Лучшее шасси пелотона
Блог

«Феррари» не первый год подозревают в читерстве с мотором. Расследование замяли тайным соглашением, конкуренты в ярости

Скандал перед стартом сезона.

«Формула-1» завершила последний активный этап предсезонки: тесты в Барселоне закончились, и команды разъехались по базам. Теперь у инженеров есть две недели для анализа данных и внесения последних штрихов в попытке улучшить болид к старту сезона. Впереди – гонка в Австралии 15 марта.

За десять минут до конца тестовых заездов в паддок забросили информационную бомбу: Международная автомобильная федерация (ФИА) выпустила расплывчатое и двусмысленное заявление о спорных моторах «Феррари», которые изучали с конца прошлого года.

«После проведения технических исследований был завершен анализ работы силовой установки «Феррари» и достигнуто соглашение с командой. Подробности соглашения останутся между сторонами.

ФИА и «Феррари» согласились на ряд технических шагов, которые улучшат мониторинг всех силовых установок в «Формуле-1» в ближайшие сезоны, а также помогут ФИА в выполнении других регуляторных обязанностей в «Формуле-1» и исследований, касающихся выбросов углерода и более экологически чистых видов топлива».

Эпопея с подозрениями «Феррари» в читерстве и получении незаконного преимущества подошла к концу. Или нет?

Лучший мотор пелотона

Сезон-2019 поменял представления о раскладе сил в битве моторов. «Мерседес», уделывавший всех по мощности и скорости на прямых, сосредоточил свое внимание на прохождении поворотов, а лидером по части лошадиных сил стала Скудерия. Итальянцы отыгрывали у конкурентов по шесть-восемь десятых с круга на прямых, а босс чемпионов мира Тото Вольфф оценивал преимущество «Феррари» по мощности в 50 лошадиных сил.

«Мерседес» и другие команды «Ф-1» не первый год подозревают итальянцев в махинациях с силовой установкой: высказывались предположения о нелегальном режиме работы модуля MGU-H, установке двойного аккумулятора и даже дополнительных баков с топливом, но техническим делегатам ФИА ни разу не удавалось выявить признаки мошенничества.

В 2019-м подозрительным скачком мощности моторов «Феррари» после обновлений на Гран-при Италии озаботился «Ред Булл». Австрийцы направили запрос в ФИА: речь шла уже о возможных манипуляциях с замерами потребления топлива и сжигании смазочных жидкостей, что якобы открывало для «Феррари» возможность включать более агрессивные режимы работы двигателя.

Через два месяца Федерация, в свою очередь, выпустила директивы, уточняющие технические детали измерений, и уже на Гран-при США красные болиды поехали куда медленнее.

«Вот что происходит, когда перестаешь жульничать. Теперь нам нужно внимательно следить за ситуацией», – лидер «Ред Булл» Макс Ферстаппен прокомментировал ситуацию в своем стиле.

Моторная война в «Формуле-1»: конкуренты пытаются утопить «Феррари» руками судей

Правда, ясности не прибавилось: в Остине Шарлю Леклеру пришлось использовать старый мотор, «Феррари» не нашла подход к резине, а Себастьян Феттель сошел в самом начале гонки из-за сломанной подвески. А уже в Бразилии, несмотря на проигрыш Максу Ферстаппену в квалификации, «Феррари» вновь была лучшей на прямых. Кроме этого, руководитель Скудерии Маттиа Бинотто выдвинул свое объяснение: оказывается, некоторое снижение мощности связано с переработкой болида под большее количество прижимной силы и скорость в поворотах.

Оппонентом «Феррари» выступил технический директор «Формулы-1» Роб Смедли: по его словам, утверждения о том, что команда работает над увеличением прижима, не соответствуют действительности, ведь заднее крыло SF90 не претерпело существенных модификаций:

«Если команда выбирает направление увеличения прижимной силы, то самым простым и очевидным способом добиться нужных показателей всегда было изменение заднего антикрыла. Конечно, есть и другие способы, но они, как правило, менее эффективные и действенные – без заднего антикрыла трудно заставить это работать. Конфигурация, представленная в Остине, выглядит почти так же, как и вариант из Мексики – я не вижу каких-либо различий».

Неожиданный поворот в скандале с подозрениями «Феррари» в читерстве: эксперт «Ф-1» опроверг оправдания Скудерии

Наконец, за две недели до окончания сезона ФИА изъяла детали топливных систем «Феррари», ее клиентской команды и также другого производителя для проведения сравнительного анализа, а теперь, под самый занавес зимних тестов объявила о завершении исследований.

Что известно об итогах расследования?

Выудить из водянистого заявления ФИА можно немногое, поэтому просто перечислим факты.

1. Несмотря на достаточное количество времени, прошедшего с середины ноября 2019-го (именно тогда Федерация затребовала моторы «Феррари» на проверку), о завершении расследования объявили лишь сейчас, спустя 3,5 месяца.

2. Февраль – период, когда поклонники «Ф-1» пробуждаются от зимней спячки. Команды объявляют о контрактах со спонсорами, презентуют болиды и, наконец, впервые обкатывают новинки на тестах. Единственный серьезный перерыв в общении коллективов с прессой – двухнедельная пауза между окончанием тестов и первым этапом чемпионата в Мельбурне, и именно в этот момент ФИА опубликовала свой текст. До 12 марта, когда состоится пресс-конференция перед Гран-при Австралии, журналистам будет не так просто выхватить комментарий по этой теме.

3. О содержании кулуарного «соглашения» между «Феррари» и ФИА остается только гадать. К тому же, в заявлении не говорится ни слова о виновности или невиновности итальянской команды. Является ли это подтверждением читерства со стороны «красных»? Идет ли на пользу «Ф-1» такая недосказанность? Каждый болельщик сам ответит на эти вопросы.

На этом списке надежная информация заканчивается – остаются лишь предположения и теории заговора. Все как мы любим.

Вопросов больше, чем ответов

ФИА продемонстрировала чудеса дипломатии, в результате которых у болельщиков остались крайне смешанное и противоречивое послевкусие. Федерация завершила историю с моторами «Феррари», не поставив точку: она не обвинила команду в мошенничестве и не сообщила о ее невиновности, не выписала официальный штраф, однако намекнула на «помощь» «Феррари» в проведении исследований.

Открытость и прозрачность – те составляющие, которых не хватает болельщикам на протяжении всех последних лет. Зрители без конца обсуждают решения стюардов и возмущаются различным наказаниям за аналогичные проступки. То же самое и с «Феррари» – сложно не усомниться в честности спортивной борьбы, когда после серьезных обвинений в читерстве одной из команд ФИА не сочла нужным ничего объяснять.

«Непросто найти удовлетворительные ответы на те вопросы, которые породила эта бомба, – написал журналист Скотт Митчелл для The Race. – Такой исход не назовешь позитивным ни для людей, верящих в справедливость, ни для «Феррари», которая пыталась доказать, что не нарушала правила. Тот факт, что прямой вывод не озвучен, предполагает, что «Феррари» было тяжело убедить ФИА в полном соответствии двигателя регламенту. Как это можно считать приемлемым для «Феррари», если она отстаивает свою невиновность? А их противники могут посчитать заявление свидетельством того, что «Феррари» не понесла заслуженного наказания».

Владельцы «Формулы-1» потратили массу усилий на развитие соцсетей чемпионата и сотрудничество с Netflix для того, чтобы продемонстрировать: наш любимый спорт рождает множество захватывающих историй и состоит не только из спорных судейских решений и подковерных интриг. Считают ли боссы «Либерти Медиа», что закулисные договоренности команд с ФИА помогут популяризации «Ф-1»?

«Возможно, компромисс между ФИА и «Феррари» действительно послужит интересам чемпионата. Но непрозрачность заявления ФИА не позволяет этого узнать. Возникает много вопросов, и на них нужно ответить, потому что предложенного сейчас просто недостаточно», – заключает Митчелл.

Неизбежный компромисс с главным игроком в «Формуле-1»

«Феррари» в «Формуле-1» – это больше, чем просто команда. Скудерия участвовала во всех сезонах чемпионата и получает дополнительные деньги за участие в гонках в качестве «исторического» бонуса. В Италии у «Феррари» культовый статус, в той или иной степени распространившийся по миру благодаря чемпионствам в давние времена, а позднее после побед Лауды, Шумахера и Райкконена.

Нужны ли ФИА прения с легендарной командой и символом «Формулы-1», когда новый Договор согласия на 2021 год еще не подписан? «Феррари» – too big to fail организация для «Формулы-1», терять ее нельзя не при каких условиях. Итальянцы и раньше не гнушались шантажом, намекая на уход из чемпионата (справедливости ради – они в этом не одиноки), так что неблагоприятное развитие событий могло обернуться для «Либерти Медиа» катастрофой.

В этой связи редактор Auto Motor und Sport Михаэль Шмидт считает публикацию заявления ФИА в преддверии двухнедельного перерыва перед Гран-при Австралии логичной:

«Возможно, к тому времени заголовки захватит коронавирус, а «Феррари» отойдет на задний план. Почему ФИА вообще дала комментарий? Вероятно, из-за давления со стороны «Мерседеса» и «Ред Булл». Замалчивать дальше было невозможно.

Если говорить обтекаемо, то делегаты ФИА, очевидно, нашли нестыковки в работе двигателя «Феррари» 2019 года. Более прямолинейные люди сказали бы о мошенничестве. Смогла бы ФИА доказать это во всех деталях – другой вопрос. Юридические прения могли привести к копанию в грязном белье и при определенных обстоятельствах не дать желаемого результата. Легче было прийти к соглашению».

Шмидт утверждает, что «Феррари» все-таки получит свое наказание за спорные технические решения, но не совсем в традиционном формате:

«Феррари» будет финансировать исследования CO2-нейтрального топлива, инициированные ФИА. Речь может идти о десятках миллионов долларов».

Придется заплатить и на трассе: по информации Auto Motor und Sport, этой зимой в Маранелло пришлось конструировать совершенно новый двигатель, и он значительно уступает «читерскому» по мощности.

Соперники не сдадутся

Хитрые компромиссы с «Феррари» для сохранения стабильности «Формулы-1» могут привести и к противоположному результату. Конкуренты «красных» из «Мерседеса» и «Ред Булл» стали столь же неотъемлемой частью автоспорта и забрали все титулы за последнее десятилетие – вряд ли они смирятся с таким развитием ситуации.

«28 февраля 2020 года – ни в коем случае не конец истории, а начало очень долгого процесса, – считает Кристиан Ниммерфоль из Motorsport-Total, – Вполне вероятно, что другие команды тоже захотят поторговаться с ФИА. В конечном счете, речь идет о больших деньгах.

Если «Феррари» заняла второе место в Кубке конструкторов незаконно, то оно должно было уйти «Ред Булл», который недополучил около 10 миллионов долларов. «Макларену» досталось бы на 8 миллионов больше, и даже «Уильямс» заработал бы как минимум два лишних миллиона, если бы «Феррари» исключили из чемпионата».

Несмотря на «удачный» тайминг заявления ФИА, журналистам Motorsport-total удалось дозвониться до нескольких руководителей коллективов «Ф-1», однако никто их них не согласился дать официальный комментарий. Но фидбек от команд опубликовала BBC: они «шокированы», «рассержены» и будут предпринимать следующие шаги. Опять же, под запись никто говорить не решился, но картина вырисовывается яркая:

«Команды озабочены тем фактом, что попытка ФИА подвести черту не проясняет, соответствовал ли двигатель «Феррари» прошлого года правилам. Они считают, что способ завершения расследования поднимает фундаментальные вопросы:

  • Означает ли отсутствие наказания для «Феррари» то, что их машина была легальна на протяжении всего сезона-2019?
  • Если так, то почему об этом нельзя объявить? Зачем нужно «соглашение» и что это за соглашение?
  • Как команды могут доверять «Ф-1», если ФИА не способна завершить расследование и сообщить, соответствовал ли болид правилам или нет?»

Недовольство конкурентов «Феррари» подтвердил и эксперт Sky Sports Карун Чандок:

«Улетал с тестов на самолете с ведущими специалистами из пяти разных команд. Заявление выпустили, когда мы добрались до аэропорта – эмоции варьировались от гнева и разочарования до ярости и даже печали. И уж, конечно, никто не казался удовлетворенным!»

Похоже, до конца истории далеко – в Большом цирке с гарцующими конями из Маранелло будет весело.

Революция в «Формуле-1»: теперь у «Феррари» лучшая машина в медленных поворотах. Годовое доминирование «Мерседеса» закончено

Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene, Charles Coates, Mark Thompson, Clive Mason, Rudy Carezzevoli; REUTERS/Albert Gea

Да
44%
Макс Ферстаппен
Нет
56%
Маттиа Бинотто

80 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Я опять таки не сторонник никаких теорий заговора против конкретно Феррари, ибо это бессмысленно, но уж очень красноречиво чуть менее чем все команды уже третий год занимаются ровно тем, что ищут у прибавившей Феррари запрещённые элементы, ни Ред Булл времён Феттеля, ни Мерседес никогда так не прессовали
+64
-24
+40
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Вы давно следите за Ф-1? По Ред Буллу, так чуть ли не раз в квартал вносили какие-то изменения в регламент. Гонялись за его якобы "изгибающимся передним крылом", то разрешали, то запрещали двойной диффузор. Не зря Ньюи пишет в своей книге, что FIA - Ferrari international aid. И судя по всему десятилетиями ничего и не меняется.
+44
-14
+30
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ну а какой-нибудь Лука ди Монтедземело (реальный, а не его здешний позорный клон) напишет, что в Ф1 засилье британских чинуш. Что меняет этот аргумент с книгой
+23
-4
+19
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ну статья понятная. Напишу свое мнение как человек который желает видеть борьбу на трассе, а не в кабинетах.
Тут кое-кто опять завел шарманку про ФИАррари. Ребята, устарело на 15 лет. 15 лет назад в клипе Вестлайф ходила молодая красивая Клавдия Шиффер под песню Билли Джоэла. Сейчас в клипах гундит в нос страшная как жизнь в фильмах Звягинцева Билли Айлиш. Промоутеры другие, первое лицо ФИА и их фавориты тоже.
Что по сути видим в два последних года? В 18-м Феррари подтянули машину, пошла борьба, тут же начали привозить заказные шины под Мерседес, давить Фета штрафами. В 19-м Феррари сделали квалификационный режим, их в ответ начали душить ограничениями по мотору, проверками и да, еще более жесткими шинами, и опять в ходе сезона. Придушили так, что в конце сезона РБ выглядели лучше. В этом году опять повысили давление в шинах (все для команд с лучшим механическим сцеплением), все межсезонье придушивали Феррари с новой версией мотора.
А теперь давайте посмотрим на Мерседес? Вы же понимаете, что "режим вечеринки" невозможен без изменения мгновенного расхода топлива? Ребята пять лет катаются, все нормально. Их механическое сцепление обеспечивается полуактивными гидравлическими актуаторами. А что же тогда у Феррари попытки применить такие элементы забанили? Не надо рассказывать про гениальность в поиске серых зон в регламенте, идет игра в наперстки. Тот же самый новый руль. Вы же понимаете, что не прямо рулем приводится изменение схода-развала, это активируется через гидроусилитель кнопочкой на колонке. Что мешает менять состояние подвески не рулем?
Суть очень простая. Феррари нужны ФИА как босс в компьютерной игре, без Феррари никто на состязания Макларена против Вильямса кроме хардкорных фанов смотреть не пойдет, аудитория упадет в разы. За это и платят, и немного, кстати. А в игры промоутеры играют свои. В этом году Феррари договорились, чтобы хотя бы правила по ходу сезона не меняли. Сомневаюсь, что так и будет.
+23
-10
+13
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Вообще конечно позиция ФИА непонятна, ну делают люди мотор лучше, хорошо же, вы рамки поставили, вписываются если в чём проблема?
+11
-4
+7
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Что значит читерила с движком? Это когда также как и мерседес (Только чуть позже) нашла Лазейку с маслом? Пока мерс пару лет жрал масло никому дела до этого не было, а как Феррари стали жечь, так начали ограничивать дополнительное потребление масла. Эта история же еще свежа, нет?
Как мерс в Бельгии поменял мотор, который в Италии уже был вне закона?
Смотря, что понимать под читами.
+6
0
+6
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Все эти "тайные соглашения" (за которыми почти наверняка ничего нет) - не что иное, как привлечение внимания аудитории к серии. Способ не самый здоровый, но действующий.
+10
-4
+6
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Но ни разу правом вето не пользовались. И из чемпионата не уходили. А уйти грозят и мерсы, и рб. Рутина, ничего нового.
+5
-1
+4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ширяев подал однобокую информацию, процитировав лишь избранные моменты зарубежных статей. Ничего не написано про сливы инфы от ФИА конкурентам Феррари. Говоришь А - говори Б
+7
-4
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Никакого послевкусия. Не пойман не вор.
+9
-6
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Так не об этом же. Мерс всё это время до 18 нормально себе попивал масло и как эту технологию стали использовать Феррари так оказалось, что они читерят с маслом? Ограничивали после гран при Италии потребление масла, чтоб этих красных читеров прищучить, а на деле мерс привез двигатель в Бельгию, который мог весь чемпионат пить литр, вместо 600 грамм, который потреблял читерский красный двигатель, да? Что то шуму от двойных батарей поубавилось или красные поменяли систему и сейчас там стоит одна батарея ? Вроде не было таких новостей? Это же все читы за последние три года, о которых ты говорил?
PS. Мерс, конечно соответствовал регламенту, и выигрывал благополучно, в том числе и за счет масляного аппетита, но как это начали делать Феррари то ее стали запрещать.
Да нет. Не может быть)))
+4
-1
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
То есть Мерседесу можно замутить штуковину с рулем, а Феррари ничего нельзя?
+5
-2
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Я вам страшную вещь скажу - все датчики мгновенного расхода как стоящие часы, показывают правильное время два раза в сутки. Датчики не врут только на том режиме течения, в котором они были оттарированы, при изменении числа Рейнольдса показания сильно уходят. В идеале, надо всем наливать перед стартом в бак по 110 кг и пусть крутятся как знают.
+5
-2
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Нууу... Ньюи в данном вопросе предвзят.. Они его вечные соперники были. Факт.. с 1992 по 2004 ЧМ выигрывали либо Шумахер и его команда, либо болиды Ньюи..
+8
-5
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Приятель, как будто из твоих налогов вычли😂
Эта история с 80-х длится
+3
-1
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
С таким построением у мерса нет шансов. На лучшем балансе чемпионаты не выигрывают)))
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Потому что в Большом цирке сплошное лицемерие было всегда.. Все оппоненты Феррари хотят таких же привелегий и денег, но т.к.. не имеют, то и причитают.. Потому как, на войне все средства хороши..
Нет в паддоке чистых и праведных.. а есть огромные деньги и люди в дорогих костюмах, которые требуют отдачи за каждый вложенный доллар..
+5
-3
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
PS Проблема, короче говоря, в следующем. ФИА вместо того, чтобы описать что можно и что нельзя явно, создали серые зоны, где будут решать на свое усмотрение, кому можно а кому нельзя, да еще и непублично, призывают верить на слово, "там все нормально". Отличные правила, как в анекдоте про Чапаева, где у него в игре с белыми на каждой сдаче было очко.
+7
-5
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Рамки - это регламент, в котором указан лимит на мгновенное сжигание топлива и если при добавлении второго датчика двигатель Феррари с его хитрой системой подачи топлива, сконструированной, кстати, чтобы обмануть первый датчик, становится нелегальным, то значит Феррари вышла за эти рамки.
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ну увидим в этом году насколько мотор Феррари стал еще лучше. А если станет хуже, тогда возникнет вопрос, не читерили ли Феррари в 2019?
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ну я вообще про принцип, если есть улучшения, то что в этом плохого? ФИА ограничения поставила, вроде все им соответствуют, ну если нет то наказывать надо конечно, что б уровнять конкурентов.. Ка к бы правила для всех едины должны быть.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
А как определить лучше стал или хуже? Может конкуренты подтянулись?
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ну вот поэтому и платят.
Прекрасно представляя, что значит это имя для спорта
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Почитаешь комменты.. Получается, что в Феррари только читеры работают. А в остальных командах все белые и пушистые инженеры. Всегда в этом спорте преимущество получал тот, кто лучше мог интерпретировать регламент. Найти такие решения, которые неочевидны, креативны, которые сходу не скопируют соперники и фиа не сможет забанить. У кого-то это получалось лучше, как например выдувной диффузор у Брауна, у кого-то нет, как у Рено опыты с активной подвеской. Вот такой это спорт. И мне он нравится в том числе и за это. А по другому... По-другому это будет GP2 или Индикар...
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Я же как раз о трех годах, тобой упомянутых, говорю. Создать шуму о Читерских двигателях, создали, а опровергнуть забыли. Так и пользуются все этим выражением. Ты же это имел ввиду о тех последних трех годах?
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий