-белым» долгожданное скудетто.

Однако участившиеся повреждения «десятки» и восхождение дель Пьеро убедили в том, что жизнь есть и без Баджо не только Липпи, но и новосформировавшийся совет директоров клуба в составе Моджи, Беттеги и Жираудо.

После окончания сезона Роберто пригласили «наверх» и сообщили, что больше не могу гарантировать ему место в старте и хотят пересмотреть условия контракта в сторону уменьшения зарплаты, если он все еще хочет играть за «Юве». Зная, что ему только 28 и он один из лучших в мире, Роберто отказался от компромисса. Расставание выглядело неизбежным.

Несмотря на интерес со стороны грандов футбола, «Реала» и «МЮ», а также конкретных предложений от «Ромы» и «Блэкберна», Баджо восхитился усилиями Сильвио Берлускони и подписал контракт с «Миланом» летом 95 года. Несмотря на уход, Баджо не таил зла на Липпи: он понимал, что продажа связана с экономической ситуацией в клубе. После того знаменательного гола «Боруссии» они даже обнялись. В следующие 4 года эта парочка практически не пересекалась.

Время Баджо в «Милане» оказалось неоднозначным: он сразу же выиграл скудетто под руководством Капелло, но как и в прошлом сезоне был только одним из. А следующий сезон стал катастрофой: под руководством Оскара Табареса «Милан» стал 11-ым.

Липпи же утверждался в качестве лучшего итальянского тренера: «Ювентус» выиграл ЛЧ в 1996-м с шикарным атакующим трио Дель Пьеро – Виалли – Раванелли. В следующие 2 сезона он выиграл чемпионат Италии и оба раза довел команду до финала ЛЧ. Рокировка Баджо на Дель Пьеро полностью оправдала себя: последний превратился в нападающего, вселяющего животный страх в любого защитника.

Тем временем Баджо покинул «Милан» и снова отказался от предложений зарубежных топ-клубов. Сэр Алекс хотел заменить им Кантона, но получил отказ. То же самое случилось и с «Барселоной». Это не было страхом перед зарубежными чемпионатами и боязнью другого стиля игры: Роберто понимал, что отъезд в Англию из лучшей на тот момент лиги мира существенно уменьшит его шансы на попадание в состав сборной на ЧМ во Франции.

Поэтому Баджо подписался с «Болоньей», забив 22 мяча и выдав один из лучших сезонов в карьере. После такого о месте в самолете на Францию беспокоиться не стоило.

Во Франции Баджо удалось восстановить свое реноме и после турнира подписать контракт с «Интером». «Божественный хвостик» понимал, что это его последнее пришествие в большой клуб. «Интер» отчаянно бился за скудетто с «Юве», и Массимо Моратти надеялся, что Роналдо и Баджо составят лучшую связку в истории итальянского футбола.

Конфликт

Сезон 98-99 и Баджо, и Липпи не смогут занести себе в актив. Травмы стареющего итальянца перемешались с моментами истинной гениальности, как например уничтожение «Реала» на групповом этапе ЛЧ или 4 голевые передачи в матче с «Ромой». Тем временем эпоха Липпи в «Ювентусе» подходила к концу: Марчелло уведомил совет директоров, что хочет покинуть команду. В итоге договорились, что он доработает контракт, который заканчивался следующим летом, но все закончилось раньше. Травма дель Пьеро, обескровленный «Юве» уступает «Парме» 4-2, и Моджи, наконец, удовлетворяет отставку тренера.  В итоге главные претенденты на «скудетто» финишируют, соответственно, седьмыми и восьмыми. В апреле 99-го после серии встреч с Моратти Липпи соглашается возглавить «Интер».

Первое же условие Липпи: покупка Кристиана Вьери. Тренер взбесился, когда узнал, что Моджи продал Кристиана в «Атлетико». Теперь Липпи хотел вернуть себе Вьери любой ценой. После возвращения итальянца из Испании в составе «Интера» сформировался шикарный атакующий квинтет: Роналдо, Баджо, Вьери, Саморано и Рекоба. Смесь изобретательности, агрессии, силы и напористости.

По словам Баджо, он и Липпи встретились перед началом сезона, чтобы обсудить перспективы Роберто. Липпи убедил, что для Баджо есть место в составе: по задумке тренера Баджо и Рекоба должны бороться за позицию «десятки», чтобы поддерживать Вьери и Роналдо из глубины. «Я не просил никаких гарантий. Мне нужно было знать, что мне дадут такие же шансы, как и всем остальным», - рассказывал Баджо. Обещание Липпи длилось недолго.

Липпи слышал, что в раздевалке «Интера» очень сложная атмосфера. Поэтому решил контролировать ситуацию в команде необычным способом. Роберто в своей автобиографии писал: «Липпи попросил меня рассказывать все, что я слышу от партнеров. Но я отказался. Я могу помочь команде только на поле и не собираюсь быть стукачом».

Как рассказывает Баджо, Марчелло резко сдал назад и обвинил Роберто в неправильном толковании его слов. «Я не прошу тебя быть шпионом», - взвился Липпи. Именно этот эпизод стал причиной войны между двумя гениями.

То, что Липпи серьезно обижен, Баджо понял практически сразу. Летний лагерь перед сезоном. Баджо выполняет шикарную передачу на 40 метров, Вьери выходит один на один и забивает. Пануччи и Вьери разворачиваются к Баджо, улыбаются и начинают аплодировать. Липпи, наблюдая за ними, яростно взрывается: «Вьери, Пануччи, что вы черт возьми делаете? Мы здесь не для того, чтобы радоваться. Мы здесь для того, чтобы работать. И тебя это касается тоже», - тренер буквально испепелил Баджо взглядом. «Я был ошеломлен. Он сказал это так, будто готов был выплеснуть на меня яд».

Сезон начался, и Роберто оказывался только на скамейке или даже на трибунах. Он не появлялся на поле до конца сентября, а до зимнего перерыва сыграл только 111 минут. Это раздражало Баджо, и он напомнил Липпи об обещании. Марчелло отмахнулся, заявив: «Ты в ужасной форме и не заслуживаешь игрового времени. Виноват только ты сам». После этого он попытался унизить Баджо еще сильнее. На тренировке при всех игроках Липпи сказал Роберто, что тот «недостаточно хорош, чтобы играть за «Интер»». Однако игроки были на стороне «десятки». Иван Кордоба в интервью СМИ сказал: «Я не понимаю этой ситуации. Он не играет, но на тренировках Баджо лучший.»

Теперь Липпи старался провоцировать Баджо по любому поводу. В кафетерии на базе «Интера» Баджо попросил официантку добавить немного пеперрони в его салат. На следующий день он снова попросил пеперрони, но официантка заявила: «Извините, но я не могу добавить пеперрони в ваш салат. Обратитесь к клубному врачу». Ничего не понимающий Роберто отыскал доктора Вольпи, и тот подтвердил, что теперь рацион футболиста полностью контролируется Липпи. «В тот момент я ощутил себя морским пехотинцем», - писал игрок в автобиографии.

Дождавшись январского трансферного окна, «Интер» стал пытаться расстаться с Баджо. Покупателей было навалом: «Ливерпуль», «Арсенал», «Рейнджерс», «Галатасарай», «Тоттенхэм» - все желали видеть у себя Баджо. Но игрок пошел на принцип, он не хотел прогибаться под Липпи. Теперь это было делом гордости и чувства собственного достоинства.

«У меня будет шанс играть только если нашу команду поразит эпидемия», - усмехался Баджо. И это вдруг случилось. Роналдо травмировал колено против «Лечче», Саморано также лечился, а Вьери был дисквалифицирован. Если еще и можно было бы найти доказательства того, что Липпи игнорирует Баджо, то матч против «Вероны» 23 января 2000 года лучший тому пример. Зимой Моратти подписал Адриана Муту, и то вышел на поле в паре с Рекобой. На 35-й минуте Мартин Лаурсен вывел «Верону» вперед. В отчаянии Липпи сменил Хавьера Занетти на Баджо. И после этого сработала связка Рекоба – Баджо: каждый из них набрал 1+1, и «Интер» вытащил безнадежный матч. «Баджо это сказка» - таким был заголовок «La Gazzetta dello Sport» на следующий день.

В послематчевом интервью Роберто не стал ничего скрывать: «У меня нет никаких проблем с физикой. Я готов играть и приносить пользу».

Липпи неохотно поставил его в старт на матч с «Ромой», и снова Баджо как назло проявил себя с лучшей стороны, отдав голевую передачу на Вьери. Однако затем последовала шестиматчевая серия без побед, и Баджо вернулся на скамейку. Личные обиды Липпи привели к тому, что «Интер» боролся только за квалификацию ЛЧ. «Интер» и «Парма» финишировали вровень в борьбе за последнее лигочемпионское место. Решающий матч между командами за право играть в ЛЧ назначили на «Стадио Бентегоди».

Перед игрой Баджо имел обстоятельный разговор с Моратти. Массимо попросил Баджо продлить контракт, но Роберто отказался, поставив президента «Интера» перед выбором: или я, или Липпи. Тогда Моратти сказал: «Если мы проиграем плей-офф «Парме», я уволю Липпи».

Тот матч надолго запомнится болельщикам. Игра Баджо была образцом чистого гения, а его дубль принес «Интеру» место в ЛЧ. Это был пример профессионализма самого высокого уровня: своей игрой он сохранил работу для Липпи, а это значило, что места для Баджо в «Интере» больше не будет. Баджо отнесся к ситуации иронически: «Целый год меня унижали, но в самый напряженный момент Липпи обратился за помощью именно ко мне.»

По возвращении в раздевалку все игроки поздравляли Баджо. Подошел и Липпи, но был проигнорирован. Теперь их пути окончательно разошлись.

Баджо был исключительным футболистом и рассуждая о том, почему он так часто конфликтовал с тренерами, так и не нашел ответа: «Возможно, они ревновали, т.к. меня любили все, даже противники. Я лишал их статуса главного героя, которого они так отчаянно желали. В современном футболе все чаще доминируют тренеры и их нарциссизм.»

Фото: zimbio.com gazzetta.it

Источник