4 мин.

Лондон-2012? Забудьте

«Город как в сказке, мать вашу, а? Каналы, мосты, старые церкви... Сраные лебеди плавают! Настоящая долбаная сказка!» [In Bruges]

Больше всего мне в Брюгге нравился паб через дорогу от отеля и завтраки по утрам, моментально излечивающие от всех тревожных симптомов, как тоска, обезвоживание, воспаленный взгляд, обостренный слух и нервные реакции на все, что передвигается быстрее улитки.

Французский Кале встречал объявлением - на городской пляж не пускают ВСЕХ животных с мая по октябрь. Вход запрещен. Между тем, я видел там изрядное количество собак, жутковатых француженок, загорающих топлесс и мужиков с совсем животными усами. Поэтому я рискнул и тоже пошел. Брел среди животных по берегу не меньше часа, и в итоге дошел до Рю Де Ля Меер, старого военного кладбища и разбросанных по холмам пулеметных дотов со следами пуль крупного калибра и разломами от взрывов. Сейчас они раскрашены всевозможными граффити и наверху битое бутылочное стекло и алюминиевые банки.

Один за другим мимо шли паромы в сторону Британии, яхты и малые суда, я плавал в водах Северного моря, «Крузенштерн» уже возвращался в свой порт приписки - Калининград, а «Седов» продолжал кругосветное плавание, избегая заходов в некоторые недружественные порты. По внутреннему каналу, должно быть, опять показывают кино о затоплении судов, о пиратах и жестоких и бессмысленных убийствах (типа «Хостела») и еще там много про бои на саблях. Трудно, находясь в море, не воспринимать это как руководство к действию, особенно распивая с радистом из маленьких контрабандных бутылочек ямайский ром...

Затем был Лилль и «Евростар» до Лондона. Некоторый сборные и сейчас поступают именно так. Живут в Кале или в Лилле, утром садятся на «Евростар» - и уже через час находятся в «Кинг’с Кросс», в центре Лондона. К примеру, чтобы добраться из Кенсингтона, где мы жили, до Excel-арены, где был олимпийский бокс - тот же час. Под Ла-Маншем, между прочим, у меня даже работал сотовый. И цены на гостиницы на севере Франции совсем не такие зверские. Сейчас, со стартом Игр, многие отели серьезно снизили цены, и туристы поехали в Лондон, но еще дней 10 назад они готовились встречать Олимпиаду полупустыми.

Примерно так же - с билетами на соревнования. Из России их было купить проще, чем из Британии, например. А в Брюгге и в Лилле на порядок больше олимпийских сувениров и Лондонской символики на улицах. Говорят, самые высокие телевизионные рейтинги и общий интерес к Играм - в Китае и странах Латинской Америки. Соответственно, и в Лондон едут в большом количестве азиаты и латиноамериканцы.

Молоденькие японки пищат от восторга при виде Биг-Бена, везде пытаются сфотографироваться в прыжке, зависая в воздухе, а присутствие латиносов в сумасшедших количествах выдает испанская речь на улицах со всевозможными акцентами и запахи еды - например, возле моста Тауэра готовят, кажется, только паэлью и эмпанадас. И над всем этим кружатся гребаные вертолеты.

Постоянное стрекотание над головой, наверное, и есть единственный признак того, что в Лондоне происходит что-то странное, не рядовое. Метро работает в штатном режиме. Пробок не больше обычного и водители привыкли к спец-полосе для Олимпийского транспорта. Все почти уже забыли о взятке одного автогиганта, который единственный получил право брендировать свои машины олимпийской символикой, чем совершенно вывел из себя конкурентов.

Это все глубоко неважно, как в принципе сам факт проведения Олимпиады в Лондоне. Это то, что пройдет и забудется, а дух старой столицы, и в этот раз оставшийся нетронутым, он останется. Британские таблоиды, конечно, ревут и завывают, муссируя детали новых олимпийских скандалов, пересчитывая чужие деньги и гадая, сколько и кому принесет Олимпиада... Но общество преисполненное, возможно, внутренней усталости, где-то врожденного снобизма, который так высмеивал Теккерей, где-то просто оставаясь в стороне от ажиотажа, неожиданно реально начинает смотреть на вещи.

И я вместе с ними понимаю, что плыть на «Крузенштерне», это было круто, слушать Duran-Duran в Гайд-парке - отлично, увидеть в одну поездку Лондон, Париж, Брюгге и много всего еще - просто офигенно, и даже Мумий-тролль (ууууутекааай) и Гарик Сукачев (со своей бабушкой) в «Сочи-парке» были хороши и к месту. Но Олимпиада? Все это прекрасно существует вне игр. Даже Дэнни Бойл. Или в особенности Дэнни Бойл - как вам будет угодно.

Что еще? Дядя Вернон все так же играет на аккордеоне для мистера Вайсса, а тетушка Мейм живет в проходной старого отеля – и посылает всех к черту. А на Портобелло Роуд все так же торгуют старьевшики, шмоточники, ямайские наркоманы, специалисты по краденым предметам искусства и антиквариату. Правда, там теперь тоже готовят паэлью и эмпанадас, но всегда можно взять в пабе взять пинту черного, выйти на улицу, и послушать местных музыкантов.

Кале - Лилль - Лондон