8 мин.

Платите картой – Северная Америка

В первой части поста про карточные кобренды я рассказывал о российском опыте, который по понятным причинам в основном сфокусирован на футболе, изредка хоккее и глобальных спортивных мероприятиях (Олимпийские Игры, Кубок Мира ФИФА и т.п.). В мире ситуация в общем и целом похожая, но есть и свои особенности.

Северная Америка

Тут ситуация довольно сложная, на самом деле. Крайне высокая степень интеграции спорта в любую коммерческую активность создаёт целый клубок исключений и особых случаев, когда партнёром, например, лиги является одна платёжная система, но у клуба есть действующий договор с банком, который продолжает выпускать кобрендинговые карты конкурирующей компании. Кроме того, права обычно покрывают одну страну (США, или Канаду), так что у условного ХК «Питтсбург» может быть как канадская, так и американская карта. Поскольку лиг и клубов в них в США крайне много, в качестве примеров я выбирал 1-2 случая, чтобы сохранить разумный объём поста.

MLB

У каждой уважающей себя американской лиги есть «карточный» партнёр, и у бейсболистов это MasterCard. Когда я первый раз был в Нью-Йорке 4 года назад и открывал счёт в Bank of America, менеджер-афроамериканец вручил мне увесистый каталог с вариантами дизайна карт, среди которых были и все команды MLB. Тем, кто дочитает до конца, повезёт увидеть мою тогдашнюю причёску на фотографии, которой снабжена карта. Вот пару примеров дизайна (клубы и нейтральная карта в конце):

МЛБ
МЛБ
МЛБ
МЛБ

Главный бонус карты помимо дизайна – интеграция с программой лояльности Лиги MLB Extra Bases, которая предлагает огромное количество вариантов траты заработанных бонусов, – билеты, мерчандайзинг, редкие вещи с автографами и прочий эксклюзив.

NHL

Партнёр хоккеистов –не самая известная в России платёжная система Discover, которую у нас в стране эксклюзивно представляет Русский Стандарт. Никакой специальной карты у них нет, видимо, это входит в противоречие с уже имеющимися соглашениями между отдельными клубами и банками, но по карте Discover можно получить значительную скидку на мерчандайзинг, билеты, также она даёт доступ к различным розыгрышам и активностям, связанными с теми мероприятиями, которые Discover спонсирует (Зимняя Классика и т.п.)

При этом канадский Scotiabank предлагает полный набор брендированных командами карт на местном рынке, интегрированных с их собственной программой лояльности ScotiaHockey Rewards, которая хоть и организована самим банком, по уровню ничуть не уступает официальной программе той же MLB. Также карта даёт скидку 20% на покупки в канадском магазине НХЛ.

Скотия

Помимо Scotiabank НХЛовские карты есть и у одного из глобальных лидеров в категории нетрадиционных кобрендинговых карт (спорт, музеи, благотворительность, сети магазинов и т.п.), банка mbna, который принадлежит Bank of America:

 

Ойл
FL

Набор опций там совсем небогатый (и зависит от клуба), только классические бонусные баллы, которые связаны со стандартной программой поощрения, имеющейся сейчас, кажется, уже у каждого банка.

А вот пример карты, изготовленной по контракту между отдельным клубом и местным банком:

RW

Никаких бонусов, но это потому что банк небольшой, да и альтернативы у болельщиков особой нет.

NBA

Официальным банковским партнёром НБА является второй по величине банк Испании BBVA, у которого довольно прочные позиции в ряде латиноамериканских стран, также это один из 15 крупнейших банков США. У них там целый пакет банковских услуг для фанов баскетбола, есть и карты команд:

OCK

Дизайн стандартный для всех клбов, из бонусов можно выделить специальное приложение с результатами матчей и очень богатый для дебетовой карты набор приветственных подарков ($15 от Амазона, $100 от официального магазина НБА).

Как и в случае с НХЛ, свои карты есть и у клубов:

Bull
ЛА

Чикаго ничего, кроме собственно дизайна, не предлагает, а вот у банка OneWest бонусы за покупки можно обменять на места в первом ряду, или ложе, проходки на пресс-конференции, встречи с легендами клуба и даже возможность выйти на площадку в перерыве и бросить мяч в корзину на глазах у 20 тысяч болельщиков (они, конечно же, останутся посмотреть).

MLS

Уже упомянутая мной выше банковская группа BMO выпускает в Канаде карты трёх местных футбольных клубов:

МЛС

Никаких специфических футбольных бонусов карты не дают. Кому там нужна возможность встретиться с игроками, правда?

Вообще в МЛС пока почти нет клубных кобрендов, вот ребята из Орландо осенью выпустили карту мегакрасивого цвета:

Орл

Карта дебетовая, выпускается не банком, а кредитным союзом (это такая типично американская структура, где одни дают в долг, другие берут, всё чисто и прозрачно), поэтому никаких миль, очков, только привилегии от клуба (перечень в процессе финализации).

А в Коламбусе только выбирают на сайте дизайн:

Кол

В голосовании лидирует не пацанский чёрный, а несолидный жёлтый, которые они почему-то называют золотым.

Автогонки

Раньше свои карты были у Идикара и Discover, Bank of America выпускал кредитки NASCAR с очень выгодными бонусами, а сейчас от этого изобилия осталась только подарочная карта NASCAR, ориентированная в основном на люмпенизированные слои американского общества, у которых нет банковского счёта. Никаких бонусов, просто пополняемая подарочная карта, если хочется заиметь пластик в кошельке:

NASC

NFL

У американского футбола есть своя программа лояльности NFL Extra Points, в которой есть все уже описанные выше бонусы вроде подарочных карт, возможностей получить классный билет, подписанные майки и тому подобное добро. Кажется уже, что ничего нового и особенного, но посмотрите, что они предлагают, там реально мегакрутые вещи, ради которых реально хочется пользоваться одной из этих 32 кредиток (или нейтральной с логотипом Лиги):

NFL

Прочие виды спорта / Заключение

В разное время с переменным успехом существовали (и существут) кобрендовые карты с клубами, играющими в лакросс, женский баскетбол, софтбол и прочую экзотику. Вот, кстати, карта для любителей американских сборных по кёрлингу:

Кёрл

Отдельной строкой стоит выделить NCAA, ассоциацию студенческих лиг, которая представляет собой денежную машину, сопоставимую по масштабам с той же НХЛ, но очень аккуратно действующей во всём, что связано с коммерциализацией. Там играют только «любители» (об этом я напишу отдельный пост), всё чинно и благородно, поэтому и кобрендовые карты формально привязаны к институтам и колледжам, а не их спортивным командам. Например, вот что предлагает Bank of Amercia:

ND

У Нотр-Дама, одного из ведущих универститетов США, также есть своя программа лояльности, которая и интегрирована с этими картами.

В общем и целом, в Севреной Америке поддерживать свой клуб, оплачивая покупки, легко и приятно. Да, предложения не отличаются уникальностью, как, например, у некоторых наших клубов (см. пример Рубина в первой части рассказа), зато доступна практически любая команда, есть шанс получить уникальный опыт, попасть на тренировку, познакомиться с игроками. Думаю, со временем и наши банки начнут видеть в болельщиках потенциальную аудиторию, которой можно предложить что-то подобное, а болельщики начнут в свою очередь больше подходить под определение интересной для банков клиентуры.

P.S. Обещанный бонус, моя карта MasterCard Bank of Amercia Boston Red Sox:

РС

В следующий раз расскажу про Европу!