7 мин.

Ярно Трулли. Чао, итальяно?

В последнее время в Формуле-1 задул ветер перемен. И последним из так называемой «старой гвардии» был заменён на более молодого и перспективного Виталия Петрова итальянец Ярно Трулли, которому, похоже, теперь придётся завершить свою карьеру в Королевских Гонках после ухода из «Катерхэма».

Решение команды из Норфолка привело к тому, что впервые с 1970 года на стартовой решётке Формулы-1 не будет ни одного итальянца — и впервые с 1997 года имя Трулли не украсит список финишировавших… Родившийся в Пескаре в 1974 году в семье любителей автоспорта, Трулли был назван в честь финского мотогонщика-чемпиона Ярно Сааринена, погибшего в Монце за год до этого. Трулли начал гоняться в картинге, когда ему не было и десяти, и к 1995 году выиграл практически все титулы, за которые ему довелось бороться.

Несмотря на это, ему пришлось искать финансовую поддержку для перехода в более серьёзные формульные серии. И только когда в 1995 ему предложили место в немецкой Формуле-3, повышение состоялось. Две победы в шести гонках в том году предопределили расклад и на 1996 год, когда он доминировал в серии и стал в итоге чемпионом, одержав шесть побед. К тому времени он уже был под покровительством босса команды «Бенеттон» Флавио Бриаторе.

Его планам отправиться в Японию и Ф3000 в 1997 году не суждено было сбыться, когда ему предложили дебютировать в Гран-при на «Минарди» в Австралии. Он показал себя с лучшей стороны с первых же кругов и был приглашён в «Прост» в середине сезона на замену травмировавшемуся Оливье Панису. Он финишировал четвёртым на Нюрбургринге и, вопреки всем прогнозам, в сенсационном стиле лидировал в Австрии, но сошёл. Когда Панис поправился, Трулли пришлось уступить место, но затем он стал напарником француза на следующие два сезона.

Некоторое время он пытался чего-то добиться в не самом сильном «Просте», хотя в один из дней смог взобраться на второе место в дождевом Гран-при Европы 1999 года. Но в 2000 году перебрался в «Джордан» и сразу же произвёл впечатление в квалификациях в Монако и Спа, заняв места в первом ряду стартовой решётки. В 10 случаях из 13 Ярно стартовал из верхушки решётки, но ему не хватало удачи, и выше четвёртого места он не поднимался. Тем не менее, на следующий год он был ещё лучше и великолепнее в квалификациях, стартовав с первых четырёх рядов в 15 гонках. Его лучшими результатами стали два четвёртых места.

Смена декораций произошла в 2002 году, когда Трулли вернулся к истокам, присоединившись к «Рено», бывшему «Бенеттону». Он не смог соперничать с напарником Дженсоном Баттоном и потому не улучшил свой лучший результат — четвёртое место. Однако всё встало на свои места с более конкурентоспособным болидом 2003 года, когда, к тому же, его напарником стал Фернандо Алонсо. Несмотря на то, что Ярно был не в состоянии совладать с будущим чемпионом, он всё же впервые за четыре года поднялся на подиум, финишировав третьим в Хоффенхайме, и дважды стартовал с первого ряда.

Сезон 2004 стал неоднозначным для Трулли. Он с первых же гонок стал набирать очки, и однажды случился тот потрясающий день, когда он победил с поула в Монако. Позже он завоюет ещё один поул — в Спа, но последовавшая затем серия очень неудачных гонок привела к расставанию с командой «Рено» после Гран-при Италии в Монце, за три этапа до конца чемпионата. Вскоре после этого он оформил отношения с «Тойотой» и даже провёл две заключительные гонки сезона 2004 на новой машине. Стартовал он впечатляюще, квалифицировавшись шестым в Японии, хотя и не набрал очков ни там, ни в Бразилии в финальной гонке.

В начале 2005 года звезда Трулли снова засияла на небосклоне. Он прекрасно начал сезон, приехав на финиш вторым в Малайзии и Бахрейне, и третьим — в Испании. Кроме того, он заработал первый поул для «Тойоты» в Индианаполисе. Во второй половине сезона его результаты несколько упали. Тем не менее, в целом, он финишировал в очках девять раз, что принесло ему седьмое место в зачёте пилотов. Трулли лишь на два очка отстал от напарника Ральфа Шумахера. Кроме того, на протяжении всего сезона он блистал в квалификациях и по средней позиции на сетке занял второе место позади чемпиона мира Фернандо Алонсо.

В первой половине сезона 2006 «Тойота» оказалась не в состоянии бороться за высокие позиции, Трулли выкладывался на полную, но не мог набрать очков аж до девятого этапа в Канаде, где стал шестым. Четвёртое место через неделю в Индианаполисе было обнадёживающим, но там он заработал лишь три очка, оставшись на 12-м месте в зачёте. Результаты не отражали истинный квалификационный темп Трулли, и эта тенденция продолжилась и в 2007 году, когда он стал 13-м в общем зачёте чемпионата.

В 2008 году «Тойота» вроде бы снова пришла в себя, а Трулли набрал очки в 10 гонках из 18. Его третье место во Франции позволило команде вернуться на подиум впервые с 2006 года, а сам итальянец вернулся в десятку лучших в индивидуальном зачёте (стал девятым с 31 очком), что предвещало прогресс в 2009. Конечно же, прогресс продолжился тремя подиумами и восьмым местом в зачёте пилотов.

Тем не менее, Ярно Трулли не мог ничего поделать с решением «Тойоты» об уходе из Формулы-1, что побудило его вернуться к бывшему техническому директору Майку Гаскойну в новую команду «Лотус», пришедшую в Королевские Гонки в 2010 году. Он понимал, что это будет очень трудная задача, и она соответствовала его ожиданиям. Хотя он поначалу и был лучше в квалификациях, чем его напарник финн Хейкки Ковалайнен, но в гонках его постоянно преследовали неудачи, и лучшим его финишем стало 13-е место (позади Ковалайнена) в Японии.

В то время как в 2011 году команда начала потихоньку вставать на ноги, итальянец продолжал барахтаться в конце пелетона. Недовольный усилителем руля, он стал уступать Ковалайнену и в темпе, и в настрое. В Монако он вроде бы смог опередить финна и финишировать 13-м, но это была лишь короткая передышка, и в июле ему и вовсе решили дать передохнуть, посадив за руль в Германии резервного пилота Каруна Чандхока. Трулли вернулся в кокпит на следующем этапе в Венгрии, и новая система рулевого управления помогла ему продолжить выступления до конца сезона, и в итоге он закончил его впереди Ковалайнена на 21-й строчке в личном зачёте.

Всю зиму ходили слухи о возможной замене итальянца, но он предпочитал не придавать этому большого значения и отмахивался от журналистов, заявляя, что у него есть контракт на 2012 год, и что его место в команде находится в безопасности. Он даже принял участие в первых зимних тестах за «Катерхэм» в Хересе и был готов продолжать сотрудничество. У его команды, однако, были другие планы, и только через неделю было объявлено о замене 37-летнего итальянца на Виталия Петрова, экс-пилота «Лотус-Рено».

Ярно Трулли поблагодарил теперь уже бывшую команду за прекрасное сотрудничество и сказал, что был готов к такому решению и понимает его. И теперь, похоже, ему предстоит попрощаться с Формулой-1 после долгой, 15-летней карьеры в Королевских гонках.

Источник: formula1.com

 

Следите за журналом через наш сайт

Следить за нашим журналом можно и в социальных сетях:

Предыдущие выпуски:

Не пропустить следующие выпуски удобнее всего, подписавшись на блог журнала: