4 мин.

Ни синицы, ни журавля

На решающую гонку «Тур де Европа» в свой 11-местный велосипед Луческу усадил тех же гонщиков, у которых заклинило педали на финишной прямой в Глазго. По крайней мере, основа была той же, кроме прогнозируемого возвращения на место опорного после дисквалификации Фернандиньо (заменил Гюбшмана). Камачо также не удивил начинкой, традиционно избрав вариант с одним форвардом на острие – верзилой Оскаром Кардосо, который, похоже, окончательно вытеснил из основы Нуну Гомеша. Лишь сотрудничество в центре обороны маститого Луизао с Давидом Луисом, а не с соотечественником Эдкарлосом вызвало легкое недоумение, усилившееся после назначения арбитром пенальти.

«Шахтер», крепко держа в руках свою турнирную синицу в виде Кубка УЕФА, ожидаемо с первых минут попытался поймать в прицел лигочемпионского журавля – заставляли публика и потраченные Ринатом Ахметовым миллионы. Кроме того, виктория могла хоть немного разогнать траурные тучи над Донецком, нависшие в последнее время в связи с серией аварий на шахте имени Засядько – матч начался с минуты молчания в память о погибших шахтерах. Уже на 3-й минуте вратаря гостей с непристойно звучащей на английском фамилией Ким чуть не пробил Фернандиньо: один из лучших игроков горняков крутил в правый от себя угол, но придал мячу слишком мало оборотов – голкипер выручил. Вряд ли кого-то удивило, что итогом многообещающей прелюдии «Шахтера» стала уже давно приобретшая традиционный окрас увесистая пощечина, в который раз обнажившая главную проблему украинской команды – дефицит должного уровня концентрации. Безобиднейший заброс по левой бровке на Ди Марию ввел в ступор Кучера и Левандовски, в результате чего поляк ковырнул в подкате мяч в сторону своих ворот. Чигринский же, видимо, ввиду своей молодости, еще не успел отрастить глаза на затылке, радушно позволив Кардосо выскочить на рандеву с Пятовым. Вытянутые вперед руки Дмитрия больше напомнили приглашение на званый ужин, нежели жест отчаяния. Удар Хосе с рабочей левой ноги под перекладину – 0:1. В копилку лиссабонцев капнул 500-й еврокубковый гол, а синица выпорхнула из рук «Шахтера».

Реабилитационный порыв горняков носил довольно хаотичный характер. Луческу, задействуя фланговую кавалерию в лице Раца и Срны, не смог наладить должное взаимодействие этих скакунов со своими танками – Лукарелли и Брандао бороздили тылы врага разобщено. Правда, на 16-й минуте Брэнди чуть не заработал пенальти – адмирал правой бровки «Бенфики» Нельсон без лишних расшаркиваний чуть не продырявил ногу бразильцу, что, впрочем, арбитра Вассараса не растрогало. Зато опять «порадовала» неразлучная парочка любителей курьезов Кучер и Левандовски. Этот продукт украино-польской шоколадной фабрики проявил высшую степень благородства, подставив после оплеухи на 6-й минуте вторую щеку. Навес справа – и парагваец Кардосо, по-джордански перевисев в воздухе горе-опекунов, ударом головой в тесном сотрудничестве с плечом оформил дубль. 0:2. Журавль взял курс на Глазго, а синица отправилась в Лиссабон.

Монолитность построений гостей и ледяной блеск в глазах не сулил Киму и его приятелям никаких неприятностей. Но логика в матчах с участием «Шахтера» – дама ветреная, склонная к неожиданным фортелям. Очередной из них она выкинула на 30-й минуте, когда безобидный навес слева авторства Раца завершился выцыганенным пенальти Лукарелли. Итальянец на опыте подставился под Давида Луиса, после чего с сильным грохотом и тосканским акцентом грохнулся оземь. Кастильо на поле не было, поэтому мяч у Кристиано никто не отобрал, и 99-й номер донетчан лично пальнул с 11 метров. И едва не получив кукиш от Кима – Тотти и Паненку удар Кристиано по центру точно бы рассмешил. В общем, будь Ким чуть удачливее, вторая половина, возможно, выдалась бы не такой нервной для «орлов». На беду Камачо, заклинило Давида Луиса – через две минуты после пенальти он еще более явно толкнул в своей штрафной того же Лукарелли. У Вассараса с логикой было все в порядке, и вторую «точку» за две минуты грек не поставил. Но и без помощи судьи «Шахтер» обязан был сравнивать счет. В самом конце тайма после скидки Брандао и грамотного пропуска Лукарелли с линии штрафной бил Жадсон, но прямо по центру, где и стоял Ким.

Второй тайм можно было смотреть первые 10 минут. Именно в этот временной отрезок «Шахтер» расплескал весь ушат агрессии, которого по идее должно было хватить до конца матча. Камачевцы прижались к своим воротам, едва успевая тушить объятую пламенем атак «Шахтера» штрафную. А потом будто кто-то своей невидимой рукой отодвинул игру ближе центральному кругу – донецкие бразильцы пообмякли, а с выходом Виллиана и вовсе сбились на индивидуальный футбол. Не вошел в игру и смотревшийся перепуганным Гюбшман, увяз в бастионах, так толком и не подобравшись к «орлиному» гнезду Гладкий. Все, чего добился «Шахтер» за второй тайм – это попадание Срны в штангу с внешней стороны. Момент, возвести который в ранг стопроцентного клавиатура не поворачивается. Минуте же к 70-й горняки откровенно подсели – и это после того, как добились от украинской ПФЛ переноса матча с «Зарей», который был запланирован на минувшую субботу, чтобы получше отдохнуть перед «Бенфикой»! А ведь «Милан» к этому моменту забил такой нужный в случае успеха «Шахтера» гол…

Символичный момент приключился на 79-й минуте: Луческу рассмешил стадион, не сумев попасть по мячу, свечой падавшему прямо на ногу румынскому тренеру. Почему-то после этого стало очевидным, что «Шахтер» не отыграется. Финального штурма, который хотя бы издалека напомнил бы тот, что устроил неделю назад горнякам «Селтик», так и не вышло. Его и не могло быть. Слишком много Луческу поставил в этом розыгрыше Лиги чемпионов на своих бразильцев. А они играть до последнего, через не могу, увы, не умеют. Нету в крови у них этого. «Шахтер» потерпел четвертое поражение кряду, и в четвертый раз набирая в групповом этапе шесть очков, на сей раз не попал даже в Кубок УЕФА. Кто бы мог подумать после двух стартовых побед…

Александр ХАРЛАМОВ