Загрузить фотографиюОчиститьИскать

В сторону Антарктиды

Сегодня в Австралии стартует одна из самых престижных гонок в мире парусного спорта – «Сидней – Хобарт». Впервые в истории гонки одна из команд, выступающая в классе «Дракон», пойдет под российским флагом, а в составе экипажа будут сразу три российских участника – Михаил Муратов, Игорь Гойхберг и Дмитрий Самохин. Перед началом гонки Муратов рассказал Sports.ru о том, с чем им предстоит столкнуться в Южном полушарии.

В сторону Антарктиды
В сторону Антарктиды

О престиже гонки

Гонка «Сидней – Хобарт» – настоящая классика парусного спорта, как теннисный Уимблдон или велосипедный «Тур де Франс». Среди парусных гонок в одном ряду с ней стоят, пожалуй, еще две – Фастнетская, проходящая в Великобритании, а также Бермудская, но престиж австралийского маршрута все равно выше.

В Австралии «Сидней – Хобарт» пользуется колоссальной популярностью и является вершиной не только парусного, но и всего спортивного сезона. Ее старт приходится на 26 декабря, когда вся Австралия празднует Boxing day. Многотысячная толпа выстраивается на береговой полосе, тысячи лодок выходят в море проводить участников в путь. За развитием событий следит весь мир, телевизионные трансляции идут на страны, в которых парусный спорт пользуется популярностью.

Об истории

Впервые гонка «Сидней – Хобарт» прошла в 1945 году в виде любительского круиза, когда несколько экипажей решили совместно совершить рождественский вояж из Сиднея на Тасманию. Шли они по сравнению с нынешними временами долго – около недели, а дух соперничества превратил обычное путешествие в увлекательное соревнование, ставшее с тех пор ежегодным.

О маршруте и климате

Гонка берет старт в Сиднее на побережье Тасманова моря. Оттуда яхты следуют в южном направлении, в сторону Антарктиды. При хорошем попутном ветре за сутки им удается преодолеть Бассов пролив, который отделяет Тасманию от материка, соединяя Тихий океан с Индийским. Его глубина не превышает 80 метров, и все течения, идущие вокруг Австралии, встречаются именно там, образуя эффект «стиральной машины».

Когда к этому добавляется сильный ветер, и погода начинает шептать – создаются все условия для непредсказуемой гонки. Всем предстоит пройти около 600 миль (1200 километров), современные лодки делают это за три-четыре дня, а рекорд и вовсе составляет менее двух суток.

Российские экипажи уже ходили до Хобарта. Например, несколько лет назад здесь отметился Георгий Шайдуко. Предпринимались попытки и другими нашими соотечественниками, но все они, как правило, входили в состав интернациональных экипажей, представлявших какой-нибудь из австралийских штатов. Нынешний наш поход во многом уникален – команда будет выступать под российским флагом и, кроме того, ставит перед собой серьезные задачи.

О составе экипажа

Экипаж формировался спонтанно и весьма необычно. Как известно, в 2011 году в Австралии состоится чемпионат мира по парусному спорту, где мы с партнерами планируем выступать в классе «Дракон». Для подготовки к этому чемпионату наши австралийские друзья-яхтсмены и предложили нам идею – вместе испытать себя в «Сидней – Хобарт».

В состав команды вошло 12 человек – три россиянина и девять австралийцев. Кроме меня, это Игорь Гойхберг и Дмитрий Самохин, а с австралийской стороны – весьма известный шкипер Роджер Хикмен. К сожалению, толком познакомиться с будущими партнерами мы еще не успели, и в этом есть небольшая проблема, но, думаю, по ходу гонки нам удастся найти общий язык и подстроиться друг под друга, преодолев некую «несыгранность».

О перспективах

В Австралии мы арендовали серьезную лодку с большим потенциалом – «Corby 49». Ее длина – шестнадцать с половиной метров, а развиваемая скорость до 30 узлов (около 60 км/ч). Планируем преодолеть маршрут за 60 часов, тогда как обычная яхта тратит на его прохождение в два раза больше. Наш австралийский капитан уже не раз успешно ходил от Сиднея до Хобарта, более того трижды выигрывал эти соревнования по гандикапу. Поэтому можно смело сказать: у нас есть основания надеяться на подиум в гандикапной категории, хотя за всю историю победа лишь раз доставалась не австралийскому или новозеландскому экипажу. Попробуем повторить исторический успех англичан, которым удалось утереть нос местным яхтсменам.

О безопасности яхты

Кого попало в гонку не возьмут, организаторы проводят строгий отбор, направленный, прежде всего, на обеспечение безопасности. Все заявки оцениваются по двум направлениям – готовность яхты и экипажа. Лодку маленького размера и малым пробегом на старт не выпустят, а экипажу необходимо подтвердить собственную квалификацию – не менее половины его состава должны иметь дипломы специалистов радиосвязи, окончить курсы спасения на море, а также иметь опыт участия в гонках определенной категории.

Об опасностях

В последние годы в гонке участвует более ста яхт. Львиная доля участников, разумеется, представляют Австралию и Новую Зеландию, очень много приезжает японцев, англичан, встречаются французы, итальянцы. Надо оговориться, что по статистике около десяти процентов яхт не выходит из залива во время старта, а еще тридцать процентов оказываются не в силах пересечь Бассов пролив из-за погодных условий и технических неполадок. Так что обычно до финиша доходят не более шестидесяти процентов вышедших на старт лодок.

В Австралии, наверное, лучшая в мире система спасения на море, отработанная на протяжении многих лет. И хотя никакого судна сопровождения во время гонки не бывает, у всех экипажей имеется спутниковая связь и, так называемая, тревожная кнопка, с помощью которой можно подать сигнал бедствия. Спасательные вертолеты и специально обученная группа спасателей всегда наготове, и порой приходится прибегать к их помощи. Бывали в истории гонки и трагические события. Так в 1998 году из-за сильнейшего шторма, когда волна достигала высоты 30 метров, сразу 14 лодок утонуло, и погибло несколько человек.

О борьбе на дистанции

Победитель гонки определяется в двух номинациях. Одна – привычная, в которой выигрывает тот, кто первым преодолевает финишную линию. За этот приз, как правило, борются мультимиллионеры на огромных яхтах, и круг претендентов на победу всегда ограничен. Куда более почетна другая итоговая классификация – по гандикапу. Смысл ее в том, что каждой лодке в зависимости от ее класса по специальной системе начисляются баллы, которые затем умножаются на реальное время в пути, после чего и производится итоговое ранжирование.

Порой до финиша последней яхты непонятно, кто же выиграет, особенно когда нет сильного ветра. Все могут поменять даже последние пятнадцать минут. Но обычно уже по ходу гонки понимаешь, каким примерно идешь, кто основные соперники, высчитываешь, сопоставляешь, ведь борьба на дистанции идет непрерывно и есть огромное пространство для маневра. Раз в сутки объявляются промежуточные позиции лодок, экипажи за этим всегда внимательно следят и, исходя из полученных данных, строят свою стратегию и тактику. Становится понятно, кто является непосредственным конкурентом, но в любом случае яхтсмены всегда отталкиваются только от себя и стараются идти с максимальной скоростью.

Об удовольствии

Ходить под парусом – это и спорт и удовольствие одновременно. Ведь можно плыть на байдарках наперегонки, а можно сплавляться на них по горным рекам во время туристических походов. Также и с яхтами – кто-то занимается только для души, а кто-то находит спортивную составляющую. Парусный спорт – вообще один из самых сложных видов спорта, здесь слишком много вещей, неподвластных контролю. Отчасти его можно сравнить с конным спортом – многое зависит от интуиции и удачи.

КОММЕНТАРИИ

Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно.

Лучшие материалы