18 мин.

Бургундские мотивы

Да, вот казалось бы – при чем тут Бургундия. Ну, так уж получилось.

Я вот уже много лет никак не мог сообразить, кого же мне напоминает Курбан Бекиевич. Знакомое какое-то лицо, вроде уже почти догадался, но в последний момент озарение ускользает из головы. Вероятно, так бы дальше мучиться и пришлось, если бы не случай.

Игра «Зенита» и «Рубина» выпала на 31 июля.

А именно в этот день все прогрессивное человечество некоторое количество людей, подвинутых на истории гомосапиенсов, если не отмечает его день рождения, то хотя бы вспоминает о Филиппе III Добром – одном из ярчайших представителей бургундских Валуа. Герцог Бургундии, за свою жизнь успевший потроллить всех сильных мира того, благо и сам к ним относился. С одной стороны Филипп сдает англичанам Орлеанскую Деву, с другой – уже через каких-то пять лет осуществляет модернизацию внешней политики, кинув малолетнего еще Генриха VI (бедного ребенка из династической пробирки – дитя Генриха V и Екатерины Валуа) в пользу Карла VII. Мир-дружба с королем французским, правда, тоже на так чтобы надолго – именно у Филиппа нашел пристанище справедливо опасающийся гнева папы (и отнюдь не ремнем по попе) дофин Луи – будущий Людовик Благоразумный, – у которого не очень вышло с Прагерией.

Так вот, вспомнив Филиппа Доброго и посмотрев на Бердыева, я понял – вот оно.

Одно лицо ведь, особенно учитывая, что во времена, когда ван дер Вейден делал свой портрет, цифровая фотография находилась еще в зачаточном состоянии.

Нет, нельзя говорить, что жизненные пути этих людей идентичны. Например, я на все сто уверен, что Бабай никогда бы не сдал Жанну д’Арк, что привело ее к повышенной температуре. А любитель роскоши и покровитель искусств Филипп ни за что не оделся бы в спортивный костюм, которым Курбан Бекиевич радует нас на выездных матчах (если это, конечно, не Лига, но на матчи Лиги и «петушки» в тумбочке остаются).

Но некоторое сходство угадывается. Так Филипп под шумок, пока Англия и Франция вот уже как почти сто лет крошили друг друга острым железом, прибрал к рукам половину Голландии и Бельгии – земли, не имевшие с Бургундией даже общих границ (впрочем, тогда это никому не мешало, в том числе испанцам чуть позже). Бердыевский же «Рубин» точно так же тихой сапой вдруг превратился в одного из лидеров российского футбола. Вроде бы в последние годы все отдавали должное силе казанцев, но это ведь так – всего лишь Казань. Не королевских кровей, всего лишь герцогство. А тут раз – и на тебе за два года Голландия с Бельгией – два чемпионства подряд и ведь уверенных, на классе. Пока остальные разбирались друг с другом, переживали собственные катастрофы, Бердыев как и Филипп утверждает собственный орден – не Золотого руна, но Золотой тюбетейки.

Впрочем, историческая аллюзия, которую, надеюсь, вы мне простите, не имела никакого отношения к главному матчу первого круга (так уж получилось по таблице), в котором Бердыеву предстояло встретиться со Спаллетти.

Причем казанскому наставнику не позавидуешь: команда фактически лишилась нападения, а ехать надо было к лидеру и по очкам, и по игре, кто бы что ни говорил. Текке травмирован, Бухаров в Петербурге, но на трибуне и совсем не с «Рубином». При этом надо не только попытаться забить самим, но и каким-то образом остановить нападение «Зенита».

Пока Бабай думал, зенитовские фанаты придумали свой креатив.

«Зенит» успел дозаявить второго новичка этого лета. Лазович и Лукович... В принципе, для названия фотографии больше ничего и не надо. Нет, конечно можно вспомнить слова одного генерального директора про то, что Лукович – это отвлекающий маневр от Парехи, но это будет слишком. Так что просто – Лазович и Лукович.

План на игру Бердыев придумал. Хороший был план. Нет, он не стал играть против Спаллетти как против Гвардиолы: «Зенит» при всем нашем уважении – не «Барселона». С другой стороны, забив быстрый гол «Спартаку» именно как против каталонцев Бабай и сыграл оставшуюся часть матча, что, конечно, не означает, что один генеральный директор прав. Нет, «Спартак» тоже не «Барселона», просто попытка Карпина этим набором игроков играть контроль мяча успешно разбивается двойным эшелоном в обороне с правильной подстраховкой по зонам.

А вот остановить «Барселону» как раз можно только на подступах к своей штрафной. При условии запредельной концентрации и божьей милости.

Против «Зенита» играть так не слишком с руки. Во-первых, «Рубину» именно сейчас хорошо бы было зацепить три очка у петербуржцев. Не одно, а именно три, потому как отыгрывать четыре – это не то же самое, что семь. А как раз сейчас «Зенит» вступает в игру на три фронта. Во-вторых, схема Спаллетти предполагает участие в атаке до восьми игроков одновременно, хотя не все они, конечно, будут выше или даже вровень с мячом. Прижиматься к воротами в этом случае – позволить насесть на них огромному количеству соперников. Поэтому Бердыев применил по сути самую грамотную тактику, которую мог сейчас использовать – высокий прессинг. Тот, который слабо работает с «Барселоной», но очень неприятен для «Зенита».

Суть проста: отсечь защиту и опорников сине-бело-голубых от группы атаки, главным образом – от Данни. В этом разрыве должны и были действовать Нобоа и Семак, один ниже, другой выше, доставляя мяч главной ударной силе казанцев – Караденизу и Касаеву. И именно здесь должна была решаться судьба матча.

А Спаллетти именно вот тут угадал. С одной стороны у него был выбор: поставить Данни на место «десятки», а там его техника пусть решает. Этот вариант был бы очень спорным – казанцы как раз и настроились на то, чтобы оставить португальца без мяча. Нет, Спалетти выпускает самый защитный вариант средней линии, который у него есть: Денисов, Широков, над ними Зырянов. Понятно, что любой из этого трио может играть и в атаку, но главное для данного матча – эта троица способна выжигать все живое в своей зоне ответственности.

Это стало для казанцев неприятным сюрпризом:

А Данни отправился на место левого инсайда. Поэтому не надо так уж ругать Зырянова, что многие делали после матча: мол, много потерь, пасы в никуда и т.д. Просто все ништяки от гостей, коорые должны быле достаться Данни, упали именно ему. Поэтому-то, кстати, на эту позицию и был поставлен именно он, а не Файзулин, которого бы казанцы просто съели. Поэтому-то в первом тайме «Зенит» играл больше средним и длинным пасом, перебрасывая казанскую зондеркоманду, отсекая как раз ее от мяча.

При этом первый тайм получился если не равным, то весьма упорным. «Рубин» атаковать не то что пытался – делал это активно и с удовольствием. Но игра «Зенита» в обороне в этом сезоне вызывает только восхищенные отзывы, особенно если полузащита в варианте линии Манергейма.

По большому счету атакующий потенциал гостей сводился к нескольким фигурам. Во-первых, Семак.

Выдвинутый вперед он фактически разменял Денисова, который в большинстве случаев единоборства выигрывал.

Во-вторых, экс-зенитовец Касаев. Он много двигался, брал игру на себя и один в один часто обыгрывал оппонентов, особенно Губочана. Но есть у этого игрока маленький нюанс, как майонез в картошке фри во Франции или приставка «ле» перед «Биг Мак».

Он катастрофически не видит поля. Все его проходы заканчивались или ударом в никуда, или пасом в небо. Сложно сказать, сможет ли Касаев измениться в этом плане, особенно учитывая не слишком уж гениальную работу Бердыева по доводке талантов. Не его это. Вот расставить имеющихся игроков так, чтобы сильные стороны выпирали, как красивая грудь у блондинки на пляже, а слабые – наоборот нивелировались, как целлюлит у нее же – в этом Бабай даст сто очков вперед многим. Поэтому не сильно удивлюсь, если в одном из следующих матчей Касаев окажется на месте центрального нападающего.

А в этом матче он был заменен на Горбанца – явный признак того, что Бердыев предпочел на концовку не индивидуальную технику, а командные взаимодействия.

Крепыш Карадениз – это третья сильная фигура Бердыева. Беда в том, что турок – далеко не первый нападающий, поэтому вынужденная позиция центрального форварда трансформировалась в некоторый гибрид: Карадениз вроде как и на острие, но действует из глубины. В итоге «Рубин» почти весь матч провел без центрфорварда, а с забегами трабзонца Мейра и Ломбертс справлялись почти во всех случаях.

Доставлять мяч в атакующий блок казанцев должен был Нобоа. Но эквадорец аннигилировался в борьбе с полузащитниками хозяев и большого беспокойства Малафееву не доставлял.

Опасность представляли стандарты «Рубина», которые как раз Нобоа и исполнял. Несколько раз стадион облегченно выдыхал, когда мяч с углового закручивался куда-то в район створа ворот, где казанцы уже создавали необходимую для позитивного хаоса толкучку.

Видно, что стандарты у Бердыева наигрываются, но есть одно «но»: «большие» игроки – Сесар Навас и Орехов – не забили в этом сезоне ни одного гола.

«Зенит» ответил своим стандартом, но тоже вхолостую.

В первом тайме казалось, что игра идет до ошибки. Но нет, «Рубин» трижды ошибался возле своей штрафной, но забил «Зенит» после собственной комбинации. Две ошибки хозяев гости также не использовали, что особенно обидно было Быстрову П., который на некоторое время потерялся в пространстве и времени.

Вообще, глядя на Быстрова, болельщики Казани с нетерпением смотрят на часы, ожидая выздоровления Казанцева Рязанцева. Быстров – игрок крепкий, но ждать от него чудесного преображения в игрока отличного уже поздно.

А что же «Зенит»?

А «Зенит» переждал натиск гостей, планомерно гася их атаки, время от времени огрызаясь джебами. Спаллетти не стал форсировать события, он ждал, когда «Рубин» устанет.

Игра перевернулась на самом деле еще в первом тайме. Вот Ломбертс изобразил из себя статую из Рио и как бы сказал: все, начинаем.

И «Зенит» побежал. Физическая готовность петербуржцев оказалась несравненно выше, нежели у футболистов в футболках цвета венозной крови. И вот тут надо бы отметить, что Бердыев ошибся, не перестроив игру, когда вроде как все уже встало на свои места. В качестве оправдания можно сказать, что часто это становится ясным уже некоторое время спустя, когда можно спокойно посидеть, обдумать произошедшее.

Но так или иначе, провал «Рубина» состоялся на левом фланге. Заводилой убийства выступил Данни, которого именно там Бабай и не ждал.

Тут еще и звезды легли. Данни и так был практически освобожден от черновой работы, так еще и сверхранняя травма Салуквадзе облегчила ему задачу по максимуму. Баляйкин-то игрок хороший, но тут он был брошен грудью на мины на непривычную позицию, да еще и под португальца. Он справлялся, как мог, но именно из его зоны прилетели голевые моменты. И ведь не скажешь, что именно он виноват, но факт остается фактом.

А тут еще и Кержаков вспомнил, что утром он забыл поздравить Филиппа III бабушку...

Взвинченный «Зенитом» темп разнес на кусочки и план Бердыева, и построения команды в принципе. Как раз средняя линия казанцев, наевшаяся по самое не могу в первом тайме, оказалась отрезана от собственной защиты. И в атаке, и, что самое страшное – в обороне. Полузащитники перестали успевать возвращаться, что тем более удивительно: ведь как таковых контратак у «Рубина» практически и не было.

В итоге паника началась и среди защитников. Даже непробиваемый Рыжиков вдруг стал дергаться и потерял управление игрой. В этом моменте, например, он благополучно забыл крикнуть Орехову, что выходит на мяч. И только чудом защитник не сыграл по круглому, но не «Джабулани» – мог и по голове попасть.

Потеря Быстрова в такой игре уже не могла помешать «Зениту». Розина выглядел не хуже, да и боролся большей страстью.

Уж не знаю, видел ли итальянец жабу на одну из моих карточек, но Орехов этого Карлсона точно запомнит надолго.

Все это закончилось логичным удвоением счета: Губочан навесил как-то даже от безысходности, но Ансальди вдруг начал думать не иначе как об аэродинамических свойствах своей прически, Рыжиков побежал за всю Казань, и ему только и оставалось смотреть, как мяч влетает в дальний угол.

«Петровский» взорвался во второй раз, и уже не умолкал до конца.

Кержаков очень хотел третий, Розина в выгодной ситуации не бьет сам, а отдает на дальнюю тезке, но чуть сильно. Стадион распевает «Саша Кержаков», тот в паузах аплодирует. Картина, пронизанная пафосом, но именно такие моменты помнятся годами и фанатами, и игроками.

И замена Кержакова превратилась в чествование, что, понятное дело, не удивительно.

Принципиально картина матча не изменилась: «Зенит» продолжал владеть подавляющим преимуществом, и только Данни, получив пространство, разряженное усталыми казанцами, расширил ареал своего обитания, прорываясь уже по всему фронту атаки. Но было видно, что и хозяева чуть сбавили обороты, явно помня о матче в среду.

Практически все, что «Рубин» создал во втором тайме – это один штрафной. Выход Мартинса не мог быть панацеей, учитывая, что он только приехал и в жесткие схемы Бердыева еще не вписан. Отведенное ему время нигериец словно бы играл за какую-то третью команду: казанцам он не помогал, петербуржцам не докучал.

Данни теоретически мог завершить дело разгромом, но в последний момент мяч у него выбили. Опять же было видно, что «улитку» португалец делает по счету – помня о ногах и матче с румынами. Вот там беречь свои и чужие конечности не придется точно, особенно помня о стиле игры «Унири».

Нарастающим итогом: после первого тура отрыв «Зенита» от пелотона составляет три победы плюс преимущество по личным встречам над ЦСКА, «Рубином», Нальчиком и много кем еще.

Задел петербуржцы создали себе огромный, даже с учетом потенциального осеннего графика. Команда имеет хорошую скамейку и тренера, который умеет ее использовать.

Физическая форма «Зенита» восхищает. Как предсезонная подготовка, так и перерыв на мундиаль были использованы с блеском. Глядя на следующее фото, «кто-то юморит со злости», а я вот вспоминаю, что всю жизнь весил 60 кило, мог жрать все, что угодно и в любых количествах без вреда для торчащих ребер. Сейчас же мне приходится ежедневно крутить педали велосипеда и украшать гостиную скамейкой для пресса. Вот и бросай курить после этого. Вот и старей после этого. Я бы и не бросал, и не старел, но ничего не попишешь: велосипед и скамейка для пресса – удел мужчины после 30...

А Кержаков как бы говорит нам, что четыре пальца Аршавина – это далеко не предел. Что ж, за пальцы никто не тянул...

О поддержке, да.

Такого уровня домашней «шизы» я не помню... Нет, даже не с «Баварии», а еще раньше – с «Марселя», когда 1:3 в гостях превратились в 2:0 дома. Глядя на майки – поздравляю «МХ» с годовщиной.

Матч закончен. Бердыев признал, что закончен он так, как распределены реальные силы на данный момент. Бердыев умеет признавать поражения, делает он это точно с таким же лицом, с каким радуется или злится.

Вернет ли он золотые медали «Зениту», как когда-то вернул Филипп Добрый большую часть утянутых земель Людовику? Время покажет, пока все на то похоже. Но сыграно еще только 15 туров, а впереди столько же. Вчерашний матч в «Лужниках» показал, что какие-то новые идеи Слуцкому на голову не свалились, но вернувшийся Вагнер и очень хороший Думбия – это та сила, которая может перевернуть любой матч вне тренерских установок просто за счет индивидуального мастерства. Но в любом случае и ЦСКА, и «Рубин» теперь должны ждать ошибок «Зенита», потому что даже на двоих они смогут отобрать у него не больше шести очков. А надо десять. Или девять, но с победой ЦСКА в два мяча (но не 2:0) на «Петровском).

Что ж, одни поют «Нас не догонят», другие – «Усталость забыта, колышется чад...»

Тем веселее.