Ностальгия и модерн
Блог

29 лет назад разбился Айртон Сенна. Вот 9 мегатекстов о сути его гениального пилотажа и вкладе в безопасность треков

Увлекательное чтиво на весь день.

21 марта 1960 года в бразильском Сан-Паулу родился будущий трехкратный чемпион «Формулы-1» Айртон Сенна. Впереди его ждали 41 победа в Гран-при, 65 поулов, 80 подиумов, звание одного из величайших гонщиков «Ф-1» и вечная слава.

А 1 мая 1994 года в Гран-при на Имоле он разбился. Причем ушел Волшебник максимально показательно: лидируя в гонке в не самом быстром болиде и рискуя на кочках опаснейшей траектории. Трагедия на треке имени Энцо и Дино Феррари изменила гонки: подтолкнула усиленную трансформацию автодромов и повышение уровня безопасности, хотя самыми вероятными версиями причин аварии остаются несовершенство «Уильямса» того сезона и пилотажная ошибка.

«Поворот «Тамбурелло» вообще-то довольно просто пройти с полным газом, – вспоминал создатель рокового болида Эдриан Ньюи. – Но в вираже очень много кочек — они находились в основном на внутренней траектории, а на внешней их было меньше. Дэймон каждый раз предпочитал более безопасную внешнюю траекторию, но Айртон постоянно выбирал более скоростную внутреннюю».

В гибели Сенны винят поломку машины, но версия с рисковым пилотажем вновь актуальна: лучший инженер «Ф-1» вспомнил трагедию в Имоле

Гибель Сенны изменила «Ф-1»: новые шлемы, системы защиты пилотов и переделанные легендарные автодромы

Но чем же Айртон так выделялся? Прежде всего уникальными гоночными техниками и ментальностью: подгазовывал в поворотах и двигал индустрию производства тормозов

«Казалось, он мог заставить машину делать то, что другим было попросту не под силу, – рассказывал в книге «Как построить машину» главный инженерный ум «Формулы-1» Эдриан Ньюи. – Сенна развил особую технику вождения, при которой жал на педали тормоза и газа одновременно. Естественно, это было до появления подрулевых лепестков: тогда по-прежнему присутствовали педаль сцепления и рычаг переключения передач. Техника заключалась в одновременной работе газом и тормозом в повороте: так он удерживал турбину на повышенных оборотах, чтобы, когда на выходе из поворота ему понадобится мощность для разгона, турбо была уже раскручена».

Полный разбор уникальных техник Волшебника – здесь

«Айртон творил с машиной то, что другие называли безумием». Лучший инженер современной «Ф-1» – об уникальности Сенны

Один из величайших моментов в карьере Айртона – наверное, лучший гоночный круг в его карьере на Гран-при Европы 1993-го на «Донингтон-Парке». Сенна под проливным дождем выдал рывок в лидеры с пятого места в самом начале, а на финише привез всем отставание почти в круг.

«Я думал примерно так: «Ладно, это первый круг гонки, шины холодные, баки полные. Посмотрим, что выйдет: постараемся просто пережить первый круг, найти ритм, а дальше будет видно». Когда же ты смотришь первый круг Айртона, то понимаешь, что у него все наоборот – никаких подождать и посмотреть, сразу включайся и уничтожай всех!» – так тот момент вспоминает Карл Вендлингер – первый, кого Сенна обогнал в тот день.

Больше воспоминаний его бывших соперников и коллег о том дне и причинах, почему Сенна вообще был так хорош в дождь – здесь 

На самом деле Сенна рассказал все о своем пилотаже. Кассету с записью потеряли и нашли только через 30 лет

«Нужно заранее определить максимальную скорость для проезда критического момента. Это целиком упирается в визуализацию. Затем уже включается реакция — ощущения от рук, ног и тела. С этого момента все выполняется на автоматизме. Дальше будешь реагировать в соответствии с визуальной точностью оценки, пока не достигнешь цели.

Способность правильно оценивать ситуацию и есть та самая вещь, позволяющая выступать на самом высоком уровне. Если ты не полностью сконцентрирован на этом, то страдают и способности к визуализации. Это приходит при достижении психологического равновесия. В хорошем психологическом состоянии визуальная чувствительность намного выше и точнее, все ощущается более естественным и простым и требует меньших энергетических затрат. Легче со всем справляться, и нервная система напряжена намного меньше, а когда в следующий поворот въезжаешь без чрезмерного напряжения, то и оценка ситуации будет точнее. Все сводится к сохранению равновесия».

Весь монолог Волшебника о его даре и особенностях пилотажа – здесь

Сенна первым среди гонщиков писал советы для молодежи в журнал и выпустил учебник по пилотажу: раскрыл там все секреты «Ф-1»

«Когда я занимался картингом, один старый механик сказал мне: «Если чувствуешь, что теряешь сцепление с трассой с мыслью: «сейчас меня сорвет», но вместо этого остаешься на треке – значит ты достиг своего предела и едешь с максимально возможной скоростью». Это лучшее определение предела, что я слышал за карьеру.

Но во время гонки вы всегда должны ехать слегка ниже ваших пределов и пределов машины. Пилоты, всегда гнавшие на пределе – скорее исключение из правил».

Все откровения Айртона насчет каждого аспекта гонок – от питания и тренировок до нажатий на педали газа и тормоза – здесь

А еще Сенна был – бизнес-гением: заключил дилерскую мегасделку с «Ауди», запретив запуск завода в Бразилии без своего согласия. И внедрил в «Ф-1» понятие «имиджевых прав»

«Сенна заработал невероятно огромные деньги за пределами «Ф-1». Прямо перед гибелью он заключил сделку с «Ауди»: семья стала эксклюзивным импортером марки в Бразилию вместе с правами стать национальным дилером.

И даже когда Айртон погиб, семья сохранила все права и отлично ими управляла. В конце концов «Ауди» решила построить собственный завод в Бразилии, но из-за множества оговорок эксклюзивности в контракте с семьей Сенна концерну пришлось выкупать права импортера и дилерства обратно. Потому что в противном случае у них не было прав выпускать машины «Ауди» на территории Бразилии – заводу пришлось бы покупать лицензию на импорт произведенных в стране машин!»

Бывший агент и менеджер Айртона раскрыл все секреты деловой хватки Волшебника – он и в бизнесе царил почти как на треке

«Его величие простиралось дальше пилотажа». Култхард — о гибели Сенны и дебюте в машине Айртона

Фото: globallookpress.com/imago-images.de, imago sportfotodienst

32 комментария

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Личность как Ф1 так и за ее приделами.Бог! С тех пор нет ни одного гонщика чемпиона к которому при жизни было столько внимания.Рад что был его современником и видел его гонки.
+16
-1
+15
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Великий гонщик и человек!!!
+12
-1
+11
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Помню это утро, когда узнал страшную новость. Как будто мир остановился.
+9
0
+9
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Современным кнопкодавам ф1 такое и не снится-предел, игра педалями, ощущение тела.....берегите шины мальчики, для обгона включайте ДРС, не рискуйте, не перепутайте кнопочки на джойстике....тьфу руле, если моросит дождик сидим под навесом пару часов
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Помним,любим,скорбим 🙏🙏🙏😞
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
я видел ту гонку в прямом эфире, шок был на всю европу
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Видел в прямом эфире.... и голос Шугурова за кадром: " Сенна просто остаётся в машине и ждёт, когда маршалы помогут ему выбраться ...." ....Если бы так... Через 2-3 часа, когда объявили, что Сенна скончался , жена разрыдалась...
...Да, причиной был лопнувший вал руля, "удлинённый" накануне по просьбе Айртона.. Но наспех и безграмотно..
А кочек в Тамбурелло было множество - это хорошо видно из камеры шедшего сзади Шумахера - из-под Вильямса постоянно вылетали искры...
...Трудно было поверть... Роковой удар оторвавшимся верхним правым рычагом подвески в замое "уязвимое" место шлема.... всё ришили какие-то пара сантиметров...
+2
0
+2
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Помним, любим, но не скорбим. Сенна прожил великолепную (пусть и недолгую) жизнь, вписал свое имя в вершину истории автоспорта. Скорбеть нужно о неудачниках, доживших до 90 лет, но так и не сумевших себя реализовать. Так считаю.
Скорбим тоже, потому что Айртон мог сделать ещё очень много как в своей карьере, так и для автоспорта в целом
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
"хотя самыми вероятными версиями причин аварии остаются несовершенство «Уильямса» того сезона и пилотажная ошибка" - емае, уже 15 лет как судом доказано, что причиной аварии стала колхозная модификация рулевой колонки и ее преждевременный износ и излом перед аварией в месте сварки, за что был условно наказан (и избавлен от ответсвенности в силу истечения срока давности) некий Хэд (и не наказан некий Ньюи и два вилковых дровосека с болгаркой), а вы все продолжаете культивировать спекуляции вперемешку с откровенной чушью
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
#sennasempre
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Arksun
Помним,любим,скорбим 🙏🙏🙏😞
Помним, любим, но не скорбим. Сенна прожил великолепную (пусть и недолгую) жизнь, вписал свое имя в вершину истории автоспорта. Скорбеть нужно о неудачниках, доживших до 90 лет, но так и не сумевших себя реализовать. Так считаю.
+1
-1
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ aim
Страшную новость ты мог узнать только вечером, но никак не утром
А я тоже помню утро. Тогда же никакого интернета не было, в вечерних новостях на центральном телевидении такого или не рассказывали, или это было легко пропустить (на все про все - минуты три в разделе "новости спорта"). Днем была гонка, вечером констатировали смерть, а услышал я об этом утром по радио.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ aim
Страшную новость ты мог узнать только вечером, но никак не утром
В Америке утром.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Помним, любим, но не скорбим. Сенна прожил великолепную (пусть и недолгую) жизнь, вписал свое имя в вершину истории автоспорта. Скорбеть нужно о неудачниках, доживших до 90 лет, но так и не сумевших себя реализовать. Так считаю.
Скорбь - крайняя печаль, горесть, страдание.Погугли,то есть по-твоему,если кто-то из чьих-то родственников умер и они скорбят,то значит неудачником был.Бред...себя послушай на диктофоне со стороны
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Pospishil
Помню это утро, когда узнал страшную новость. Как будто мир остановился.
Страшную новость ты мог узнать только вечером, но никак не утром
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ aim
Страшную новость ты мог узнать только вечером, но никак не утром
Я утром узнал в Москве. Подлечись
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ aim
Страшную новость ты мог узнать только вечером, но никак не утром
Пошел нахрен
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Say_Cheese
Да, я смотрел эпичнейшее почти трёхчасовое видео об этом расследовании на канале "Дневник Шумахера". Очень качественно, разобрано во всех деталях.
Да всем интересующимся это давным давно известно. Это мало того, что ОФИЦИАЛЬНО заключил суд, который длился почти те же 15 лет, так еще и сам Ньюи не постеснялся об этом написать в мемуарах. Но чел этот молодец, да, собрал в видосе все факты воедино грамотно и интересно. А вот то, что какие то типы продолжают уже почти 30 лет культивировать полную чушь про пилотажную ошибку (эту чушь, кстати, запустили Хилл с Култхардом чтобы выгородить вилок в суде) - это уродская какая то некомпетентность. Такие, как Сенна, в тамбуреллах не ошибаются (привет, Бергер), это простейший поворот "тапок-в-пол", а не какой нибудь О’Руж. Так ладно нубы со спорца, так и National Georgaphic туда же !
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ aim
Страшную новость ты мог узнать только вечером, но никак не утром
Новость о смерти была на следующее утро. В больницу его увезли формально живым.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Pospishil
Помню это утро, когда узнал страшную новость. Как будто мир остановился.
После обеда бабушка села смотреть какой-то сериал по 2x2, там в перерыве новости были, вот в этих новостях и сообщили, у меня сердце "упало" аж.. Потому что вот только что же я смотрел эту гонку с ним на старте и вот...
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ aim
Страшную новость ты мог узнать только вечером, но никак не утром
Да, вечером. Человек видимо имел ввиду утро следующего дня. Я 14-летний узнал из вечерних спортивных новостей, хотя всегда специально не смотрел новости, чтобы на следующий день посмотреть трансляцию.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Помним! И будем помнить всегда! Герой детства и юности.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Как бы хотелось вернуть всех великих гонщиков, посадить в современные болиды и дать время на тесты, а потом посмотреть, кто кого. Эх...
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Айртон навсегда останется в памяти для меня не провзойденным волшебником..Я счастлив ,что удалось видеть как он пилотирует болид. Спасибо за материал!
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
В текст про Сенну ставить все его фото из короткой карьеры в Уильямсе - ну такое себе...
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Показать все комментарии
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий